Posted 27 января 2020,, 11:35

Published 27 января 2020,, 11:35

Modified 29 мая 2023,, 10:12

Updated 29 мая 2023,, 10:12

«10 лет назад нас не воспринимали всерьез». Бывшая пилотесса «КрасАвиа» — о своей работе и стереотипах

27 января 2020, 11:35

20 января гендиректор телеканала «ТВК» Вадим Востров высказался в соцсетях о своем недавнем перелете. Его смутило, что пилотом была женщина: сам полет прошел нормально, но медиаменеджер «все время ждал какого-то подвоха». В развернувшейся в комментариях дискуссии большинство пользователей осудили пост Вострова и обвинили его в сексизме и устаревших взглядах.

26-летняя бывшая пилотесса авиакомпании «КрасАвиа» Светлана Слегтина — хрупкая девушка с железным характером. С 15 лет она знала, что хочет летать, а сегодня управляет самолетами с места второго пилота. «Проспект Мира» попросил девушку рассказать о том, как ей далась эта профессия и какое сейчас отношение к пилотессам.

Светлану прочили в архитекторы. В 15 лет девушка победила на международном конкурсе рисунков и получила приглашение на учебу в московский институт, но вместо архитектуры решила выбрать авиацию — любовь к небу у нее родилась после занятий в парашютном кружке.

«Я получила третий разряд по парашютному спорту, выполнила 25 прыжков. Но каждый раз, сидя в самолете, я наблюдала за пилотами. Я много общалась с ними и так узнала, что в Рязанской области есть летное училище, куда набирали девушек. И 2010 год якобы был последним для набора. Тогда я решила действовать», — вспоминает Светлана.

В 2010 году Светлана окончила школу экстерном и поступила в Сасовское летное училище гражданской авиации — в ее группе были три девушки и 147 парней. Через три года она продолжила учебу в Ульяновском институте гражданской авиации по специальности «инженер-пилот», в 2019-м окончила магистратуру в том же институте уже по специальности «управление авиационной безопасностью». Светлана признается: было сложно.

«В 17 лет я уехала из родительского дома. Жила в общежитии. Первые месяцы наш периметр был в закрытом режиме — выходить за пределы было строго запрещено. Добавлялась полувоенная обстановка с ежедневными построениями, — вспоминает девушка. — О сложностях в изучении предметов можно говорить бесконечно. Мы изучали аэродинамику, авиационную метеорологию, основные типы поршневых авиационных двигателей, аэронавигацию и даже азбуку Морзе. Со временем к нагрузке привыкаешь. Миришься с тем, что в родительский дом теперь приезжаешь только в гости. А с первым самостоятельным полетом, когда осознаешь, что в своих руках держишь самолет, пусть пока и не такой большой, а учебный, понимаешь, что уже выросла и назад пути нет, впереди другие высоты».

После учебы 20-летняя Светлана пришла в авиакомпанию «КрасАвиа». Там она работала три года и среди пилотов была единственной девушкой.

«Мне очень повезло с коллективом: встретили, все рассказали, показали, поселили, в общем, не зря сибиряки славятся своим открытым сердцем. И вот я снова в мужском коллективе, чему, признаться, была очень рада. Есть чему поучиться, когда в твоем окружении грамотные пилоты. Конечно, не всегда воспринимают всерьез, а пассажиры и вовсе принимают меня за стюардессу, усталость после нескольких перелетов тоже никто не отменял. Но все это меркнет, когда по твоему велению в небо поднимается многотонная машина».

За семь лет работы пилотом Светлана освоила самолеты Let L-410 Turbolet, Airbus A320. На сегодня ее налет — около трех тысяч часов. Не так давно Светлана переехала в Москву и сейчас управляет Boeing 777 (она попросила не уточнять название авиакомпании, в которой работает).

Женщины-пилоты все еще редкость. По данным Ассоциации пилотов и Международного общества женщин-пилотов, в 2019 году в России за штурвалами самолетов работают не более 70 женщин.

«Это очень маленький показатель по сравнению с мировым. Например, в США около 8% пилотов — женщины. В Индии и того больше — в районе 15%, — говорит девушка. — Но справедливости ради надо отметить, что в нашей стране нет никаких гендерных препятствий для того, чтобы стать пилотом. Еще в 2010 году нас, девочек, на весь курс было три-пять, сейчас  по 20-30 девчонок. Целые отделения создают из девушек. И в самолетах я все чаще слышу в эфире женские голоса».

Время недоверия и дискриминации со стороны мужчин-пилотов, стюардов и техников ушло, считает Светлана.

«Каких-то 10 лет назад нас не воспринимали всерьез. Все думали, что мы хотим выйти замуж за летчиков, а не стать ими. Но время шло, мы росли профессионально, и с каждым годом я замечала растущую уверенность в себе как в профессионале и растущий процент доверия ко мне как к пилоту, — говорит девушка. — Конечно, чтобы побороть стереотип, нужен не один год. Но, как мне кажется, нам удалось его побороть. На работе я часто слышу о том, что мы — новое поколение женщин: ответственные, грамотные, какими и должны быть пилоты. И более опытные коллеги уже сошлись во мнении, что экипаж, состоящий из мужчины и женщины, гораздо эффективнее в работе».

Девушка говорит, что как таковых отличий в нагрузке у женщин-пилотов, по сравнению с мужчинами-пилотами, нет — и у тех, и у других она одинаково серьезная.

«Нагрузка у нас распределяется не между мальчиками и девочками, а между капитаном и вторым пилотом. Капитаном может быть как мужчина, так и женщина. И капитан в любой момент может делегировать свои обязанности второму пилоту, — поясняет Светлана. — В кабине нет мужчин и женщин, там только пилоты. Когда девушки идут на эту работу, они должны это понимать. Нагрузка их ожидает серьезная — это ответственность за пассажиров и всю команду бортпроводников, бессонные ночи, постоянные расчеты в голове, контроль полета на всех этапах... Мы держим в голове очень много процедур и цифр. Для нас это обычная жизнь».

О постах Вострова и бурной реакции на них Светлана до интервью не знала. Девушка не считает нужным их комментировать: «Единственное, что я хочу ему пожелать, так это не засиживаться в Средневековье и идти в ногу со временем».

Светлана лично не сталкивалась с негативной реакцией пассажиров на девушку-пилота — экипаж с салоном практически не контактирует. Но одну историю она все-таки вспомнила:

«Как-то я летела пассажиром, капитаном корабля у нас была женщина. Я знакома с ней лично и, конечно, была уверена, что на борту профессионал и мы в надежных руках. Но сосед по креслу немного нервничал и бубнил под нос, что не может доверить своей жене даже машину, а тут он доверяет женщине свою жизнь. На это я с улыбкой сказала, что мне жаль, что он так плохо разбирается в женщинах. Потом мы разговорились и, узнав, что я пилот, он явно снизил свое беспокойство и расслабился. Даже признался, что очень гордится нашим знакомством и будет рассказывать обо мне друзьям».
"