Posted 27 марта 2017,, 12:16

Published 27 марта 2017,, 12:16

Modified 29 мая 2023,, 09:21

Updated 29 мая 2023,, 09:21

«Центр хотят превратить в кладбище»: что не так с проектом ремонта на проспекте Мира

27 марта 2017, 12:16

Одной из горячих тем прошлой недели стал проект капитального ремонта проспекта Мира, который предстоит главной улице Красноярска в этом году. Сам проект полностью широкой общественности еще не показывали, однако и то, что известно, вызвало шквал критики и обсуждений в соцсетях. «Проспект Мира» рассказывает, кто делал проект, как планируется изменить центральную улицу и чем недовольны красноярцы.

Кто проектировал

Проект ремонта разрабатывал НТЦ «КрасГип», с которым мэрия по итогам конкурса (с единственным участником) заключила договор на 31,69 миллионов рублей. «ПМ» уже писал, что компания оказалась связана с Максимом Зуевским — замом гендиректора муниципального института «Горпроект» и сыном вице-мэра по градостроительству Михаила Зуевского. В частности, нынешнее руководство «КрасГипа» работает в фирмах, записанных на Максима Зуевского.

Более того, оба Зуевских раньше были непосредственными владельцами «КрасГипа». По данным сервиса «Контур. Фокус», Максим Зуевский числился учредителем компании с 2012 по 2015 годы, его отец — с 2010-го по 2012-й.

В 2013 году, то есть вскоре после выхода из «КрасГипа», Михаил Зуевский устроился в департамент градостроительства мэрии заместителем руководителя, а затем и возглавил это ведомство.

«ПМ» несколько раз пытался взять комментарий у Максима Зуевского, однако тот говорил, что находится на совещании либо как раз идет на него, поэтому просил перезвонить в течение дня. Но в течение дня трубку Максим Михайлович не брал.

Максим Зуевский, Сергей Лопатин, Степан Амелькин. Скриншот страницы Максима Зуевского на Фейсбуке

***

Ресурс «СБИС» оценивает численность сотрудников НТЦ «от нуля до 10 человек» (это лишь ориентировочные значения). Компания существует с 2002 года, в позапрошлом году ее выручка составила 24,7 млн рублей (чистая прибыль — 3,1 млн).

«КрасГип» в общей сложности выиграл 37 конкурсов на сумму почти в 100 млн рублей. Фирма не только сидит на госконтрактах, но и работает с частными компаниями. Для одной такой «КрасГип» разрабатывал, например, проект парковки на улице Партизана Железняка, 40. 

При этом НТЦ много сотрудничает с «Горпроектом», где трудится Максим Зуевский: на сайте арбитража есть несколько исков к муниципальному институту о взыскании долгов за выполненную работу.

Непосредственно разработкой проекта занимались Сергей Лопатин (руководитель проекта «КрасГип») и Степан Амелькин (в сюжете «Афонтово» о ремонте проспекта его представили как «члена рабочей группы по оптимизации дорожного движения»). У обоих в прошлых местах работы на Фейсбуке указан «Горпроект».

Скриншот: Афонтово

***

До начала апреля проект проходит экспертизу. Если его одобрят, то в этом же месяце планируется и приступить к работам на проспекте. Ремонт начнется с перекрестка Мира — Каратанова, на все работы потратят, по разным данным, от 110 до 140 млн рублей, еще примерно в 50 млн обойдется благоустройство улицы. В сети оказалась часть эскизных картинок из проекта — именно по ним и по выступлениям Лопатина с Амелькиным в СМИ и соцсетях примерно известно, каким хотят сделать проспект Мира. 


Что напроектировали

На проспекте планируется обновить дорожное покрытие — всего, по словам Лопатина, уложат 50 тысяч квадратных метров асфальтобетона. Для удобства инвалидов и родителей с колясками проезжую часть сравняют с пешеходной.

В отличие от «эконом-ремонта» улицы пятилетней давности, который не предусматривал оборудования ливневки, в этот раз на проспекте всё-таки должны появиться новые сливные отверстия. Сейчас водоотведение предусмотрено менее чем на половине проспекта Мира, говорит Лопатин — в районе улиц 9 января, Горького, Диктатуры пролетариата и Сурикова. Сеть хотят продлить до технологического университета.

Проспект Мира после ремонта в 2012 году. Фото: press-line.ru

Кроме того, на улице станет больше ограждений и светофоров (например, у здания краевого правительства).

Зато число парковочных карманов вдоль улицы уменьшится: почти 40 из них отдадут под тротуары. Разработчики объясняют это низкой культурой вождения красноярцев и тем, что проспект Мира еще не готов стать полностью пешеходным. Часть карманов в мэрии обещают перенести на второстепенные улицы.

Останется около 12 парковочных мест в районе улиц Дзержинского и Парижской Коммуны, у краевого суда и на улице Каратанова. Пользоваться ими смогут чиновники и инвалиды.

Кроме того, главную улицу избавят от иллюминации, которую заменят на подсветку фасадов и деревьев наподобие той, что есть у здания мэрии. Вместо фонарных столбов появятся более компактные конструкции, а электрические провода с воздуха уберут под землю.

Глобально озеленять улицу не будут — вместо этого предлагается выставлять деревья в кадках в теплое время года.

Новых П-образных переходов на проспекте не появится, обещают авторы проекта. А вместе с ними и велодорожек — велосипедистов отправляют кататься по проезжей части либо на набережную.


Чем недовольны красноярцы

Отзывы в соцсетях на увиденную часть проекта были по большей части негативные. Люди возмущались, что брусчатку будут укладывать бетонную, а не каменную, а значит, продержится она недолго; велосипедисты привычно жаловались на отсутствие велодорожек.

Больше всего пользовательского гнева вызвали, пожалуй, планы по увеличению числа ограждений на улице. «Центр города и весь Красноярск хотят превратить в кладбище: огораживают оградками и регулярно чистят «к праздникам», — написал руководитель портала Sibdom Александр Шляхин.

«Вы изначально решили превратить Мира в магистраль, поэтому и П-образные перекрестки [раньше] появились, и вот сейчас заборчики, — обратился он к разработчикам. — Ходить по Мира уже неудобно, а парковаться скоро будет и невозможно. Из места притяжения Мира превратится в транзитную а-ля Молокова».

Сергей Лопатин в оправдание ссылался на ГОСТы, мнение ГИББД об обязательности ограждений и приводил в пример опыт Москвы, которая сегодня «активно обрастает этими заборами». 


Фото: изображения со страницы Tatiana Drako

Последнее замечание не оставил без внимания коммерческий директор Stive Barton Светослав Петров, который, по его словам, сейчас больше живет в Москве, чем в Красноярске. «И на моих глазах только спиливают эти убогие заборы, — уличал он Лопатина. — В центре, на Тверской, нет ни одного забора, остальные непешеходные улицы в центре Москвы переделаны так, чтобы машины медленно ездили в одну полосу на сторону движения; остальная часть дороги — это пешеходные зоны и зоны для велосипедистов. Это я про улицы, которые за последние два года реконструировали».

Активистка Мария Быстрова пояснила «ПМ», что сейчас нет единого мнения о том, обязательный или только рекомендательный ГОСТ, который упоминал Сергей Лопатин. «Следуя ему, абсолютно все переходы со светофором должны быть в оградках, а это 400 метров на один перекресток, — рассказала она. — Не дается уточнений по категории дороги, автомобильному или пешеходному потоку — просто все переходы. Объективно, это очень много километров и очень много денег».

— Кроме того, в городе заборы есть и на переходах дорог, где никаких пешеходов нет, — говорит Быстрова. — Просто километрами. Не знаю, какой ГОСТ это регулирует и регулирует ли вообще. В общем, это всё хотелки ГИБДД и администрации, считающих, что заборы создают безопасность.

Недовольны красноярцы и решением ликвидировать парковочные карманы вдоль улицы. 

«Уберут все парковки, на которые недавно вбухали денег и сделали их платными, правильно? — пишет возмущенный читатель «ПМ». — Господа архитекторы и разработчики проекта, и чинуши, согласовавшие его, чтоб вы подавились тем баблом, которое вам за такое убожеское решение заплатили».

«Делают «город для людей», только автомобилисты почему-то людьми не считаются, — вторит ему другой. — Зачем на Мира тротуары расширять? Там и так четыре человека могут пройти совершенно свободно. Вы на этих тротуарах парады собрались проводить, что ли?»

Не поняли красноярцы и решение выставлять растения в горшках на улицу: дескать, почему бы просто не высадить деревья «по-нормальному», тем более что мешавшие бы их росту провода хотят убрать под землю. «В Железногорске круглогодично растут яблони вдоль центральных улиц в старой черте города, лиственницы прекрасны, — описывает пользовательница Ольга Мигрина. — В Красноярске на Мира великолепные ели напротив краевой библиотеки. Очень красивы клены, рябины... Кадки с деревьями нужны для обеспечения постоянного спроса на определенные виды работ определенным организациям».

Чуть позже появилось предложение, которое, возможно, позволило бы решить вопрос и с «оградками», и с озеленением — высадить вместо заборов кустарники. Член Союза архитекторов Ольга Смирнова в эфире ТВК пояснила, что заборы пропускают все выхлопные газы, а кустарники смогли бы их перехватить. Идею затем подхватили в красноярском отделении Федерации автовладельцев России, однако в ГИБДД назвали кустарники вместо ограждений небезопасными.

Фото: varlamov.ru

Минусы красноярцы нашли и в идее убрать под землю электропровода, которая, казалось бы, могла понравиться всем. «Как осуществят переход под землю линий, перпендикулярных Мира, и ответвлений? – спросил Александр Шляхин. — Кроме отсутствия визуального шума, не вижу полезности [в идее убрать провода]». По мнению других, при ремонтных работах подземные провода только добавят пробок центру города.

Наконец, не обошлось и без привычных обвинений, что выделенные на ремонт деньги просто «распилят». «Очередное отмывание денег, — резюмирует в комментариях Людмила Рахимова. — Провода везде есть, для нашего города — надуманная проблема. А эти заборы и оградки — это болезнь деревенская. В городе в основном только общественные места, поэтому ограждения создают препятствия и портят внешний вид, и еще опять же деньги бюджетные отмывать».

Фото на обложке: gornovosti.ru

"