Posted 1 марта 2017,, 05:18

Published 1 марта 2017,, 05:18

Modified 29 мая 2023,, 09:21

Updated 29 мая 2023,, 09:21

4 причины немедленно отправить красноярских чиновников на стажировку в Непал

1 марта 2017, 05:18

С год назад в красноярской прессе гремели скандалы, связанные с зарубежными командировками городских и краевых чиновников. При этом руководителей министерств и департаментов тянет всё больше в благополучные и богатые Европу и Китай. А вот красноярский журналист Александр Дегтярев побывал в Непале и уверяет, что нашим чиновникам есть чему поучиться у маленьких и нищих стран.

Градостроительство

Столица Непала Катманду — это место, где все градостроительные приоритеты властей, последовательно реализуемые в Красноярске и Красноярском крае на протяжении последних лет, уже воплощены в жизнь в лучшем виде. Точечная застройка, уничтожение парков, скверов и общественных пространств, самозахват земель и самострой — облик Катманду недвусмысленно намекает, что всё это любят и ценят в Непале.

Собственно, вся долина Катманду, условно подразделяемая на отдельные населенные пункты, на деле представляет собой один непрерывный лабиринт трущоб, состоящий из узких запутанных улочек. Любые слова тут пасуют перед картинками, поэтому смотрите сами.

Благоустроенная набережная

Элитная недвижимость в центре


Общественные пространства

Платная перехватывающая парковка

Министру строительства Николаю Глушкову, а заодно и всему департаменту градостроительства Красноярска, несомненно, будет интересно обсудить со своими непальскими коллегами, как они добились таких впечатляющих успехов.


Транспорт

С Красноярским краем Непал роднит чрезвычайно слабое развитие транспортной инфраструктуры. Значительная часть страны — в том числе популярные туристические районы — до сих пор не имеет автомобильных дорог.

Однако это непальцев не останавливает. Для перевозки пассажиров и грузов в труднодоступные места используется уникальная мультимодальная транспортная система, учитывающая особенности рельефа страны.

В Непале основной преградой являются расстояния не столько горизонтальные, сколько вертикальные, и для каждой высоты в национальной транспортной схеме подобран свой вид транспорта. На высоте до 3 тысяч метров перевозки осуществляются на ослах. От 3 до 4 тысяч, где ослы уже не тянут — на буйволах. Выше кислорода перестает хватать и буйволам, так что грузы перепоручают якам.

Активно используется и универсальный всевысотный вид транспорта — сами непальцы. Зачастую погонщики караванов несут на себе вдвое больше, чем подгоняемые ими животные (это, наверняка, придает им в глазах ослов дополнительного авторитета).

Все тропы оснащены соответствующей инфраструктурой — это ограждения в опасных местах, парковки для караванов, общепиты, места для отдыха, туалеты и даже укрытия от непогоды на протяженных участках без жилья.

Эффективность этой системы внушает сомнения ровно до тех пор, пока не видишь целые деревени с 3-4-этажными домами, выстроенными исключительно из материалов, привезенных за сотню километров на спинах животных и носильщиков.

Тут уместно сделать экскурс в историю: когда в 1950 году французская экспедиция под Управлением Мориса Эрцога добралась горными тропами до отрезанного от всего мира и не имеющего дорожного сообщения с соседями Катманду, ее участники были очень удивлены, увидев там автомобиль, припаркованный у королевского дворца. Оказалось, непальцы принесли (!) его теми же горными тропами из соседней Индии, дабы порадовать главу государства.

Безусловно, этот передовой опыт и уникальные находки тружеников дорожной отрасли Непала заслуживают тщательного и всестороннего изучения их красноярскими коллегами — с последующим применением с учетом сибирских реалий и аналогов (собаки/олени/медведи) для освоения отдаленных уголков Красноярского края.


Энергосбережение

У Красноярского края есть ГЭС, СГК и дешевый уголь, а в Непале даже в столице по несколько отключений электричества за день — обычное дело, а об отоплении даже и не слыхали. И, в общем, понятно, почему у нас об энергосбережении и зеленой энергетике всё больше говорят, а в отсталом и нищем Непале и то, и другое активно внедряется.

К примеру, солнечные батареи здесь есть, пожалуй, в каждом доме — даже в самых бедных деревнях, состоящих их глиняных мазанок. Впрочем, выбора у местных немного — если не подзарядить днем аккумуляторы от солнца, вечером велик шанс остаться в потемках после очередного отключения.

Тем более отключения эти могут растягиваться на дни и даже недели. Большинство деревень запитаны от мобильных ГЭС в руслах горных рек, и если вода частично замерзает либо после обильного снегопада по реке идет шуга, то очень велика вероятность, что эта ГЭС остановится.

Когда электричества мало, его начинаешь экономить. Поэтому непальцы повсеместно используют для освещения домов светодиодные лампочки. Менее энергоэффективные лампы-спирали на основе ртути и аргона здесь почти не используются, а обычных ламп накаливания (которые до сих пор сравнительно легко найти в красноярских домах) за 3 поездки в Непал я не видел ни разу.

А воду здесь кипятят с помощью Солнца.

В общем, хотите верьте, хотите нет, но люди, которым до сих пор приходится объяснять, зачем мыть руки (плакаты о вреде микробов и пользе мыла часто попадаются в деревнях в горных районах страны), в вопросах энергосбережения разбираются получше многих красноярцев.

Есть ли в этом заслуга местных властей, доподлинно неизвестно, но за компанию с остальными чиновниками ответственного за энергосбережение отправить в Непал определенно стоит.

Туризм

Здесь, в общем, всё на поверхности. Шутки в сторону — при внушительном туристическом потенциале в Красноярском крае о развитии туризма пока только говорят, в то время как Непал выжимает из этого направления все соки, сделав его основным источником пополнения бюджета страны.

За год Непал посещают более полумиллиона иностранцев, и в сезон горные тропы в районе Эвереста по загруженности напоминают самые популярные маршруты в заповеднике «Столбы» в погожий осенний денек.

На высоте выше 4 тысячи метров построены целые деревни, целиком состоящие из гестхаусов и отелей, и местные рассказывают, что частенько всем желающим мест в них не хватает, туристам приходится спать, к примеру, на полу в столовой, и за место на этом полу они тоже готовы едва ли не драться.

Казалось бы, когда у тебя в стране есть 8 из 10 высочайших вершин в мире, то на этом можно успокоиться и стричь с этих гор купоны до скончания веков (как в Красноярском крае стригут купоны с никеля, нефти, газа и лесов, имея под боком Ергаки, плато Путорана, Енисей и еще вагон туристических объектов с нераскрытым потенциалом).

Но фокус в том, что туризм в Непале отнюдь не замыкается на горах. И если иностранец имел неосторожность приехать посмотреть на Эверест, то вдобавок ему обязательно предложат еще тысячу треккинговых маршрутов по местным горам, рафтинг по рекам, сафари в джунглях, шопинг мечты в Катманду и Покхаре, миллион культовых объектов, включая место рождения Будды, и возможность постигать себя в ашраме на краю какой-нибудь дальней деревни, дни напролет сидя в позе лотоса в бамбуковой лачуге, питаясь рисом и подолгу беседуя с духовным учителем — по сдельной цене в 99,99 USD/день.

Все эти дополнительные сервисы в разы увеличивают объемы туристических денег, оседающих в Непале, а сами туристы, померзшие в горах, погревшиеся в джунглях и духовно просветленные в Лумбини, уезжают из страны абсолютно счастливыми, советуют ее друзьям и потом возвращаются туда сами — потому что за раз осилить все возможности для отдыха, предлагаемые Непалом, почти невозможно.

Вдобавок туристическая отрасль является мощнейшим стимулом для развития малого предпринимательства, и нет лучшего места, чем Катманду, чтобы в этом убедиться. Весь туристический центр города — Тамель — представляет собою гигантский бизнес-инкубатор, в котором предприимчивые непальцы изобретают всё новые услуги и точки притяжения для иностранцев. Улицы здесь — бесконечный лабиринт из клубов, кафе, ресторанов, отелей, массажных салонов, сувенирных лавок, магазинов, торгующих всем на свете.

Причем большая часть из этих товаров изготавливается здесь же, в подвалах города, а это дополнительные рабочие места и, возможно, даже налоги в бюджет (хотя верится, конечно, с трудом). Вероятно, для красноярских чиновников это станет шоком, но весь этот непальский малый бизнес развивается без всяких бюджетных грантов, инкубаторов и агентств поддержки, от которых в Красноярском крае уже рябит в глазах. И делает это пока не в пример успешней.

"