Posted 17 февраля 2020,, 03:34

Published 17 февраля 2020,, 03:34

Modified 29 мая 2023,, 10:13

Updated 29 мая 2023,, 10:13

«Быть сильной, надеяться только на себя». Как электрогазосварщица из Нижегородской области стала кочегаром в Красноярске

17 февраля 2020, 03:34

От одного вида раскаленной печи в котельной «КрасКома» на улице Гагарина бросает в жар. Топка гудит под присмотром Ирины Паятелевой и в будни, и в выходные, и даже в праздничные дни. Ирина — машинист-кочегар, на своем посту она уже 12 лет.

«Проспект Мира» поговорил с ней о том, почему она выбрала «мужскую» профессию и зачем ей дома сварочный аппарат.

Ирина — невысокая стройная женщина в робе и защитной каске — ловко шевелит угли тяжелым металлическим прутом. Потом берет не менее тяжелую лопату и зачерпывает ей уголь для топки. За одну смену Ирина Викторовна закидывает в печь 500 килограммов угля.

«У кочегаров даже профессиональный праздник есть — это День энергетика 22 декабря. Но мы его не отмечаем —когда его отмечать? Некогда. Мы постоянно на работе», — смеется женщина.

Паятелева родом из Нижегородской области. По образованию она электрогазосварщик — мечтала о профессии с раннего детства.

«Когда папа спрашивал меня, кем я хочу быть, с гордостью отвечала, что сварщиком, — вспоминает Ирина. — Я поступила в техникум на агронома, проучилась полгода. Потом узнала, что в одном училище набирают девчонок на электрогазосварщиков, и ушла туда».

После учебы она шесть лет работала сварщиком в ремонтно-механическом цехе на Горьковском (сейчас Нижегородский — прим. ред.) металлургическом заводе. Потом ее перевели на Красноярский завод тяжелого машиностроения. После закрытия завода Ирина устроилась в «Гортеплоэнерго» штукатуром-маляром и ее отправили в котельную на улице Диксона, 1. А когда ставку там сократили, она решила податься в кочегары.

«Было желание остаться именно на этом месте, именно на малых котельных, с этим руководством и коллективом, поэтому и ушла в кочегары».

Ирина прошла обучение в учебном комбинате, а практику — в котельной на Полярной, 117. Женщина признается: поначалу ей сложнее всего было держать нужную температуру в печи и считать уголь для заброски в топку. Но со временем она привыкла к трудностям.

Уверяет, что у нее никогда не было желания бросить эту работу. При закрытии котельной на Полярной персонал уходил по сокращению, а Ирина попросила перевести ее на работу в котельную на Гагарина, 94. 

Коллеги-мужчины смотрят на Паятелеву с уважением.

«Никаких шуточек в мою сторону по поводу того, зачем мне все это, не было, не будет и быть не может. Может, они меня настолько уважают и боятся...», — смеется женщина. 

Нагрузка в работе у Ирины ничем не отличается от нагрузки у мужчин — она работает наравне с ними и несет такую же ответственность.

«Я не чувствую себя особенной. Спрос со всех одинаковый. Ни у кого никаких привилегий нет. И я считаю, что это справедливо. Дома я женщина, на работе – машинист-кочегар».

Профессию кочегара Ирина не считает чисто мужской.

«Есть разные женщины, есть разные мужчины. Кому-то  из мужчин тяжело, а каким-то женщинам легко. Это я сейчас одна осталась, раньше у нас в бригаде было половина мужчин и половина женщин».

Свободное время Паятелева любит проводить с пятилетней внучкой и вязать. А еще варить — дома у женщины стоит сварочный аппарат.

«Если что-то надо самой, или кто-то попросит, то я делаю. Я живу в собственном доме, там без сварки никуда. Столбы надо сделать, например. Мужчины у меня нет. Есть сын, но я не хочу отвлекать его от дел, поэтому делаю все сама. Я вообще самостоятельная — меня отец научил. Он многому меня научил, все в жизни пригодилось. Например, что надо быть сильной и надеяться только на себя».