Posted 5 ноября 2020, 12:52
Published 5 ноября 2020, 12:52
Modified 29 мая 2023, 10:23
Updated 29 мая 2023, 10:23
Сейчас принято считать, что хуже 2020 года не было, нет и, как все надеются, не будет. При этом как-то забывается, что любой крестьянин любого века, кроме XXI, с удовольствием махнул бы свой самый лучший год на ваш 2020-й, с его самоизоляцией под сериальчики. Поэтому самое время вспомнить действительно непростые годы в истории человечества.
Казалось бы, с чего? В истории России это разгар хрущевской оттепели, в Европе вроде бы тоже ничего страшного не произошло. Так почему этот год в числе худших?
Дело в том, что человечество — это не только Европа, Россия и США. Это еще и Азия — и в Азии в это время было действительно страшно. Даже если не брать в расчет потихоньку начинающуюся вьетнамскую войну, есть еще Китай, который в эти годы переживает последствия «Большого скачка». Стараясь добиться новых огромных урожаев, маоистский Китай в 1958 году применил на полях, кажется, все ошибочные методы сельского хозяйства, от лысенковских экспериментов до методов супергустых посевов. «Чем гуще посеять зерна, тем легче им взойти в хорошей компании; когда они растут вместе, то чувствуют себя лучше», — уверял Мао.
Урожай 1958-го действительно вышел рекордным, но последующие урожаи выдались рекордно низкими. Земля была истощена. Итог — самый страшный в истории человечества голод, унесший, по некоторым подсчетам, до 20 миллионов жизней.
Тут вроде все понятно. Остается только объяснить, почему именно 42-й, а не 41-й или, например, 43-й. 1942-й — год неопределенности. Год успешного летнего гитлеровского наступления, начала масштабных боев в Азии и широкомасштабных военных действий в Северной Африке. Победа под Сталинградом будет в начале 43-го. А пока Ржев, блокада Ленинграда, японцы в Азии, уничтожение евреев в захваченных нацистами советских городах.
Мир колеблется на весах, и никакой уверенности в победе ни у СССР, ни у западных союзников нет.
Еще один год, не считающийся особенным в Европе, но памятный в других частях света, на этот раз в Южной Америке. 1520-й — год победы Кортеса и его людей над ацтеками, но при этом как-то забывается, что быстрее испанских мечей и пуль индейцев косила оспа. Болезнь завезли на континент европейцы, и вирус пошел гулять среди не имеющих иммунитета аборигенов.
Вместе с оспой явились и другие болезни: корь, свинка, грипп. Ацтекские города вымирали подчас полностью. В то же время болезнь охватила и вторую американскую империю — инкскую. Точное количество умерших сегодня посчитать невозможно, скорее всего, жертвы исчислялись миллионами.
Еще один хорошо знакомый год с весьма дурной репутацией. Год, когда по миру начинает свое триумфальное шествие болезнь, запомнившаяся как испанский грипп или испанка. Болезнь быстро облетела земной шар, унеся более 40 миллионов жизней. Это само по себе делает 1918-й непростым, но он, увы, знаменит не одной испанкой.
Это последний год Первой мировой войны, унесшей миллионы жизней и первый год Гражданской войны в России. Год распада Германской, Османской и Австро-Венгерской империй. В общем, один из тех годов, которые лучше не повторять.
Человеческая память коротка. Когда речь заходит о войне, большинство представляет себе Вторую или максимум Первую мировую войну. Между тем 400 лет назад в Европе бушевала война, мало чем уступающая войнам XX века.
Ситуация усугублялась структурой тогдашних армий. Воевали в те годы в основном наемники, грабеж для которых был не военным преступлением, а чем-то само собой разумеющимся.
Мы взяли именно 1646-й, так как это уже конец войны, и к этому времени в руинах лежала половина Европы. Некоторые германские земли потеряли до половины всего населения. Войну сопровождали эпидемии чумы и тифа, также внесшие свой вклад в обезлюдевание территорий.
Добавьте к этому идущую в Англии кровопролитную революцию и войну в Китае, в ходе которой в одном только Ганьчжоу было вырезано около ста тысяч человек, и вы поймете, почему этот год занимает место в нашем невеселом топе.
Казалось бы, почему 16-й, а не 12-й — год русского похода Наполеона? А потому что в этом году на мир, еще не пришедший в себя после Наполеоновских войн, обрушилась новая напасть. На индонезийском острове Сумбава извергся вулкан Тамбора.
Казалось бы, извергся да извергся, черт бы с ним. Но следствием извержения стала не только гибель тысяч индонезийцев, но и так называемая «зима без лета». Поднявшийся в воздух вулканический пепел закрыл солнце, и погода, мягко говоря, ухудшилось. В США в июле шел снег, в Германии погода оставалась зимней до конца мая. Все это, естественно, породило неурожай и, как следствие, голод, охвативший планету.
Мало того, по версии многих ученых именно это событие заставило мутировать возбудителя холеры. После мутации вибрион, ранее живший только в теплом климате, приспособился к прохладе и пошел гулять по странам Европы.
Один из первых годов пришествия в Европу знаменитой Черной смерти — чумы, опустошившей половину континента. Почему именно этот год? Ну хотя бы потому, что в этот год люди еще не отошли от «великого голода» конца десятых. И еще потому, что как раз на это время приходится пик эпидемии оспы. А одновременная эпидемия оспы и чумы это, согласитесь, именно тот хтонический ужас, который достоин называться адом на земле.
О проказе на этом фоне даже упоминать неловко, а ведь и она свирепствовала с этом прекрасном году.
Если набрать в «Яндексе» «худший год в истории человечества», поисковик выдаст кучу ссылок на год 536-й, когда после извержения вулкана в Исландии землю накрыл уже знакомый нам «год без лета». Но все не так просто.
Дело в том, что это был не год без лета, а несколько, к тому же в 40-м вновь бахнул вулкан и продлил удовольствие почти на 10 лет. Так почему же 42-й? А дело в том, что в 42-м к годам без лета добавилась еще и Юстинианова чума. И жизнь на Земле стала вдвойне прекрасней.
Но все эти неприятности кажутся мелкими по сравнению с катастрофой, случившейся на самой заре человечества. Что там конкретно произошло, ученые еще не до конца выяснили. Скорее всего, бахнул супервулкан Тоба.
В любом случае, следствием этого события стало сокращение человеческой популяции до 2 000 (!) особей. Для сравнения: больших панд сейчас в мире 1600 и все признают, что вид вот-вот вымрет.
Это был действительно критический момент, случись тогда какая-нибудь чума или другая болезнь — и нас бы тут не было. А вы говорите самоизоляция.