Posted 9 мая 2018,, 02:10

Published 9 мая 2018,, 02:10

Modified 29 мая 2023,, 09:17

Updated 29 мая 2023,, 09:17

Битва за Диксон: нацистские корабли в устье Енисея. История легендарного сражения Великой Отечественной.

9 мая 2018, 02:10

Красноярский край — единственный регион за Уралом, ставший во время Великой Отечественной войны ареной настоящих боевых действий. О том, как это было, в нашем материале. 

Заполярный порт Диксон. Глядя на карту сражений Второй Мировой, кажется, что трудно найти не ней точку, более удаленную от мест боевых действий.  Глубокий тыл, крайний север. Кажется, что немцев там со времен полярного исследователя Отто Шмидта и быть не могло. Однако флот Третьего рейха побывал и здесь, сделав Красноярский край единственным зауральским регионом, где шли боевые действия Великой Отечественной.

Собственно сам Диксон был немцам без надобности, предметом интереса командования Крингсмарине были в первую очередь транспортные конвои, которые шли с Аляски в Мурманск и перевозили в СССР ресурсы, представлявшиеся западными союзниками по лендлизу. В 1942-м году появляется план Wunderland, ставивший военно-морскому флоту рейха задачу установить контроль над Северным морским путем. Первым шагом к этому должно было стать уничтожение конвоя ЭОН-18, о существовании которого немцам рассказали японские союзники.  Конвой состоял из двух ледоколов, шести транспортных и трех боевых кораблей Тихоокеанского флота эскадренного лидера «Баку» и двух эсминцев «Разумный» и «Разъяренный».

На перехват конвоя был выделен корабль «Адмирал Шеер». Строили его в 1933-1934 годах, когда Германия еще была ограничена условиями Версальского договора, по которому немцам запрещалось иметь одновременно более шести линкоров. «Шеер» проектировали так, чтобы, формально не являясь линкором, он одновременно не уступал ему в бронировании и вооружении. В итоге появился новый класс кораблей, прозванный британцами карманными линкорами.  Международная классификация относит такие суда к тяжелым крейсерам. 

«Адмирал Шеер»

Охота

Началась операция Wunderland  8 августа 1942 года. В этот день в Карское море на разведку отправилась подводная лодка U 601. Через неделю в район Диксона ушла другая подлодка — U 251. Еще две субмарины — U 209 и U 456 — действовали у западных берегов Новой Земли, отвлекая внимание советской Беломорской флотилии.

16 августа, получив от подводников благоприятные известия о стоянии льдов, «Шеер» отправился на охоту за конвоем. Удачно избежав встречи в советскими кораблями, карманный линкор 18 августа достиг Карского моря. Однако выяснилось, что пути вокруг мыса Желания, которым намеревались пройти немцы, не существует, и не сумев пробиться через льды, «Шеер» отправился к берегам Таймыра в поисках пролива Вилькицкого.  Пока корабль барахтался в рыхлых льдах, сделанная бортовым самолетом аэроразведка показала, что разыскиваемый конвой рядом. От долгожданной жертвы «Шеера» отделяло около 100 километров. Разведчик сообщил: караван идет на юго-восток, немецкий линкор затаился у «Банки Ермака» и стал ждать. Но прошло два дня, конвоя не было, и капитан корабля Меендсен-Болькен заподозрил неладное.  Выяснилось, что курс конвоя разведчик определил неправильно и корабли прошли намного западнее ловушки.

Определив с помощью радиоперехвата, где находится противник, «Адмирал Шеер» пустился в погоню. Но погода, лед и сильное встречное течение не позволили боевому короблю достичь цели.  К тому-же потерпел крушение самолет-разведчик, и немцы остались без наблюдения с воздуха.

«Сибиряков»

Плавание грозило обернуться полнейшим провалом, но тут Меендсен-Болькену повезло. На горизонте показалось советское судно. Им оказался ледокол «Сибиряков».

В отличие от «Адмирала Шеера», «Сибирякова» при всем желании нельзя было назвать последним словом инженерной мысли. Построенный в 1909 году для зверобойного промысла, пароход по случаю войны, конечно, был вооружен. Но две 76-миллиметровые пушки и два спаренных пулемета не шли ни в какое сравнение с  шестью 280 мм , восьмью 150 мм и шестью 105 мм орудиями «Шеера»,  защищенного к тому же мощной броней.

Для «Сибирякова» встреча с немецким боевым кораблем в глубоком тылу оказалась полнейшей неожиданностью. На то, чтобы понять, что перед ними враг, у экипажа парохода ушло больше часа. К тому же «Шпеер» пошел на хитрость, выбросив американский флаг, встав бортом и предавая радиосигналы на русском. Маскировка сработали лишь частично, капитан «Сибирякова» Анатолий Карачава был советским человеком и настороженно относился к любым иностранным судам.  Но несколько минут драгоценного времени немецкая уловка у парохода отняла.

Тонущий «Сибиряков»


Поняв, в чем дело, Карачава приказал отходить к острову Белуха, надеясь скрыться. «Шеер» открыл огонь, второй выстрел из 280 миллиметрового орудия достиг цели. «Сибиряков» получил пробоину и начал тонуть. Через час бой был окончен. Несмотря на то, что кормовая пушка советского судна не замолкала ни на секунду, силы были слишком не равны. «Сибиряков» ушел на дно. Из 104 членов экипажа погибло 82, еще 22 человек, в том числе оглушенного капитана Карачаву, подобрали немцы. Домой он вернулся только после победы, и за свой подвиг получил скромный по тому времени орден «Красной звезды».

Как ни скоротечен был бой, «Сибиряков» успел телеграфировать о нападении на Диксон. Теперь о присутствии немецкого карманного линкора в Карском море стало известно командованию советских флотов.

Маршрут «Адмирала Шеера»


Сражение за Диксон

Несмотря на относительно легкую победу, никаких видимых дивидендов немцы от нее не получили. Навигационные карты захватить не удалось, пленные молчали, конвой ушел. Единственной доступной для «Шпеера» целью остался сам порт Диксон, где могли оказаться суда и припасы, и Меендсен-Болькен принял решение об атаке.

На Диксоне в это время вовсю шла подготовка к нападению. Восстанавливались ранее разобранные батареи, снаряжались для боя корабли: сторожевик СКР-19 и пароход «Революционер». Немцы же на сопротивление вообще не рассчитывали, полагая захватить порт, высадив десант.

27 августа «Шеер» подошел к порту. Корабль сразу открыл огонь по советским судам, нанеся обоим серьезные повреждения. Но тут заговорили пушки береговых батарей, и Меендсен-Болькен, поняв, что десант невозможен, приказал отступать.

На этом битва не закончилась, через час карманный линкор вернулся. На этот раз немцы обстреливали порт из 280-миллиметровых орудий, загорелись склады топлива, и пираты, решив, что противник уничтожен, начали отход.

Бой за Диксон

Немцы сильно переоценили нанесенные их орудиями повреждения: уже через несколько дней корабли охраны были восстановлены, радиостанция порта запущена и «Диксон» начал работать в прежнем режиме.

Что же до «Адмирала Шеера», то Меендсен-Болькен сумел убедить командование в том, что в Арктике ему делать нечего, и 29 августа корабль покинул советскую акваторию.