Posted 25 марта 2021,, 06:25

Published 25 марта 2021,, 06:25

Modified 29 мая 2023,, 10:28

Updated 29 мая 2023,, 10:28

Чистое небо Иннополиса: как в «айти-граде» под Казанью создали энергоэффективную систему отопления и почему туда переезжают красноярцы

25 марта 2021, 06:25

«Проспект Мира» вместе с телеканалом «Прима» и красноярским фотографом Сергеем Филининым заканчивает совместный проект, посвященный экологии. Ранее мы побывали четырех городах Сибири: в столице Тувы Кызыле, столице Хакасии Абакане, столице Кузбасса Кемерово и в Томске. Для финала мы выбрали необычную точку — построенный с нуля «айти-град» Иннополис под Казанью, полностью отапливаемый газом.

Айти-град в чистом поле

Уехать вчетвером из аэропорта в центр Казани оказывается проблематично. Через приложение большинство таксистов не хотят брать больше трех пассажиров — одно из последствий пандемии. После нескольких таких отказов садимся наконец в автомобиль водителя, работающего по старинке, без приложения.

Узнав, откуда мы, и без того разговорчивый таксист оживляется еще больше. «Красноярск? Там же Ачинск, Каменка», — сыплет он знаниями. Оказалось, лет 20 назад мужчина служил в Каменке — той самой, где летом 2019-го взорвался склад боеприпасов. О взрывах водитель не слышал, но случившемуся не удивлен. «Ну мы там снарядами в футбол играли, — откровенничает он и шутит: — Из-за нас все и взорвалось».

Казань в середине марта встречает пасмурным небом и неожиданно белыми сугробами на улицах. По словам водителя, со снегом в городе в этом году «кипиш». «В прошлом году тут, как и везде, режим Cочи был, а в этом как-то оказались не очень готовы», — словно извиняется он.

Сам Иннополис построен в 40 километрах от Казани, буквально в чистом поле между реками Волгой и Свиягой. За счет расположения город постоянно продувается, поэтому местные даже прозвали его Ветрополисом. Построить город для айтишников в 2010-м придумали президент Татарстана Рустам Минниханов и тогдашний министр информатизации республики Николай Никифоров. Через два года началось строительство, а уже в 2015-м состоялось официальное открытие города.

Спустя пять с половиной лет Иннополис представляет собой мини-город из шести кварталов и семи улиц и бульваров. Инфраструктура при этом достаточно развита: есть детский сад и школа, айти-лицей с пансионом, университет, спорткомплекс, медцентр, культурный комплекс, три супермаркета, бары (включая караоке), цветочный и книжный магазины и другие объекты. По соседству с Иннополисом находится одноименная особая экономическая зона с технопарком, где и работают местные резиденты.

Песочница для обкатки

По проекту численность Иннополиса к 2035 году должна достигнуть 155 тысяч человек, но пока реальность от планов отстает. В городе сейчас 22 многоквартирных дома в шесть и девять этажей и 25 малоэтажных таунхаусов. Квартиры в них сдаются резидентам «Иннополиса»: однокомнатная стоит 9 000 рублей в месяц, двухкомнатная — 13 тысяч. По словам мэра Иннополиса Руслана Шагалеева, сейчас постоянно в городе проживает 3 900 жителей, а с учетом маятниковой миграции из Казани и близлежащих деревень, каждый день в нем находится около 5 200 человек. Сейчас в Иннополисе застраивается еще один участок, где, по словам мэра, построят дома на 3 500–4 000 квартир.

При этом нынешняя компактность города позволяет сделать из него «песочницу» для обкатки новых технологий. К примеру, с 2018 года в Иннополисе «Яндекс» тестирует свое беспилотное такси. По городу курсирует семь гибридных машин, которые можно вызвать через приложение.

Еще один эксперимент — робот-курьер «Яндекс.Ровер». При заказе еды можно выбрать способ ее доставки — «обычным» курьером или ровером, роботом на колесах размером с очень большой пылесос. Обычно роверы стоят возле кафе или снуют, подобно пиксаровскому ВАЛЛ-И, по пустынным улицам города с заказом внутри. При нас один из роверов забуксовал в снежной кашице у тротуара — нашу помощь он не принял и выбрался из снега сам. Местные рассказывают, что в подобных ситуациях переживают за роботов как за живых.

Все через телегу

Все бытовые проблемы, по словам сотрудницы мэрии Виктории Мордвиновой, в Иннополисе решаются через телеграм. В мессенджере работают консьерж-сервисы — круглосуточная поддержка жителей. «Допустим, житель только приехал в город, ничего не знает. Он может спросить, где тут магазин или как записаться к врачу», — рассказывает Виктория. Вопросы можно задать как живым сотрудникам, так и чат-боту по имени Инна.

Помимо «консьержей», в телеграме Иннополиса создано около 200 чатов — есть чаты любителей кошек, собак, любителей рыбалки, даже «чат с чатами». В самом большом городском чате на момент нашего визита состояло более 1 700 человек. «Периодически, конечно, кто-то выходит, не выдерживает спам и флуд», — признает Виктория.

В городском чате сидит и 39-летний мэр Иннополиса Руслан Шагалеев, которому, впрочем, о проблемах, как говорят, можно писать и напрямую в личку. На встречу с нами Руслан приходит с белым пятнистым бультерьером по кличке Бро. Под курткой мэра — черная толстовка с капюшоном и неоновым принтом «Innopolis City» по центру. «Какой там у меня сериал любимый? — спрашивает он помощниц. — „Очень странные дела“, Stranger Things. Вот в этом стиле рисунок сделан, под 80-е».

Как в Иннополисе устроена система отопления

За все теплоснабжение в городе отвечает автоматизированная газовая котельная, принадлежащая особой экономической зоне «Иннополис». Котельная расположена на территории энергоцентра города, в ней смонтированы четыре отопительных агрегата, работающих на газе. На случай аварий предусмотрено использование дизельного топлива.

К «малому газу», который обеспечивал топливом стройки Иннополиса, город подключили еще в 2013 году. Спустя два года завершился первый этап инвестиционного проекта «Газпрома»: было построено более 10 километров газопровода, город смог получать до 20 тысяч кубов газа в час. В 2019-м окончился второй этап проекта, позволивший давать газ уже не только Иннополису, но и нескольким районам Татарстана, Ульяновской области и Чувашской республики.

Схема отопления в зданиях Иннополиса описана на профильных сайтах. Если вкратце, то она основана на горизонтальной двухтрубной системе отопления, которая позволяет регулировать тепло в каждом помещении автоматически и индивидуально. За температурой подаваемой горячей воды и тепла в домах Иннополиса следят регуляторы с функцией погодной компенсации. Проще говоря, приборы измеряют температуру воздуха и, в зависимости от нее, регулируют подачу в систему теплоснабжения, а радиаторы в комнатах поддерживают температурный режим. Производители оборудования утверждают, что в зданиях с такой системой отопления потребление тепла ниже на 25–50%, чем в среднем в многоквартирных домах по России.

Без черного неба

Михаил и Ирина Тиличеевы переехали в Иннополис из Красноярска осенью 2016 года. Михаил поступал в магистратуру университета Иннополиса, сейчас он работает в лицее заместителем директора по информатизации. Ирина — фотограф и снимает местные мероприятия, в том числе свадьбы (которые в городе регистрирует сам мэр).

«Еще в Красноярске мы обсуждали возможные планы на будущее, и я сказала: „Хорошо бы в какой-нибудь домик в чистом поле переехать“. Муж ответил, что переедет туда, только если будет хороший вайфай. И вот, можно сказать, мы нашли чистое поле с хорошим вайфаем», — смеется Ирина.

Михаил добавляет, что его в Иннополисе привлекает сама идея «города для айтишников» — высокие технологии, немногочисленность жителей. А одним из основных плюсов переезда он называет чистый воздух.

«Дышится тут легче, — соглашается Ирина. — Даже приезжая в Казань на выходные, уже ощущаю разницу в воздухе, чувствуется пыль на зубах. „Черное небо“ я с сочувствием вижу только в инстаграмах друзей, оставшихся в Красноярске. Тут, оказалось, и термина такого не знают».

Вообще, кажется, что в разговорах об экологии в Иннополисе, в отличие от Красноярска, первым делом вспоминают не о загрязнении воздуха, а, например, о раздельном сборе мусора или электротранспорте и велосипедах. «Понятно, что мы фактически находимся между двух рек и трех лесов и у нас нет такой острой проблемы с экологией как, например, в Казани», — говорит мэр Руслан Шагалеев.

Отдельные урны под пластик, макулатуру, стекло, батарейки в городе поставили во дворах немногочисленных домов около двух лет назад. Однако привыкли к ним, судя по всему, еще не все. «В целом наладить раздельный сбор мусора получается, но кто-то по привычке складывает все в общий контейнер, — рассказывает Шагалеев. — Так что надо образовывать население в этом плане. Причем, знаете, тут такая штука, как с Моисеем — учить надо детей. А то взрослых переучить сложнее, им проще все в одну кучу бросить».

Что делать Красноярску

Создание города с нуля в чистом поле — это преимущество Иннополиса, рассказывает «ПМ» урбанист и бывший житель Красноярска Аркадий Гершман. Это дало возможность с нуля создать умную систему отопления.

«Проблема Красноярска не в том, что нет технологий и инноваций, как в Иннополисе, — говорит он. — Проблема в том, что Красноярску уже много лет, за которые тут создана своя система. Проблема в размерах города и в том, сколько денег потребуется, чтобы старую схему изменить. Просто взять и построить свою умную систему за раз не получится».

Мешает и то, что в Красноярске, по мнению Гершмана, до сих пор нет внятных экологических исследований, которые показывали бы, кто и в каких пропорциях загрязняет город: промышленность, малое производство, автомобили, частный сектор и так далее.

«Без экологических исследований невозможно разработать реальный комплексный план, стратегию развития, — считает урбанист. — В Лондоне, например, в транспортной стратегии есть все, вплоть до экологических моментов. Ни в одном дорожном проекте Красноярска никто не учитывает эффекты от плохой экологии. Это как если бы вы захотели повесить дома картину, но купили только ее саму, а про молоток и гвозди забыли. Или наоборот — у вас есть гвозди с молотком, но нет самой картины».

Красноярский эколог Сергей Шахматов считает, что модернизация существующей системы генерации в городе все-таки возможна. «Если у нас тоже будет газопровод, — уточняет он в разговоре с «ПМ». — Умные системы отопления в отдельных домах у нас ведь уже работают. Но тянуть газопровод до Красноярска обойдется в достаточно крупную сумму, которую бюджет края не потянет, а Москва и «Газпром» сегодня не имеют таких инвестиционных планов».

По его мнению, справиться с экологическими проблемами в Красноярске возможно, если снизить количество сжигаемого угля, в первую очередь — на низких источниках выбросов: малых котельных и печном отоплении в частном секторе.

«В любом случае можно довести систему очистки до такого уровня, что львиная доля загрязняющих веществ будет оставаться в очистном оборудовании и не выбрасываться в атмосферу, — полагает он. — Такие системы возможны только на большой генерации, то есть на ТЭЦ. Соответственно, все остальное, все небольшие генераторы и неэффективные системы очистки надо убирать. Вот тогда у нас будет снег белый».

"