Posted 1 февраля 2017,, 08:13
Published 1 февраля 2017,, 08:13
Modified 29 мая 2023,, 09:21
Updated 29 мая 2023,, 09:21
Экология Красноярска — предмет загадочный. Все признают, что дышать нечем, но причины называются разные. Автомобилисты обвиняют промышленников, промышленники — СГК, СГК — мелкие котельные, те — автомобилистов, и так по кругу. «Проспект Мира» разобрался в этом вопросе.
Все знали, что незамерзающий зимой Енисей не самым благоприятным образом сказывается на легких горожан, увеличивая влажность воздуха и рост простудных заболеваний. Но оказывается, это не единственная проблема, вызванная круглогодичным потоком воды в центре города.
Как следует из исследования, проведенного учеными Института теплофизики РАН и НГУ, из-за того, что Енисей парит, где хочет, в городе возникает специфическая схема атмосферного движения. Нагретый о теплую реку воздух поднимается вверх, но сталкивается с еще более теплым воздухом, нагретым о дома и дороги Красноярска, и дальше подняться уже не может. Таким образом, весь городской смог остается тут же.
Правда, это работает только в отсутствие ветра, но безветренные дни в Красноярске в последнее время не редкость.
Фото: ЖБ. РФ
Оказывается, плотная застройка не только создает проблемы в городской инфраструктуре, но и меняет розу ветров. Так в районах, где застройщик, хорошо поработав с документами и проверяющими комиссиями, сумел собрать с выделенного ему участка особо богатый урожай квадратного метра, количество безветренных дней может вырасти в четыре раза.
Зато когда ветер всё-таки поднимается, то дует в среднем в полтора раза сильнее. К такому выводу пришли красноярские и новосибирские ученые, изучая городскую застройку.
Кроме того, в отличие от природных ветров, имеющих обыкновение время от времени менять направление, антропогенные ветра новостроек всегда дуют в одну и ту же сторону. Так что не верьте, если вам говорят, что «черное небо» сдует, когда ветер переменится. Не переменится.
В Красноярске очень много машин, и, к сожалению, далеко не все из них оснащены двигателями класса хотя бы Евро-3. И как бы ни утверждали автомобилисты, что дыма от них не больше, чем от бенгальских огней на новый год, исследования говорят об обратном.
Причем с каждым днем количество автомобилей только растет, и нельзя сказать, что городские власти как-то пытаются препятствовать этому росту. Наоборот, узкие тротуары, П-образные переходы, сомнительный общественный транспорт, Степан Амелькин и прочие факторы только способствуют переходу граждан на личные авто.
Тут, к сожалению, ничего не сделать. Красноярск лежит в низине между двух холмистых возвышенностей, где смог должен скапливаться уже просто по законам физики. К сожалению, наши предки, выбирая место для основания города, не могли заглянуть в хрустальный шар и узнать, что в будущем тут вырастет миллионный мегаполис с заводами и тысячами автомашин. Да и о самих автомашинах они даже не мечтали.
Но если уж нам не повезло с географией, то стоит постараться хотя бы не отягощать и без того опасное в экологическом смысле местоположение дополнительными факторами риска.