Два года назад 24-летняя Соня Король выпустилась из СФУ, где она училась на дизайнера одежды. Мама девушки преподает труды в школе и шьет одежду на заказ, так что интерес к этому у Сони появился еще в детстве, рассказывает она. В университете Соня сначала шила женскую одежду, потом попробовала сделать комбинированную коллекцию с женскими и мужскими предметами. Дипломная коллекция была уже полностью мужской: девушка сшила несколько свитшотов, рубашку, жилет, куртку, пальто, шорты и брюки.
Защитив диплом, она решила, что можно попробовать выпускать одежду под своей маркой. В сентябре 2017-го Король придумала концепцию, а подруга, учившаяся на графического дизайнера, разработала фирменный стиль — в логотипе марки она сделала отсылку к известному советскому рекламному плакату с Лилей Брик.
В марте 2018-го отсняли первую коллекцию, а в апреле Соня запустила аккаунт в инстаграме — с того времени она и отсчитывает день рождения своей марки, которая получила название «Фраза».
«Одежда — это главный источник самовыражения, по ней можно понять, что человек хочет сказать про себя, — поясняет Король. — Каждый элемент одежды — как отдельное слово в предложении, и по отдельности может значить что угодно. Но когда все собираются вместе, когда ты составляешь свой лук на сегодня, то они складываются во фразу, по которой можно понять твое настроение — выбрал ли ты черное или ярке, открытое или закрытое». Микрокоманда Помогает в работе Соне ее «микрокоманда», в которой есть как приходящие люди, так и те, кто работают с дизайнером на постоянной основе. Например, шьет одежду Соня Король вместе с мамой, которую называет своей напарницей. «Сейчас мы все делаем сами, — говорит Соня. — Я рисую эскизы, подбираю ткань, потом мы вместе отшиваем, делаем примерки, смотрим, как все выглядит, дошиваем, если нужно, и затем уже снимаем для инстаграма». В организаторских моментах присоединяется помощник, который может помочь со съемками, побыть моделью, просто подкинуть идеи.
Как поясняет Соня, первые шаги делались без какого-то стартового капитала: машинки и прочее базовое оборудование уже было, так как мама шьет на заказ, а во время учебы Соня выиграла профессиональный манекен на дизайнерском конкурсе.
«Вкладывались мы во все постепенно, — добавляет дизайнер. — Знаем, что нужно закупить ткань — приценились, купили. За пошив платить не приходится, потому что пока все делаем сами. Со съемками, с моделями я пытаюсь договариваться».
Для работы Соня вместе с мамой год назад сняли комнату в пятиэтажке в центре Красноярска напротив своей квартиры. Аренда обходится в 15 тысяч рублей в месяц, и на первых порах большая часть оплаты приходится на маму, говорит Соня. Сама она чаще использует помещение как склад для материалов и готовой одежды. «Еще мы планировали приглашать сюда клиентов, если нужна будет примерка, — рассказывает начинающий дизайнер. — Но запроса в этом, как оказалось, нет. Я все продаю в основном через инстаграм и отправляю заказы посылками по почте».
Мужское женское
Когда Соня запускала «Фразу», то представляла, что ее покупателем будет молодой человек в возрасте от 18 до 35 лет творческой профессии. На деле оказалось, что целевая аудитория шире.
«Это может быть и парень моего возраста, которому, чтобы купить одежду, надо сначала подкопить, — перечисляет Соня клиентов. — А может женщина лет 40, которая скажет: «Хочу вот этот лонгслив», — и спокойно его купить. В инстаграме часто пишут девушки, которые покупают одежду как своим мужьям, так и сами себе, — все абсолютно разные».
Например, недавно заказ сделала русская девушка, живущая в Швеции, — о «Фразе» она узнала из телеграм-канала о моде «Очень надо», который включил марку в свою подборку в конце прошлого года.
«Мне вообще часто говорили, что нельзя позиционировать себя как бренд только мужской одежды, поэтому из описания я это убрала, — продолжает Король. — Хотя иногда, когда представляюсь и говорю, что дизайнер, то уточняю, что делаю мужскую одежду. Потому что сразу спрашивают: «О, а какие платья шьете?»
Микробизнес
На нынешнем этапе одежда шьется небольшими тиражами, говорит Соня, а на пошив одной коллекции может может уходить несколько месяцев. В прошлой коллекции было 11 вещей: куртки, плащи, жилеты, лонгсливы, худи, сумки. Сначала отшивается одна модель, ее фото выкладывается в инстаграм, а дальше — по запросу, поясняет Соня. Если модель заказывают и она начинает продаваться, то дошивают еще несколько экземпляров. Пока, по словам Король, стабильно раскупают две-три вещи в месяц: «Если хороший месяц, то можно больше продать, если плохой, то меньше».
Себестоимость производства, по словам Сони, составляет 50% от цены. Цены на вещи, если судить по инстаграму «Фразы», средние: плащ стоит шесть тысяч рублей, худи — пять, футболка — две с половиной, сумка — две тысячи.
Соня уточняет, что пока не может похвастаться стабильностью доходов, которые приносит «Фраза». В прошлом месяце, например, покупатель заказала у нее три вещи, на этом Соня заработала 15 тысяч рублей. «Сейчас у меня микробизнес, я иногда даже боюсь называть его бизнесом», — говорит дизайнер. Все доходы она вкладывает обратно в производство.
Сейчас Соня закупает вещи на новую коллекцию. На пошив пяти худи, ткани и фурнитуру, по прикидкам, уйдет около семи тысяч рублей. До этого она также купила материалы на шоперы — на 12 сумок потребовалось около шести тысяч, с учетом цены ткани, печати и шитья.
Параллельно с этого года Король начала преподавать на курсе в Сибирской школе дизайна. Также она ищет дополнительную работу, чтобы отдать пошив одежды на сторону, — Соня хочет увеличить объемы производства: «Основная сложность — это дорогие ткани, сам пошив даже дешевле выходит. Например, худи нам могут сшить за 800 рублей, а ткани с фурнитурой я накуплю на тысячу с лишним».
Чтобы увеличить продажи и узнаваемость своего бренда, с этого года Соня также отдает свои вещи на реализацию в местные магазины. Сейчас она сотрудничает с шоурумами мужской одежды Easy в торговом центре «Квант» и Jogger Street в лофте «Центр Мира». Кроме того, для узнаваемости основательница «Фразы» старается участвовать во всех красноярских фэшн-мероприятиях, хотя и признает: в городе их очень мало, «практически ноль»: «Есть Siberian Fashion Market, хотя там не моя целевая аудитория. Но в целом, если у нас проходят какие-то показы, то мы в них участвуем».
Сибирская идентичность
Осенью прошлого года «Фраза» участвовала в конкурсе площадки Faces&Laces Locals и сервиса Uber — Road to the Goal. До призового места немного не хватило — красноярская марка стала четвертой.
«У меня в описании было, что бренд из Сибири, и организаторы спросили, почему это не обыгрывалось? — вспоминает Король. — Грубо говоря, почему нет медведей, ушанок, тайги, елочек и прочего. Мне кажется, это очень стереотипно. Когда я говорю, что из Сибири, то не хочу связывать это с какими-то локальными стереотипами. Мой посыл в том, что вот мы здесь так далеко от Москвы, от всех производств и возможностей, которые есть там, но тоже можем делать что-то классное».
При этом Соня уточняет, что не против локальной идентичности, в которой позиционируют себя некоторые сибирские марки одежды, просто ей самой это не близко. «Зависит от того, где ты хочешь продаваться, — размышляет Король. — Если только в Сибири, то, наверное, это заходит. Я хочу продаваться везде. У меня даже были задумки сделать в коллекции что-то про Красноярск. Но я задумалась, почему людей не из Красноярска это должно заинтересовать?»
Соня, по ее словам, при создании своей одежды вдохновляется архитектурой и текстурами зданий.
«Мне нравятся и новые, и старые здания, — объясняет дизайнер. — Меня может вдохновить, навести на мысль их цвет, форма, высота. Принты для одной прошлой коллекции, например, получились после того, как я вышла на балкон и сфоткала соседнее здание. Не все же на самом деле смотрят вокруг, вверх. Я сама до дома всегда ходила по одному пути и всегда перед глазами была одна картинка. Один раз по пути я задумалась, посмотрела наверх — и все сразу стало не так, как обычно. Там был какой-то интересный скворечник на дереве, раньше я никогда его не замечала, хотя ходила там год».
Сейчас Соня Король перерисовывает дома и здания и придает им какие-либо непривычные формы:
«Все здания вроде такие одинаковые и монотонные, но мне нравится находить в них что-то красивое. Обычная многоэтажка для меня — это толпа. Со стороны все люди одинаковые, но если познакомиться с кем-то ближе, то узнаешь что-либо о человеке. Так же и с этими высокими, вроде бы безликими домами: если заглянуть в окно, увидеть что-то внутри квартиры, то можно узнать больше про место. Я пытаюсь использовать тот же подход в бренде: если не наполнять его смыслами, то это уже не про дизайн, это просто производство одежды».
«Мастера России» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело. Проект «Мастера России» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» .