Posted 16 февраля 2017,, 12:03

Published 16 февраля 2017,, 12:03

Modified 29 мая 2023,, 09:17

Updated 29 мая 2023,, 09:17

BASIC Longboards: производство лонгбордов в Красноярске

16 февраля 2017, 12:03

«Проспект Мира» продолжает рассказывать о красноярских стартапах. В новом выпуске — история о том, как Красноярск стал столицей производства лонгбордов в России (по крайней мере, так говорят сами изготовители).

В декабре прошлого года красноярская мастерская BASIC Longboards, основанная Ильей Гурьяновым и Сергеем Бастрыкиным, отметила трехлетие. «Мы считаем нашим стартом 7 декабря, когда мы сделали презентацию в «Каменке», — рассказывает Гурьянов. Производители лонгбордов тогда стали одними из первых резидентов культурного пространства «Каменка».

— Нам дали на втором этаже одну маленькую комнату в 33 квадратных метра — как в том сериале, — вспоминает Илья. — Потом мы начали расти. Заняли еще одну комнату — там был небольшой склад — и еще одну под небольшой цех для отходов. 

Сейчас производство деревянных лонгбордов занимает несколько помещений в подвале «Каменки», хотя мастерская скоро опять может переместиться. «В «Каменке» переезд — это штатная ситуация», — поясняет Илья Гурьянов.

Начинали BASIC Longboards Бастрыкин и Гурьянов вдвоем. Сергей еще подростком катался на скейтбордах и всерьез хотел заняться их производством. «Мне твердили: «Да фигня это всё — никак эти скейтборды тебе в жизни не помогут», — говорит Илья.

Сам он разделял увлечение будущего напарника: катался на скейтах, велосипедах BMX, сноубордах — хотя заядлым спортсменом себя сейчас не называет, предпочитая экстриму Excel.

До мастерской Илья уже пробовал силы в бизнесе: делал антимебель (кресла-подушки), пока не надоело, и был одним из создателей сибирской марки «Таежная мануфактура», выпускающей тетради, блокноты и ежедневники. Свою долю в «Мануфактуре» Илья довольно быстро продал, и вскоре после этого они с Бастрыкиным решили, что пора делать в Красноярске доски для катания.

— Скейтборды в России производить нерентабельно, потому что Китай сильно захватил рынок, — говорит Гурьянов. — И мы решили выйти на лонгборды, которые набирали популярность.

Начинающие предприниматели «взяли какой-то клей, какие-то фанерки» и сделали свой первый лонгборд в гараже. «Он у нас прогнулся до пола, был как лист алюминия, — делится воспоминаниями Илья. — Ну последующие уже нормальными были».

Сведения о производстве лонгбордов и технологиях искали в интернете, постепенно осваивая технику. Сергей взял на себя основное производство, Илья — шлифовку, обработку и прочий пост-продакшн.

Первый стартовый капитал бизнес-партнеров составил 80 тысяч рублей, на которые купили оборудование: станок, распиловочный стол, шлифмашинку и пробную партию дерева — его заказывать пришлось в европейской части России.

— В Сибири, к сожалению, последнее фанерное производство, которое могло нам отпустить шпон, закрылось до нашего открытия, — рассказывает Гурьянов. — Сейчас в Сибири не интересно просто шпон продавать — вместо этого сразу продают собранную фанеру. 

Мастерская начала «торговать потихонечку» — первый транш, по словам Ильи, удалось окупить за месяц-два. Партнеры решили расширить ассортимент и закупить сопутствующие товары и аксессуары: колеса, подвески, болтики, защиту (шлемы, налокотники) и мелочи типа наклеек и прочей сувенирки. На эти цели предприниматели заняли еще около 400 тысяч рублей, которые удалось отбить за сезон.

***

Основная часть розничных продаж мастерской приходится на Красноярск, в котором «много и дико покупают доски». «Выкупают почти всё, что у нас сделано. Вот партия в 30 штук, например, — жах, и улетела за месяц», — описывает Илья.

В среднем в месяц получается сделать и продать 50-70 досок, в зависимости от сезона. В 2016 году в Красноярске BASIC, по подсчетам Ильи, продали около 300 лонгбордов, а всего в городе на досках мастерской катаются более полутысячи человек: «Есть чуваки, которые одну, другую, третью купили, а четвертую уже сами себе сделали — у нас только колеса на нее взяли. Есть те, кто купил доску, положил в чулан и никогда ее больше не доставал».

Покупают «лонги» в основном молодые люди, но среди клиентов встречаются и мужчины за 40.

— Для молодой аудитории — это игрушка, для взрослых — повод вспомнить молодость, — поясняет Гурьянов. — Приходит к нам дядька, говорит: «Я был маленьким, на скейтах катался», — покупает. На набережной потом видишь: загорелый, с золотой цепочкой, лет 50 ему, с двумя маленькими дочками-внучками — они на роликах, он на лонгборде».

Помимо Красноярска, свои доски Илья и Сергей продают и в другие регионы: оптом доски уходят во Владивосток, Иркутск, Новокузнецк, Тюмень, Уфу, Питер, Москву, Питер и владикавказские Минеральные Воды. География помогает продлить сезонность бизнеса. Если в Красноярске кататься можно от силы чуть больше полугода, то в Минводах тепло практически весь год.

***

Сейчас в BASIC Longboards трудятся 11-12 человек, из которых около половины заняты непосредственно на производстве. Новые рабочие руки позволили Илье сосредоточиться на финансах (те самые таблицы в экселе), а Сергею — заняться оптовыми продажами.

Кроме того, мастерская обросла отделом продаж — доски продаются в концепт-сторе Bad Guys недалеко от органного зала (открылся в 2015-м) и через интернет-магазин. Есть даже свой отдел научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

— Да, настоящий НИОКР, — конкретизирует Илья. — Мы с Сергеем в начале года понимаем, что нужно рынку: с нашей командой райдеров (шесть человек) мы обсуждаем, какие модели будут интересны, что бы хотелось попробовать самим.

Потом рисуются формы досок, делаются прототипы новых моделей — райдеры их обкатывают, решают, нужна какая-то модификация или нет. После этого готовятся лекала, и новые модели лонгбордов выводятся в серийное производство.

Доски прессуются, слои шпона склеиваются и складываются в «сэндвичи», которые затем вырезают по лекалу, фрезеруют, шлифуют и отдают маляру, после чего продукция отправляется на склад. На производство лонгборда в целом уходит три недели. «Из полутонны шпона можно получить около 300 килограммов лонгбордов», — прикидывает Илья.

«Голая» доска Basic Longboards обойдется в 2900-5800 рублей, лонгборд в сборе (с колесами, подвеской и остальным) будет существенно дороже — от 9300 до 16300 рублей. Себестоимость производства, торговую наценку и рентабельность бизнеса Илья Гурьянов не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну. Он говорит лишь, что каждый сезон в бизнес закладывается определенная сумма денег, которую стараются отбивать за полгода, «и чтобы еще оставалось» на развитие.

***

Всего в линейке BASIC сейчас 12 моделей для каждого существующего типа катания. «Это и доски покороче, и длинные баржи, похожие на серфы, штуки с заниженным центром тяжести, дэнсеры — на которых можно ходить, плясать, переворачиваться, вращать их вокруг собственного тела, и даунхилл-линейка, чтобы с гор кататься», — перечисляет Гурьянов.

К этому сезону красноярские предприниматели готовят еще три новые модели, ориентируясь на «самый свежак» в трендах. «То, на чём сейчас катаются в Америке, будет и у нас», — говорит Илья. Раньше можно было позволить себенемного отставать от трендов Запада, поясняет он, сейчас — нет, конкуренты дышат в спину:

— Рынок за последнее время стал конкурентен. Много молодых — они быстро появляются, быстро сгорают. Всё время есть 25-30 гаражей, которые сделали три доски, помахали ими — насколько сил хватило, настолько они и сдвинулись. Но некоторые задерживаются.

***

Спада продаж в ближайшее время производители лонгбордов не ожидают — пика популярности катание на длинных досках, по мнению Ильи, еще не достигло. Плюс сильно подбодрило лонгбордщиков включение скейтбординга в программу токийской Олимпиады-2020. Пока Олимпиада не пройдет, спада точно не будет.

— Плюс люди же развиваются, интересы меняются. Новой молодежи уже неинтересно на «Каме» кататься, а BMX для них — это то, на чём батя катался, — считает Гурьянов.

_____

Хотите рассказать о своем стартапе? Тогда присылайте заявку по адресу [email protected]. В письме в свободной форме расскажите о своем бизнесе и о том, почему про него должны узнать.

"