Posted 1 февраля 2017,, 08:13

Published 1 февраля 2017,, 08:13

Modified 29 мая 2023,, 09:21

Updated 29 мая 2023,, 09:21

Чернее черного: 6 главных причин грязного воздуха в Красноярске

1 февраля 2017, 08:13

Экология Красноярска — предмет загадочный. Все признают, что дышать нечем, но причины называются разные. Автомобилисты обвиняют промышленников, промышленники — СГК, СГК — мелкие котельные, те — автомобилистов, и так по кругу. «Проспект Мира» разобрался в этом вопросе.

Незамерзающий Енисей

Все знали, что незамерзающий зимой Енисей не самым благоприятным образом сказывается на легких горожан, увеличивая влажность воздуха и рост простудных заболеваний. Но оказывается, это не единственная проблема, вызванная круглогодичным потоком воды в центре города.

Как следует из исследования, проведенного учеными Института теплофизики РАН и НГУ, из-за того, что Енисей парит, где хочет, в городе возникает специфическая схема атмосферного движения. Нагретый о теплую реку воздух поднимается вверх, но сталкивается с еще более теплым воздухом, нагретым о дома и дороги Красноярска, и дальше подняться уже не может. Таким образом, весь городской смог остается тут же. 

Правда, это работает только в отсутствие ветра, но безветренные дни в Красноярске в последнее время не редкость.

Фото: ЖБ. РФ

Роза ветров

Оказывается, плотная застройка не только создает проблемы в городской инфраструктуре, но и меняет розу ветров. Так в районах, где застройщик, хорошо поработав с документами и проверяющими комиссиями, сумел собрать с выделенного ему участка особо богатый урожай квадратного метра, количество безветренных дней может вырасти в четыре раза.

Зато когда ветер всё-таки поднимается, то дует в среднем в полтора раза сильнее. К такому выводу пришли красноярские и новосибирские ученые, изучая городскую застройку. 

Кроме того, в отличие от природных ветров, имеющих обыкновение время от времени менять направление, антропогенные ветра новостроек всегда дуют в одну и ту же сторону. Так что не верьте, если вам говорят, что «черное небо» сдует, когда ветер переменится. Не переменится.


Система отопления

Если посмотреть на карту газификации регионов Российской Федерации, то бодрый оранжевый цвет, обозначающий обеспеченные голубым золотом регионы, обрывается точнехонько на границах Красноярского края. Периодически в СМИ появляется информация, что кто-то там договорился с кем-то там, и, если цены на олово продержатся на уровне 1267 года в течение ноября, в регион всё же проведут трубу с цивилизацией. Но годы идут, а мы всё еще топим котельные наиболее зловредными категориями угля, ежедневно выбрасывая в небо тонны пыли и копоти.


Неучтенные загрязнители

Обычно при резком увеличении уровня загрязнения красноярцы начинают подозрительно коситься в сторону КрАЗа. Однако, помимо крупных компаний, в городе существует сотня мелких предприятий, в хозяйстве которых имеется собственная микропечь с мини-трубой. Асфальтовые заводики, небольшие котельные, кузни, химчистки, просто отапливаемые углем и дровами дома частного сектора — каждый из них дымит совсем понемногу, но все вместе они вносят ощутимый вклад в городской смог.



Автомобили

В Красноярске очень много машин, и, к сожалению, далеко не все из них оснащены двигателями класса хотя бы Евро-3. И как бы ни утверждали автомобилисты, что дыма от них не больше, чем от бенгальских огней на новый год, исследования говорят об обратном.

Причем с каждым днем количество автомобилей только растет, и нельзя сказать, что городские власти как-то пытаются препятствовать этому росту. Наоборот, узкие тротуары, П-образные переходы, сомнительный общественный транспорт, Степан Амелькин и прочие факторы только способствуют переходу граждан на личные авто.


Ландшафт

Тут, к сожалению, ничего не сделать. Красноярск лежит в низине между двух холмистых возвышенностей, где смог должен скапливаться уже просто по законам физики. К сожалению, наши предки, выбирая место для основания города, не могли заглянуть в хрустальный шар и узнать, что в будущем тут вырастет миллионный мегаполис с заводами и тысячами автомашин. Да и о самих автомашинах они даже не мечтали.

Но если уж нам не повезло с географией, то стоит постараться хотя бы не отягощать и без того опасное в экологическом смысле местоположение дополнительными факторами риска.

"