Posted 2 марта 2019,, 05:10

Published 2 марта 2019,, 05:10

Modified 29 мая 2023,, 09:15

Updated 29 мая 2023,, 09:15

«Ходили слухи, что китайцы отрезают головы»: участник советско-китайского конфликта вспоминает о событиях на острове Даманском

2 марта 2019, 05:10

Ровно 50 лет назад, 2 марта 1969 года, начался самый крупный советско-китайский пограничный конфликт в современной истории — пять тысяч китайских военных пытались отвоевать у советских пограничников меньше гектара голой земли острова Даманского. С советской стороны было убито 58 военных, еще 94 были ранены. Потери китайской стороны до сих пор держатся в тайне — по разным оценкам, было убито от 100 до 300 китайских военнослужащих. «Проспект Мира» поговорил со свидетелем и участником того конфликта, 70-летним красноярцем Виктором Кривобоковым, в те времена — сержантом медицинского батальона.

Предпосылки конфликта

Остров Даманский расположен на реке Уссури, в 35 километрах западнее поселка городского типа Лучегорск. Площадь острова составляет 0,74 гектара, и в период паводков он почти полностью покрыт водой.

Исторически остров принадлежал России, а позже СССР. Долгое время Китай это устраивало, но после 60-х КНР решила получить остров в свое распоряжение. В своих претензиях Китай опирался на Парижское соглашение 1919 года, согласно которому границы между государствами обычно должны были пролегать по главному фарватеру реки. На карте можно увидеть, что остров находится как раз со стороны Китая.

Как пишет ученый Института Дальнего Востока АН СССР (ныне РАН) Евгений Степанов, претензии Китая на остров Даманский в значительной части не имели договорно-правовой базы. Так, согласно тому же Парижскому соглашению, граница может пролегать по одному из берегов, если так сложилось исторически, — так что отдавать Даманский СССР был не обязан. Тем не менее китайцы с 60-х годов отправляли туда сотни крестьян — там они на глазах у пограничников начинали возделывать землю и пасти скот. Крестьян выпроваживали, они приходили снова. Согласно рапортам пограничников, с 1960 по 1969 год число таких провокаций шло на тысячи — по две-три в неделю. Провокации обходились без жертв.

Так продолжалось до марта 1969 года.

Начало конфликта

Однажды на Даманский пришли уже не крестьяне — в ночь на 2 марта 1969 года около 300 китайских военных, вооруженных советскими карабинами и автоматами, пересекли замерзшую протоку и укрепились на западной части острова. Той, что ближе к Китаю.

Утром пограничники заметили группу вооруженных людей — навстречу отряду на двух машинах и БТР выехали 32 пограничника под командованием старшего лейтенанта Ивана Стрельникова. Отряд разделился на несколько групп — шесть человек под командованием старлея Стрельникова, 12 под командованием старшего сержанта Владимира Рабовича и 11 под командованием младшего сержанта Юрия Бабанского.

Пограничники потребовали от китайских военных убраться с острова, в ответ по ним открыли огонь. Группа Стрельникова погибла сразу, командир соседней группы сержант Рябов успел крикнуть «К бою!», но пограничники уже были в окружении китайцев. Из всей группы Рабовича чудом выжил только рядовой Геннадий Серебров.

Машина Бабанского отстала от остальных на 15 минут, поэтому в окружение группа не попала — вместе с подкреплением группа Бабанского встретила наступающих китайцев огнем из автоматов и, несмотря на численный перевес, недостаток боеприпасов и потери, до последнего отказывалась уходить. Из 12 членов отряда выжило меньше пяти, в том числе сам Бабанский, который получил звание Героя Советского Союза.

В первый же день конфликта на Даманском погиб 31 советский пограничник, еще 14 были ранены. С китайской стороны потери, по оценкам КГБ, составили 39 человек.

Красноярец Виктор Николаевич Кривобоков в тот момент проходил срочную службу в поселке Кольцевое, в войсковой части №52487. Через неделю он оказался на Даманском.

«В нашей части все слышали о перестрелке на острове, об этом постоянно разговаривали командиры. Слышали, что расстреляли наших пограничников, — рассказал Виктор Николаевич. — Ходили слухи, что китайцы отрезают нашим ребятам головы, носы, уши, уродуют тела. А через неделю наш батальон уже передислоцировали в лагерь в 20-25 километрах от Даманского».

Фото сделано за несколько недель до конфликта на Даманском. Виктору 19 лет

Второе столкновение

К 14 марта на китайском берегу было собрано около пяти тысяч бойцов Национально-освободительной армии Китая. Утром, повинуясь приказу, советские пограничники отступили с острова, и одновременно с этим армия КНР перешла в наступление. Двигаясь мелкими группами китайские военные начали перебегать на остров. Пограничники на восьми БТРах в боевом порядке выдвинулись на остров и заставили китайцев отступить на свой берег. Вечером того же дня поступил приказ занять Даманский — пограничники окопались на острове и приготовились к бою.

Утром 15 марта китайцы через громкоговорители потребовали от пограничников убраться с Даманского, в ответ на советской стороне тоже заработали громкоговорители — пограничники призывали одуматься и отступить. Через час вместо громкоговорителей заговорили китайские минометы, и одновременно три роты китайских пехотинцев пошли в атаку.

Оборону держали только пограничники, силы мотострелкового батальона в атаку не пускали, чтобы не превращать инцидент в войну.

«Вместе с нами в лагере были мотострелки, рядом стояли «Грады» и артиллерийские расчеты. Армия могла бы расстрелять китайцев без проблем, но командование решило по-другому. Отстреливались только пограничники», — вспоминает Виктор Николаевич.

Вместе со своими подчиненными бой вел начальник Иманского погранотряда полковник Демократ Леонов — он доложил начальству о превосходящих силах противника и необходимости использовать артиллерию, но получил отказ. Через два часа боя пограничники потеряли два БТРа, оборвалась связь.

Лагерь мотострелков и санитарного батальона

В лагерь доставляли убитых

Полковник Леонов решил возглавить рейд на трех танках Т-62, чтобы заставить крупный отряд китайской армии отступить. В танк полковника выстрелили из гранатомета, и машина встала на замерзшей протоке с южной стороны Даманского. Сам полковник Демократ Леонов был убит выстрелом китайского снайпера.

Стало ясно, что усилиями пограничников остров не удержать, и оставшиеся силы ушли с Даманского. Нарушив приказ партии, командующий войсками Дальневосточного военного округа генерал-лейтенант Олег Лосик приказал открыть огонь по китайским позициям. В результате залпового огня артиллерии и «Градов» была уничтожена большая часть подкреплений, боеприпасов и минометов китайских военных. Мотострелки и пограничники вместе пошли в атаку и выбили китайцев с Даманского. В тот же день силы НОАК еще трижды пытались отбить остров, но все их попытки окончились провалом.

«К нам привозили раненых, их было очень много. В нашей палатке мы их оперировали, ампутировали руки, ноги. Отрезанные конечности мы выбрасывали в яму — так было много. Отдельно сваливали патроны и оружие. Привезли убитых, я заглянул в кузов грузовика — они так и лежали друг на друге, поломанные, изуродованные».

В тот же день, по рассказу Виктора Кривобокова, набирали добровольцев в группу прикрытия разведгруппы, которая должна была добраться до подбитого танка полковника Леонова и снять с него радиотехническое оборудование.

«Вызвались я и мой капитан, хороший мужик. У меня был перевязочный пакет, пулемет РПК, пистолет. Ночью мы вышли на остров, а там все в воронках от снарядов. Помню, сначала обратил внимание, что на ветке висел валенок. Потом увидел части тел. Мы, группа прикрытия, залегли на острове, а разведчики пошли к танку. Пока шли, я думал: "Лишь бы не стреляли, лишь бы не стреляли. Ладно, самого убьют, а если их подстрелят, что я делать буду?"».

Несколько часов, вспоминает Виктор Николаевич, он пролежал на снегу с пулеметом. Несколько раз в отдалении слышались выстрелы, крики на китайском языке, но к группе прикрытия и танку никто так и не вышел. 

«Когда разведчики вернулись, мы облегченно выдохнули. Не знаю, удалось им снять эту аппаратуру с танка или нет, но вылазки к Т-62 они совершали еще два-три раза. Я больше добровольцем не вызывался».

Танк Т-62 так и не удалось эвакуировать или уничтожить — минометные снаряды проломили лед, и машина пошла на дно. Позже ее подняли китайцы и поместили в музей НОАК.

Тот самый Т-62 c бортовым номером 545, в музее НОАК в Пекине. Фото: cri.cn

Перестрелки на острове продолжались еще полгода и только 11 сентября 1969 года СССР и КНР договорились о прекращении враждебных акций, а в 1991 году Михаил Горбачев подписал соглашение о советско-китайской границе в ее восточной части, согласно которому остров Даманский — 3/4 гектара голой земли — отошел Китаю.

Виктор Кривобоков еще некоторое время занимался ранеными в лагере, после вернулся в часть и в ноябре 1969 года демобилизовался. За участие в конфликте на Даманском он получил почетную грамоту.

"