@pr.mira
-20°
Облачно
$
73.52
88.88
64.11
Партнерский

Анатомия карьера Восточный: как устроено одно из сложнейших инженерных сооружений в России

Карьер Восточный Олимпиадинского месторождения, из которого компания «Полюс» добывает золото на севере Красноярского края – одно из крупнейших инженерных сооружений в России. Сегодня мы расскажем тем, кто далек от горного дела, почему карьер – это сложнейшая конструкция и как она поддерживается в рабочем состоянии.

Ни фотографии, ни видео, ни пролеты на коптере не дают истинного представления о масштабах карьера Восточный. Только оказавшись у края борта и взглянув с высоты на почти неразличимые фигурки людей и крошечные, словно игрушечные, самосвалы, понимаешь всю грандиозность этого сооружения. Глубина – 705 метров. Это две высоты небоскреба «Око» — самого высокого здания в «Москва -сити».

Фото здесь и далее: компания «Полюс»

Несведущий человек может посчитать создание исполинского карьера делом хоть и хлопотным, но технически несложным — копай себе землю, загружай в самосвалы и увози подальше. Но человек понимающий в горном деле знает, что карьер — сложнейшее инженерное сооружение. Для того, чтобы стенки карьера не обвалились, нужны точные расчеты и постоянное наблюдение за их состоянием. Малейшая оплошность — и трагедии не избежать.

В большинстве российских компаний функцией мониторинга за состоянием карьера занимается маркшейдерская служба. В компании «Полюс Красноярск» из числа маркшейдеров выделена специальная группа — отдел геотехнического мониторинга.

Уже знакомый нам профан мог бы решить, что это люди с лопатами, которые ходят по карьеру, на глаз определяют слабые места и тут же слегка «подчищают» борт. Но будь это так, только для того, чтобы обойти карьер диаметром почти два километра, потребовалась бы целая армия инженеров. К счастью, на помощь людям приходит техника.

Проверить устойчивость бортов можно несколькими способами — и «Полюс» использует сразу все. Специальные приборы — тахеометры — непрерывно сканируют карьерные уступы. Они собирают информацию о состоянии бортов, обрабатывают данные и отслеживают все происходящие процессы в динамике.

Другой прибор на вооружении службы — лазерная установка Riegl VZ4000. С ее помощью можно в любой момент создать 3D модель любого участка борта и оценить его состояние.

Наблюдают за карьером и с воздуха — аэрофотосъемочный комплекс «Геоскан 401» позволяет в любое время сфотографировать любой участок карьера.

Еще одно важнейшее звено карьерной диагностики — радарные установки, непрерывно держащие под наблюдением 80% карьера Восточный.

Один из главных врагов карьерных бортов — вода. Борта должны оставаться сухими. За поведением подземных вод следит отдел гидрогеологии. Они бурят разведочные и дренажные скважины, оснащают их датчиками, с помощью тепловизора определяют места выхода воды на борт. Осуществляют десятки других сложных операций.

Но мало знать о состоянии бортов, необходимо их вовремя приводить в должное состояние. И «Полюс» стал первой золотодобывающей компанией России, выделившей для наблюдения за карьером особую команду – службу по оборке уступов карьера.

Только за 2020-й год ее сотрудники произвели оборку 13000 метров уступов и зачистили более 25 тысяч метров предохранительных берм на карьерах Восточный и Благодатный.

Каждое опасное место индивидуально. К каждому нужен свой особый подход. Несмотря на все могущество используемой техники, каждое приходится осматривать глазами. Это занимает много времени, но безопасность важнее скорости.

Для оборки уступов на «Полюсе» используется экскаватор LIEBHERR R974C и бульдозер KOMATSU D-85EX. Механизированная оборка уступов таким типом оборудования — новый метод. «Полюс» и здесь первопроходец.

Участок оборки уступов

«Мы все как одна семья, потому что наша работа — это работа в сложных и порой очень стрессовых ситуациях. И даже, кажется, в самой безнадежной ситуации ребята сохраняют свой оптимизм. Мне как начальнику участка очень легко и комфортно работать с коллективом, что, считаю, важно для выполнения производственных показателей. Каждый работник участка — это профессионал, который вносит свой вклад в наше общее дело», — утверждает начальник участка оборки уступов Олимпиадинского ГОКа Константин Гребенюк.

Надеемся теперь вы никогда не назовете карьер ямой и будете понимать, насколько важную, ответственную и технически непростую задачу ежедневно решают в «Полюсе».

Редакция «ПМ»
Редакция «ПМ»
коллективный разум
Что вы об этом думаете?
Поделитесь с друзьями:
А Вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?
💬 Комментарии
Технологии
Актуальное