Posted 13 марта 2018,, 00:00

Published 13 марта 2018,, 00:00

Modified 29 мая 2023,, 09:20

Updated 29 мая 2023,, 09:20

Берегите природу: 9 исчезающих животных Красноярского края

13 марта 2018, 00:00
Сегодня — о девяти самых редких млекопитающих Красноярского края.

Животным сегодня приходится несладко: леса вырубают, поля распахивают, в море сливают отходы. От такой жизни многие виды начинают стремительно исчезать, и сегодня — о девяти самых редких млекопитающих Красноярского края. 

Ирбис 

Он же снежный барс. Крупная, очень красивая кошка, которая живет в горах Саяно-Шушенского заповедника. Барсов всегда было мало, а сейчас вид и вовсе находится на грани исчезновения. Конечно, немалую роль в этом сыграло желание людей обрядиться в мягкую пушистую шубу из барсового меха, но главная причина сокращения численности снежной кошки не в этом. 

Активная охота человека на горных козлов и баранов привела к сокращению численности этих копытных, и ирбисам стало нечего есть. Сейчас в крае живет только около 65 зверей этого вида.

Красный волк 

Общественности эти звери могут быть знакомы по книгам или мультфильмам про Маугли. Помните рыжих собак? Это они и есть. В книге Акела говорил о собаках Декана: «Каждая из них слабее волка, но их слишком много». Так вот, серые волки могут ликовать: противник почти уничтожен. 

Сегодня в крае можно встретить не более двух десятков красных волков, и то только летом, когда животные приходят в Саяны из Тувы и Монголии.

Благородный олень 

В наше время и людям благородным жить непросто, что уж говорить об оленях. Сейчас в Красноярском крае насчитывается около пяти с половиной тысяч маралов. Конечно, по сравнению с теми же барсами такая цифра кажется большой, но, во-первых, это на весь край, а во-вторых, численность постоянно сокращается. 

Еще двадцать лет назад оленей было девять тысяч, если популяция будет сокращаться такими темпами, то маралы могут полностью исчезнуть еще при нашей жизни. Почему так происходит, точно не известно, но здесь точно замешаны браконьеры и изменение климата, благодаря которому снега стали глубже, а оленям труднее добывать пищу и спасаться от хищников.

Архар 

Архар, он же горный баран, возможно, уже и не водится в Красноярском крае. Причина этого —  вкусное мясо, из-за которого архаров массово отстреливали браконьеры. Когда-то эти бараны водились прямо на широте Красноярска, потом встречались только в Саянах, а сейчас, возможно, и там вымерли. 

Правда, иногда туристы говорят, что видели архара, но туристы не биологи и вполне могут спутать горного барана с горным козлом.

Козерог 

Не тот, что в зодиакальном колесе, а тот, что в изобилии водился когда-то в Саянах. Теперь вид стал настолько редок, что вообще неясно, остался ли в Красноярском крае хоть один козерог, он же сибирский козел. 

Причины такой печальной ситуации всё те же: козлы имели несчастье быть вкусными, и массовая охота свела их численность практически на нет.

Манул 

Популярный мемасный кот, оказывается, живет и в Красноярском крае. Точнее, пока живет, но скоро может исчезнуть. Манулы попадаются в капканы, расставляемые охотниками на лис, остановятся жертвами бродячих собак. Кроме того, с каждым годом всё меньше грызунов, а значит, и корма. В общем, незавидная у манула жизнь. 

Сколько их осталось, точно не известно, может быть, пока вы читали этот текст, свора беспризорных псов придушила последнего пушистого котика.

Сельдяной кит 

Несмотря на несерьезное название, сельдяной кит, или финвал, — одно из самых крупных млекопитающих на земле. По размеру финвалы уступают только синим китам: они достигают длины в 18 метров и массы в 50 тонн. Как и синие киты, финвалы долгое время были объектом китобойного промысла, за последние 100 лет только в Северной Атлантике было убито более 57 тысяч финвалов. 

Сегодня численность китов, плавающих у красноярского морского побережья, неизвестна, но вряд ли их число хотя бы отдаленно приближается к количеству истребленных китообразных.

Тувинская полевка 

Пример того, как нетрадиционные медицинские наклонности вредят не только людям, пытающимся лечить притираниями рак и сифилис, но и животным. Вот, например, мелкий мирный грызун — тувинская полевка. Жила себе, плодилась, скрывалась от лис и коршунов и не думала даже, что люди откроют на нее охоту. Тем не менее охота началась, и причинами тому послужили не мех и мясо мышеподобных грызунов, а полевкин помет. 

Помет этот люди нарекли мумием, объявили лечебным и начали его в поисках разорять гнездовые камеры грызунов. Из-за этого, а также распашки степей и пожаров, тувинских полевок сегодня осталось совсем немного.

Атлантический подвид моржа 

Это для обычного человека все моржи на одно лицо, для биолога они разделяются на множество подвидов, похожих друг на друга так же, как стол на табуретку. Атлантический из этих подвидов — самый редкий. Численность его неуклонно сокращается, и виной тому добыча углеводородов и происходящее из-за этого загрязнение окружающей среды. 

Точная численность моржей сегодня не известна, но перспективы подвида довольно мрачные.

"