@pr.mira
-1°
Облачно
2
Пробки
$
79.33
92.63
37.88

«Бесполезно спорить о гуманизме»: общественник Антон Шаталов об истерике с ремонтом и деньгах

В городе реконструируют два самых важных общественных пространства: проспект Мира и левобережную набережную Енисея. Кроме того, по всем направлениям сейчас ведутся дорожные работы. Красноярский урбанист Иван Санников поговорил с архитектором, управляющим партнером ООО "Проектдевелопмент" и членом общественной палаты Антоном Шаталовым о роли горожан в принятии решений, разрушительной силе денег и о том, почему с полицейскими бесполезно говорить о гуманизме.

Про общество

Общество сегодня обладает более зрелым представлением о городе, чем во времена, когда я вел блог в ЖЖ. Но горожане по-прежнему без энтузиазма участвуют в общественных процедурах – не верят в возможность влиять на принятие решений. 

Общественные слушания у нас сегодня — это настоящий балаган, абсолютно неконструктивные шумные сборища, эффективно используемые различными политиками в своих играх. В общественной палате мы разработали ряд предложений по внесению изменений в городское положений об общественных слушаниях, но получили отписку от департамента в стиле «нас все устраивает...» 

В тоже время, с обществом действительно полезно взаимодействовать до начала разработки проекта, чтобы лучше понимать, что нужно людям. Анкетировать, собирать данные, проводить социологические исследования, чтобы сформулировать задачу. А вот собрав достаточно данных , на мой взгляд, разработку консолидированного решения нужно поручить профессионалам. 

Общество не дает решений, оно формирует облако субъективных взглядов. Люди говорят: «Я не могу пройти здесь», «Тут невозможно с коляской проехать», «Здесь не хватает мебели» или «Здесь негде отдохнуть» — это нужно слышать – это данные, с которыми предстоит работать. 

Антон Шаталов, фото — Fb

Обсуждение готового проекта – куда менее конструктивная процедура, чем обсуждение и совместное формулирование задачи, которую предстоит решать. Ну и любую возможность выбора нужно тщательно готовить. Когда выставили на голосование мебель, ограды и озеленение для проспекта Мира, люди (голоса, отданные на сайте администрации) выбирали экземпляры из разных коллекций, несочетаемые друг с другом.

Жаль, что главный художник города не участвовал в организации этого забавного плебисцита. Сегодня его роль свели к разработке регламентов, что тоже безусловно важно. Но в городе по-прежнему сонмы проблем, нуждающихся в оперативном решении.

Про капремонт

Не думаю, что кто-то специально хочет сделать плохо. Просто удобнее и быстрее перескочить стадию дизайна, вооружиться ГОСТами и быстро привести пространство в соответствие с законами и регламентами. Конечно, получается в итоге плохо — но виноват тут отраслевой принцип. 

У ГИБДД и ДГХ (департамента горхозяйства - ПМ) ведь нет задачи заниматься гуманизацией среды, просто так получилось, что они и за эту среду отвечают. Они решают свои узкие задачи, следуя исключительно своим показателям эффективности — поэтому у нас заборы, П-образные переходы и прочее изобретения, направленные на удобство эксплуатации, а не удобство жизни. Они не рассматривают гуманитарные аспекты, нет у них таких компетенций. И спорить с ними на эту тему бесполезно, я пробовал. Вопросы благоустройства это вопросы комплексные. И культурные, и социальные, и в том числе экономические. Следует внедрять проектный подход.

Про деньги 

Истерика с ремонтом вызвана традиционной гиперцентрализацией нашей страны. На западе города самостоятельно собирают львиную долю налогов, которые направляют на благоустройство и развитие своей инфраструктуры. У нас это делает Москва, а потом формирует программу по ремонту дорог или домов, и дает муниципалитетам деньги с одним условием: сделать все нужно за полгода – и спроектировать и построить. 

Мэрам нужно как можно больше денег освоить, так как завтра их может не быть, и еще неизвестно, сколько придется латать ямы в асфальте, экономя на культуре и социальной политике. Тут логика ясна и понятна — выхода нет, нужно работать оперативно и освоить, сколько дадут. Именно в это причина полного отсутствия в городах средового дизайна – на него просто нет времени. Многие необдуманные решения потом выходят боком. И в этом некого винить; так у нас устроено государство.

В этом году Красноярск реконструирует и ремонтирует более 40 улиц, более 200 дворов и почти всю центральную набережную. Это беспрецедентно большой объем. У нас нет такого количества хороших подрядчиков, чтобы вжух — и сделать весь город на должном уровне, пусть даже по ГОСТам. 

Если бы Красноярск собирал налоги самостоятельно, деньги бы тратились совершенно иначе. На конкурсной основе определялся бы проект с хорошим бюджетом. Каждый год реализовывались бы 3-4 масштабных проекта реконструкции фрагментов городской территории. Делали бы хороший, взвешенный, широко общественно обсужденный, долговечный дизайн. И реализовывали бы его крутые подрядчики под пристальным надзором авторов. Тогда появилась бы и школа и индустрия, и, возможно, конкуренция городов проявилась бы в нашем обществе более ярко, а искушенные и образованные потянулись бы обратно...

Про город

Я совершенно не согласен с общим курсом на то, что скорость в центре Красноярска нужно увеличивать. Скорость нужно наоборот снижать, и освобождать центр от транзита. Он должен стать дружелюбным общественным пространством в окружении исторического наследия, а не переплетением автомагистралей. Когда сейчас об этом говоришь — тебя не слышат. И слышать некому, у нас диктат отраслевого подхода. Если даже мэр проникнется современными средовыми трендами, то ему еще предстоит перестроить всю систему. 

При этом я не хочу никого конкретного критиковать из администрации, хотя мне не очень нравятся многие вещи, которые там происходят. Не нравится — бери лопату и вперед. Но к сожалению, люди не идут туда работать. Те гениальные “диванные урбанисты”, которые в Фейсбуке ругают неправильный уклон дороги, никогда не пойдут работать в администрацию и нести ответственность за базар. В итоге урбанистов там нет, зато есть подпоясанные ломом крепкие хозяйственники. Поэтому мы не критикуем, а предлагаем решения. 

Город — это мы, это не какой-то мифический мэр с армией чиновников. Город деградирует, несмотря на растущую численность населения. Образованные, активные уезжают — приезжает низкоквалифицированная рабочая сила. И ассимилировавшиеся гастарбайтеры здесь дружно гуляют на Оперном или площади Революции, для них качество общественных пространств абсолютно приемлемо. Какие мы — такой и город. 

Редакция «ПМ»
Редакция «ПМ»
коллективный разум
Что вы об этом думаете?
Поделитесь с друзьями:
А Вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?
💬 Комментарии
Давай менять
Актуальное