Posted 25 июля 2018,, 23:04

Published 25 июля 2018,, 23:04

Modified 29 мая 2023,, 09:15

Updated 29 мая 2023,, 09:15

Гид по Троицкому кладбищу: где искать могилы знаменитых красноярцев

25 июля 2018, 23:04

В каждом городе есть кладбище, куда можно водить туристов. Хайгейт в Лондоне, Пер-Лашез в Париже, Ваганьковское в Москве, Троицкое в Красноярске. Такие кладбища не просто места захоронения — это история. К сожалению, в отличие от парижского или даже московского исторических кладбищ, на красноярское туристов водить не слишком хочется. Здесь всё заросло бурьяном и крапивой, и даже могилы самых знаменитых красноярцев не сразу найдешь.  

Командор Резанов

История командора Резанова широко известна. Бравый мореплаватель, будучи в еще русской Калифорнии, влюбился в местную красавицу Донну Марию дела Консепсьон Марселла Аргуэльо, она же Кончита. Влюбленные обручились, и Резанов отправился в Петербург просить разрешения на брак с католичкой. Но по дороге командор заболел и в Красноярске скончался. Кончита ждала его 30 лет и, не дождавшись, тоже скончалась.

Могил командора Резанова в Красноярске две: одна символическая на площади рядом с Филармонией, вторая спорная — на Троицком кладбище. Большинство считает, что под надгробием, украшенным простым белого камня крестом, никакого Резанова нет, так как настоящее захоронение, находившееся на погосте у Воскресенкого собора, вместе с собором и погибло. Но хранители Троицкого утверждают, что еще до сноса храма знающие люди вовремя выкопали командора и перезахоронили здесь.

Как оно на самом деле, мы, пожалуй, никогда не узнаем, но потомки влюбленной Кончиты и скончавшегося в Красноярске командора могилу признают и даже привезли сюда горсть земли с кладбища в Калифорнии, где лежит американская красавица.

Благодаря популярности усопшего и массивному памятнику захоронение сегодня выглядит вполне прилично. К нему даже можно свободно пройти, не продираясь сквозь крапивные заросли.


Династия Гадаловых

Знаменитая династия красноярских купцов и меценатов, без упоминания которых история Красноярска 19 века просто невозможна. Говоришь о первой электрической лампочке — вспоминаешь Петра Гадалова, в доме которого она зажглась в 1891 году. Упоминаешь первый кинотеатр — снова Гадалов. Купеческое семейство вложилось в большинство крупных проектов того времени, от железной дороги до здания Краеведческого музея. Собственный дом семьи, ныне известный как «Детский Мир»  — один из признанных символов Красноярска.

Могилы Петра Гадалова и его родных находятся у самых стен Свято-Троицкого собора и хорошо заметны любому, кто держит дорогу к храму. Правда, если заглянуть за оградку и посмотреть на то, что находится  у подножия памятника, картина открывается не самая приглядная. Могильные плиты вросли в землю, потемнели, и надписи на них практически не читаются.



Прасковья Федоровна Сурикова (Торгашина)

Родная мать великого художника Василия Сурикова и прапрабабка режиссеров Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского — Прасковья Сурикова — при жизни была женщиной незаурядной. Рано овдовев и оставшись в пятью детьми на руках, она сумела воспитать их и выкормить на деньги, полученные от вышивания гладью и бисером. По воспоминаниям Василия Сурикова, вышивала она прекрасно, а автору «Боярыни Морозовой» верить определенно стоит.  Сам Василий маму очень любил и после ее смерти оставил пронзительное послание брату Александру.

«Всё хожу как в тумане. Слезы глаза застилают... Милая, дорогая наша матушка. Нет ее, нашей мамочки… Я заберусь в угол, да и вою. Ничего, брат, мне не нужно теперь. Ко всему как-то равнодушен стал. По всей земле исходи — мамочки не встретишь. Недаром я ревел, как выехал из Красноярска. Сердце мое сразу почувствовало, что я ее больше не увижу…».

Сегодня и брат Александр, и Прасковья Федоровна покоятся на третьем секторе Троицкого кладбища. К сожалению, их могилы так заросли крапивой, что найти их чрезвычайно сложно, над листьями торчат лишь верхушки железных крестов.


Петр Кузнецов

Еще один видный красноярский купец-меценат. Не будь его, не было бы и всенародной славы Василия Сурикова. Именно он дал денег на обучение талантливого сибирского художника в Петербуржской Академии художеств. Кроме того, Кузнецову красноярцы обязаны появлением часовни Параскевы Пятницы, укрошающей сегодня десятирублевую купюру. Если бы не Кузнецов, Красноярск лишился бы сразу двух главных символов.

Могилу мецената сегодня найти затруднительно, возможно, памятник стоит где-то в крапиве, а возможно, кто-то уже утырил надгробие под дачный декор.


Степан Мамеев

Степан Мамеев  — один из первых красноярских краеведов, автор обширных работ о декабристах и биографии Сурикова. В 1938 году был арестован за мимическую связь с японской разведкой и, скорее всего, скончался во время следствия. На сайте «Мемориала» об аресте Мамеева и его колег по архиву хранится следующая запись:

«… В 1937 году по Красноярску прокатилась волна больших арестов. Арестовали и В.П.Косованова. Ему было предъявлено стандартное по тем временам обвинение: руководство контрреволюционным заговором с целью свержения советской власти в Сибири и связь с японской разведкой. Начались изнурительные допросы и жесточайшие пытки, и в наступившем 1938 году В.П.Косованов оказался у смертельной черты, где роль палача выполняла тройка УНКВД. Через 18 лет главная военная прокуратура СССР подпишет документ, которым утверждается, что контрреволюционной организации не существовало, В.П.Косованов в заговорах не участвовал, а УНКВД никакими материалами по этому делу не располагало…»

Могиле родоначальника красноярского краеведения не повезло, сегодня о ней напоминает только повалившееся надгробие, найденное хранителями кладбища неподалеку от могил родственников Василия Сурикова.


Петр Словцов

Знаменитый лирический тенор, прозванный «сибирским соловьем», не раз выступавший на одной сцене с такими титанами, как Федор Шаляпин и Надежда Обухова. Вот как описывает его послереволюционные гастроли в Китае эмигрантская газета «Белый Харбин».

«При исполнении арии из «Искателей жемчуга» происходило что-то невероятное! Чудесную, ласкающую мелодию Словцов закончил таким пиано-пиано-пианиссимо, что казалось, что вьется все утончающаяся ниточка, сходящая на нет, ниточка, которая вот-вот дрогнет и оборвется. Нет, она вьется, вьется около минуты! Все застыли, почти перестали дышать! Наступила почти абсолютная тишина, а в ней еле-еле бьется ниточка звука, которую так страшно оборвать каким-то движением, неосторожным дыханием. Поразительная техника, изумительная чистота и нежность голоса!»

Словцов — один из основателей красноярской оперной школы, по его инициативе в городе была открыта Народная консерватория. Жена Словцова — Маргарита Николаевна Риоли-Словцова — еще 20 лет преподавала вокал в Красноярске, ее ученицей была Екатерина Иоффель — наставница Дмитрия Хворостовского.


Леонид  Чернышев

Архитектор, создавший проект здания Красноярского краеведческого музея. Именно ему мы обязаны зданием в египетском стиле, он же спроектировал роскошное здание Купеческого клуба (ныне Мира, 117) и здание Доходного дома на Мира, напротив памятника Поздееву.

К сожалению, поклониться останкам Чернышева у вас вряд ли получится, дорога к его могиле настолько поросла злющей кладбищенской крапивой, что без мачете и не проберешься.


Владимир Соколовский

Еще один знаменитый красноярский архитектор, путь к могиле которого преграждают крапивные заросли. А между прочим, именно он спроектировал красноярский костел, здание Главпочтамта и многие другие эффектные здания.

"