Posted 24 февраля 2016,, 04:06

Published 24 февраля 2016,, 04:06

Modified 29 мая 2023,, 09:25

Updated 29 мая 2023,, 09:25

Чертова дюжина КЭФов: краткая история России в 28 обсужденных стратегиях

24 февраля 2016, 04:06

Завершился тринадцатый по счету Красноярский экономический форум, посвященный обсуждению «Стратегии 2030», оставивший после себя кучу заявлений и обещаний сотен миллиардов рублей, которые облагодетельствуют региональную экономику. Борясь с чувством дежавю, «Проспект Мира» изучил деловые программы Красноярского экономического форума разных лет и выяснил, что стратегии всегда были популярной темой, подходящей для любых вербальных жанров.

Отчет мы ведем с 2007 года — именно тогда у Красноярского экономического форума появилась постоянная электронная прописка в виде отдельного сайта. Девять лет назад в программе мероприятия значились конференция и круглый стол: первая — «региональные стратегии инвестиционного роста», а на втором обсуждалась «новая энергетическая стратегия для регионов».

фото: Newslab

На следующей год устроители КЭФ, который в том году впервые посетил будущий президент Дмитрий Медведев со своими «4И», явно вошли во вкус. «Долгосрочная стратегия экономического развития России» была заявлена как одна из основных тем форума. Что, конечно, располагало: темой пленарного заседания — головного мероприятия форума — стала «среднесрочная стратегия инновационного развития России». Среди участников были, например, тогда еще ректор РЭШ Сергей Гуриев (в 2013 году эмигрировал во Францию, опасаясь уголовного преследования) и тогда еще президент ОАО МТС Леонид Меламед (уже как топ-менеджер «Роснано» в начале нынешнего февраля обвинен в растрате). Модератором выступила Эльвира Набиуллина, на тот момент Минэкономразвития РФ, ныне — председатель российского Центробанка.

В любом случае можно предположить, что к осени 2008-го года наработки форума уполномоченным диспутантам пришлось решительно пересматривать.

фото: Красфорум

Примечательно, что на форуме следующего года в стратегическом ключе смели рассматривать разве что «коммерческие стратегии» в рамках скромного тематического круглого стола «СМИ и кризис».

Через год, когда форум в Красноярске принимал еще даже не вступивший в должность губернатор Лев Кузнецов, провели обсуждения в двух дискуссионных группах. В первой пытались определить, «насколько адекватны стратегии и мастер-планы российских городов экономическим условиям и реальным перспективам развития», во второй — «что меняется в стратегии, управлении рисками и мотивации» российских корпораций.

Да и в выборном 2011-м году на столь щекотливые материи покушались лишь в рамках «молодежного первого дня» КЭФа на площадке АСТРАРОССА, где была смоделирована «инновационная стратегия Сибири 2030 по итогам деловой игры». Интересно, что подготовленная в том же году российским правительством прошлая инкарнация нынешней всероссийской стратегии — 2020 — ни в каких обсуждениях в качестве темы заявлена не была.

фото: Городские новости

Зато в 2012-м году власти, напротив, приободрились, и на пленарной дискуссии настало «время стратегических инициатив: что необходимо России и ее регионам сегодня?» В рамках этого непростого вопроса рассматривались еще более непростые. Например, «в чем сейчас состоит «стратегический маневр» для России?» Или «кто носитель стратегических инициатив?» Или даже «кто может стать партнером регионов реализации стратегий повышения инновационности собственной экономики?» Накануне выборов себя Красноярск, кстати, впервые посетил прошлый и будущий президент Владимир Путин — правда, в масштабных дискуссиях он так и не поучаствовал.

фото: Наш Красноярский край

Спустя год «стратегическим коммуникациям» государства, общества и бизнеса была посвящена дискуссионная секция, а спикер (и тогда, и сейчас, и всегда) краевого Заксобрания Александр Усс провел круглый стол, посвященный «стратегии Сибири в контексте развития России в XXI веке». Обсуждалась на КЭФ-2013 также «стратегия государства и выбор граждан» касательно новой пенсионной системы, снова заслушивались «стратегии регионов» (в стезе «новых подходов к развитию агломераций») и один очень важный вопрос — «как запустить систему стратегического планирования в России».

Неизвестно, был ли найден однозначный ответ, но в следующем году стратегические вопросы снова занимали разве что участников круглых столов — в контекстах продвижения российских товаров и развития Сибири и Дальнего Востока. И снова можно предположить, что всего через месяц, в марте 2014-го, наработки форума пришлось изрядно пересмотреть.

фото: Наш Красноярский край

Действительно, умы участников прошлогоднего КЭФ занимали уже совсем другие вопросы. «Какая роль отведена отношениям России со странами АТР на геополитической карте мира в XXI веке? Как выстраивать долгосрочную стратегию взаимодействия?» — это были ключевые вопросы пленарного заседания. Помимо этого на КЭФ-2015 были воинственные мозговые штурмы, посвященные стратегии конкуренции для «российского научно-образовательного пространства», национальной экспортной стратегии, совместной стратегии участников строительного рынка в условиях кризисного недофинансирования и даже инфраструктурному аспекту освоения Арктики в рамках стратегических интересов России.

фото: Красфорум

Нынешний форум тоже не уступал предыдущему по размашистости мысли. Заглавная тема — «Стратегия 2030» — тоже не дискуссионный монолит. В МВДЦ Сибирь обсуждали и стратегию партнерства государства с НКО, и стратегию развития ЖКХ 2020 (как и десять процентов общего износа коммунальных сетей назад, «драйвером развития» по-прежнему является государственно-частное партнерство). Смотрели на 2030 и глазами корпоративного стратега крупного бизнеса, и глазами жителей красноярского края, задаваясь вопросом «что необходимо для успеха?» Впрочем, на тот самый вопрос двухлетней давности — «как запустить систему стратегического планирования в России» ответ, видимо, все же нашли. Во всяком случае, один из мозговых штурмов так и назывался: «Построение эффективной системы государственного стратегического планирования».

фото: Красфорум

фото обложки: Городские Новости