Posted 31 июля 2018,, 06:00

Published 31 июля 2018,, 06:00

Modified 29 мая 2023,, 09:15

Updated 29 мая 2023,, 09:15

Блокировка банковской карты: что делать, если «электронный кошелек» не открывается

31 июля 2018, 06:00

Блокировка карты — это запрет совершения любых операций и повод для стресса у любого горожанина. Недоступность средств, невозможность оплатить срочные счета, услуги и покупки вызывают серьезную тревогу и ломают планы. Что можно делать в такой ситуации, а что ни в коем случае нельзя, расскажем в нашем материале.

Для чего блокируют карты

Многие банки и раньше приостанавливали подозрительные операции, после чего связывались с клиентом для подтверждения их правомерности. Согласно внесенным в законодательство поправкам, кредитные организации будут обязаны блокировать сомнительные операции.

— По инициативе Банка России работа про противодействую кибермошенникам, в том числе с помощью приостановки подозрительных транзакций, стала обязательной для банков именно потому, что этот механизм уже показал свою эффективность, — сообщил порталу Udm-info Артем Сычев, исполняющий обязанности директора департамента информационной безопасности Банка России.

Какие же транзакции будут считаться подозрительными? Критерии таких операций будет разрабатывать Центробанк и доводить их до сведения всех кредитных организаций, чтобы эффективно бороться с кибермошенниками. Законодательство обязывает банки охранять денежные средства на клиентских счетах, а обо всех подозрительных операциях сообщать в Центральный банк.

— Банки смогут и сами дорабатывать критерии, исходя, например, из моделей платежного поведения своих клиентов, — рассказал Артем Сычев. — Кроме того, банки должны будут сообщать в Банк России об экономических параметрах хакерских атак: на какую сумму покушались злоумышленники, сколько удалось похитить, сколько — сохранить и главное — какую сумму в итоге вернули клиенту.

Эксперты уверены, что пользы от такого подхода больше, чем неудобств. Например, в 2017 году было зафиксировано более трехсот тысяч попыток украсть деньги с банковских карт. В результате «успешного» завершения части из них российские клиенты лишились почти одного миллиарда рублей.

Почему заблокировали мою карту

По закону банк обязан связаться с каждым клиентом, чья транзакция показалась ему подозрительной. Способ связи прописывается в договоре, именно поэтому так важно сообщать сотрудникам банка актуальные номера телефонов и всегда оставаться на связи. Клиент должен подтвердить, что операция действительно совершается им, и тогда она будет проведена без лишней волокиты, проверок и длительных процедур разблокировок.

— Чтобы уменьшить риск приостановки транзакции перед выездом за рубеж, можно предупредить свой банк о том, что в ближайшие дни вы будете совершать покупки за границей. Банк имеет право приостановить транзакцию и блокировать карту на срок не более двух рабочих дней. Если за это время ему не удается связаться с клиентом для подтверждения транзакции, карта и платеж разблокируются, — пояснил Артем Сычев.
— Однажды во время отдыха в Таиланде я попыталась снять деньги с кредитной карты, после чего она моментально оказалась заблокирована, — делится опытом Анна из Красноярска. — Оказалось, это произошло потому, что я вовремя не предупредила банк о нахождении вне страны. Таиланд входит в список государств с повышенным уровнем риска карточного мошенничества, поэтому банк моментально заблокировал мои средства. Теперь я всегда звоню на горячую линию перед поездками за пределы России.

По каким признакам банк определяет, какую карту блокировать, а какую – нет?

  • По одной и той же карте проходят оплаты в отдаленных друг от друга местах через короткий промежуток времени. Это может служить признаком того, что злоумышленник сделал копию карты жертвы и пытается через нее снять деньги. Копирование карты происходит при помощи скимминговых устройств в банкоматах, магазинах, кафе, АЗС.
  • Клиенты, снимающие большое количество наличных, обязательно вызовут подозрение.
  • Со счета клиента идет перечисление больших сумм на множество других счетов. Также вызовут вопросы денежные переводы от имени юридического лица одновременно нескольким физлицам в разные регионы страны.
— Во время отдыха в Турции мне поступил звонок из России. Представитель банка уточнила, не пыталась ли я снять наличные вчера вечером в Москве. Естественно, находясь вне страны, этого сделать я не могла. Оказалось, что злоумышленник скопировал магнитную полосу моей карты и попытался снять с нее деньги, однако банк не дал этому случиться, — рассказала красноярка Наталья, — по приезде в город я сразу же заменила карту.
— Во время покупки автомобиля «с рук» продавец поставил мне условие — только наличные. Сумма была значительная, однако я не стал своевременно заказывать выдачу средств в банке, как это стоило бы сделать, а решил воспользоваться банкоматом. Однако после нескольких операций мою карту заблокировали, и мне пришлось доказывать банку, что транзакция была вполне законна, — делится опытом красноярец Евгений.

Как избежать блокировки карты и что делать, если это всё же случилось

Ваши действия будут зависеть от того, насколько добросовестным клиентом вы являетесь. Если вы порядочный пользователь, ваша карта оказалась заблокирована, а деньги нужны:

  1. Звоните в банк. Номер телефона указан на оборотной стороне карты, на сайте или в приложении. Сотрудник спросит данные паспорта и кодовое слово (каждый банк по-своему идентифицирует клиента) и выяснит причину блокировки.
  2. Попробуйте снять деньги со счета или перевести средства на другую карту (свою, друга, родственника) в отделении банка. Ведь, несмотря на блокировку карты, ваш счет остается действующим;
  3. Попросите сотрудника банка о временной разблокировке карты. Способ не гарантирует результат, однако попытаться стоит. Для этого по телефону объясните ситуацию оператору. Сотрудник на несколько минут убирает запрет, и вы снимаете нужную сумму. После карту снова блокируют, чтобы мошенники не успели украсть деньги.

Во время поездок за рубеж придерживайтесь рекомендаций экспертов:

  • Не держите все средства на одной карте. Берите с собой наличные, а также карты разных платежных систем;
  • Не отдавайте карту в чужие руки (например, официанту) – пользуйтесь переносным терминалом;
  • Снимайте средства в отделениях известных банков;
  • Подключайте услугу СМС-информирования;
  • Ставьте банк в известность о ваших выездах за границу и постарайтесь всегда быть на связи. Как правило, ни один банк, что дорожит клиентурой, не заблокирует вашу карту без предварительного звонка.

Доставить неприятности своим клиентам не является задачей современных банков. Однако предупредить подобный форс-мажор помогут простые грамотные действия, которые избавят вас от лишней головной боли.

"