@pr.mira
3
Пробки
$
60.9
62.54
98.41
$
60.9
62.54
98.41

11 мест в Красноярске, которые сто лет назад были главными городскими достопримечательностями

В каждом городе есть достопримечательности, которые местные жители стремятся показать приезжим. Сегодня каждого гостя Красноярска обязательно свозят на смотровую площадку на Николаевской сопке, сводят на Столбы, проведут по проспекту Мира и прогуляют по набережной. А что бы показали вам красноярцы, если бы вы приехали в город в конце октября 1900 года?

Железнодорожный мост 

В 1900 году Железнодорожному мосту через Енисей был всего год, но главный его триумф был близок. Именно во время вашего визита в город на Енисее несколькими тысячами километров западнее, в Париже, вовсю шла Всемирная выставка. Ее итоги подведут как раз в ноябре и победителем объявят Красноярский Железнодорожный мост. Ровно таким же призом 11 годами ранее была отмечена знаменитая Эйфелева башня. Золотая медаль в Париже и по сей день остается наивысшим достижением красноярской архитектуры.

Мост действительно впечатлял. 907 метров стальных конструкций с пролетами по 144 метра, невероятная стоимость в 3 миллиона царских рублей — все это вызывало искреннее восхищение современников. 

Увы, до 2021-го мост не дожил совсем чуть-чуть. В 2002 году его начали демонтировать, а в 2007-м безвозвратно сдали на металлолом, не оставив даже кусочка на память.

Фото: Красное место.

Воскресенский собор 

Старейшее каменное здание Красноярска и долгое время — главный собор губернии. Красноярцы наверняка показали бы вам основные его достопримечательности: икону Преображения Господня в солидном 5,5-килограммовом серебряном окладе, новую колокольню, построенную в 1850 году с вестовым колоколом, и деревянный портир, расписанный еще во времена Бориса Годунова.

Не менее интересно было бы посетить кладбище у собора, где среди захоронений первых красноярцев можно было увидеть и могилу командора Резанова — знаменитого путешественника, скончавшегося по дороге из Калифорнии в Петербург.

Собор до наших дней не дожил. В начале 60-х храм, уже переоборудованный под механический завод, снесли. Утеряны были и расписной портир, и колокольня, и могила Резанова. А вот икона уцелела — сейчас ее можно увидеть в Краеведческом музее. Правда без оклада, его в 1935-м сдали в банк на нужды индустриализации.

Фото: Красное место.

Первый вокзал 

6 декабря 1895 года в Красноярск прибыл первый в истории поезд. 20 вагонов, украшенных цветами и лентами, оркестр, речи, шампанское. День стал поворотным в истории Красноярска, прокладка дороги через город на Енисее определила его дальнейшую судьбу — промышленной столицы Сибири, — и оставила далеко позади ближайших конкурентов, Енисейск и Томск. 

Неудивительно, что вокзал в начале 20 века был местом ультрамодным. Здесь гуляли, обедали в буфете, смотрели на поезда. Так что, если бы вы прибыли в Красноярск 1900-го, визит на вокзал был бы неизбежен. И это не говоря о том, что именно по железной дороге вы в город, скорее всего, и приехали бы.

С тех пор вокзал дважды перестраивался. Сперва его существенно расширили в 1961-м, а затем в 2003-м проапгрейдили до современного состояния.

Фото: Красное место.

Торговый дом Гадалова 

А вот торговый дом купца Гадалова спокойно стоит на прежнем месте и сегодня. Сейчас от известен как «Детский мир», а в 19 веке дом был известен не только магазином на первом этаже, но и тем, что считался самым прогрессивным зданием Красноярска. Именно здесь было обустроено первое в городе электрическое освещение, здесь же зазвенел первый частный телефонный аппарат. 

Да и само здание всегда было приметным, другого такого дома с колоннами, куполом и полукруглым балконом в Красноярске и тогда не было, и сейчас нет.

Фото: Красное место.

Часовня Параскевы пятницы 

Еще один вечный символ Красноярска, без которого экскурсия не полна в любое время и в любом веке. История часовни берет начало еще в 17 веке, когда первые казаки-основатели построили на этом месте смотровую вышку для отражения набегов енисейских кыргызов. Потом на месте вышки в начале 19 века появилась деревянная часовня, а в 1855 году по инициативе золотопромышленника Кузнецова дерево сменилось камнем. Обязательной же для посещения часовню всегда делал исключительно прекрасный вид на город и Енисей.

Кстати, во время поездки вам обязательно рассказали бы о знаменитом художнике Василии Сурикове, который любил писать виды с Караульной горы. Последний раз он был здесь после смерти жены, прожив в городе с 1888-го по 1890-й годы. В это время он написал картину «Взятие снежного городка», которая удостоилась именной медали все на той же парижской выставке. Кажется 1900-й был истинным годом красноярского триумфа.

Фото: Красное место.

Городской сад 

В Городской сад вас повели бы обязательно. Не зря путеводитель по Сибири и Азиатским владениям называл его лучшим не только в Сибири, но и в России вообще. За вход придется заплатить 10 копеек, но оно того стоит. 

Парк тогда был гораздо больше, в нем не было ни кафе, ни аттракционов, зато было огромное количество деревьев. Улица Дубровинского еще не отрезала его от набережной Енисея, а купец Поляков еще не отъел значительный кусок зеленых насаждений под строительство будущего кинотеатра «Луч». 

Впрочем, территория уже начала сокращаться. В 1855-м кусок сада отдали под возведение Семинарии. Это здание стоит до сих пор, и сейчас в нем находится военный госпиталь.

Фото: Красное место.

Клуб вольно-пожарного общества в городском саду 

Раз уж вы все равно пошли гулять по городскому саду, то вас обязательно отведут на вечер в Клуб вольно-пожарного общества. Здесь можно будет отужинать, посмотреть любительский спектакль или послушать оркестр. Здание строили к визиту цесаревича Николая, приезжавшего в Красноярск в 1891 году, и едва успели. Из-за недостатка финансирования работы шли медленно. Спасибо купечеству — скинулись, и цесаревичу во время визита удалось здесь отобедать. 

Увы, по иронии судьбы здание пожарного общества погибло от огня. Пожар 1909 года уничтожил дом подчистую. 

Фото: Красное место.

Общественное собрание 

Еще одно здание, куда бы вас наверняка повели развлечься и развеяться, — здание Общественного собрания. В начале 20 века здесь было главное тусовочное место Красноярска. Здесь устраивались балы, работал буфет и втихаря играли в азартные игры. Вообще-то законодательство тех лет категорически запрещало игру на деньги, но красноярцев это не останавливало. 

Во время вашего визита общественное собрание еще делило помещение с дворянским собранием. Оба учреждения с трудом помещались в небольшом домике на Мира, 67, и в 1910-м общественное собрание переехало в новое помещение, известное сегодня как «Дом офицеров».

Сегодня дом сохранился, но ни балов, ни собраний в нем больше не проводят. По сведениям 2ГИС, в нем квартируют отель и два спортивных общества.

Фото: Красное место.

Кафедральный собор 

Главный собор города вам покажут непременно. Открыли его в мае 1861-го года и стоял он на месте, которое сегодня называется площадью Революции. Размеры его действительно впечатляли. Длина 55 метров, высота 40 метров — то есть почти с 13-этажный дом. Автор проекта архитектор Тон — тот самый, что проектировал московский храм Христа Спасителя. Постройка сооружения обошлась в 560 тысяч рублей серебром. Огромная по тем временам сумма. 

Сложно не заметить, что до наших дней храм не дожил. В декабре 1935-го его взорвали. 

Фото: Красное место.

Пароход Святитель Николай 

Еще один объект, который вам бы наверняка показали. «Святитель Николай» — гордость Енисейской флотилии. Самый быстрый и комфортабельный пароход во всей Сибири. Построен он был купцом Сибиряковым в 1886 году, и к моменту вашей с ним встречи на его палубу уже поднимались оба прославивших его пассажира. В 1891-м «Святитель Николай» привез в Красноярск цесаревича Николая Александровича, будущего Николая Второго, а в 1897-м сплавил в Шушенскую ссылку Владимира Ленина.

Слава Ленина и позволила пароходу сохраниться до наших дней. После революции его сперва переименовали в «Николая», лишив святости, потом разжаловали в нефтеналивные баржи. А в 1960-м и вовсе отправили на корабельное кладбище. И только приближающийся 100-летний юбилей вождя пролетариата заставил власти отреставрировать пароход и превратить его в музей, которым «Святитель Николай» остается и сегодня.

«Столбы» 

Начало 20 века — одновременно начало славы «Столбов» и время зарождения столбисткого движения. Уже стоит в лесу первая изба, а на втором столбе красуется сделанная учителем Денисюком, студентом Беловым и политиком Островским надпись «Свобода».

Будущий заповедник постепенно становится любимым местом отдыха горожан, которым он остается и по сей день.

Василий Прокушев
Василий Прокушев
внештатный обозреватель и ресторанный критик
Что вы об этом думаете?
Поделитесь с друзьями:
А Вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?
История
Актуальное