Posted 17 января 2018, 12:00

Published 17 января 2018, 12:00

Modified 29 мая 2023, 09:20

Updated 29 мая 2023, 09:20

Закатать под парковку: что будет с двухсотлетней казачьей усадьбой в центре Красноярска

17 января 2018, 12:00

Напротив «Локомотива» в январе снесли ветхие деревянные дома, и теперь активисты боятся, что под ковши экскаватора угодит и сохранившаяся до наших дней старинная казачья усадьба, а на ее месте появится высотка. «Проспект Мира» рассказывает запутанную историю, героями которой стали бывшие банкиры, известные обманщики дольщиков, Василий Суриков и, возможно, депутат горсовета Геннадий Торгунаков.

В конце прошлого года архитектор Ольга Баркова опубликовала видео о судьбе бывшей казачьей усадьбы на углу улиц Перенсона и Марковского. Дому, которому может насчитываться почти 200 лет, как опасается Баркова, грозит снос.

Местность вдоль улицы Марковского (бывшей Большекачинской) в свое время была границей Красноярска и называлась казачьей слободой — здесь располагались деревянные дома казаков. Где-то тут жила тетка Василия Сурикова Ольга Дурандина, дом которой художник изобразил на пейзаже картины «Боярыня Морозова».

Усадьба с каменным подклетом (нижним этажом) на Перенсона, 34 / Марковского, 67, о которой снят видеоролик, а также стоящий рядом дом на Перенсона, 32, — это сохранившиеся останки казачьей слободы. Дома находятся в полуразрушенном состоянии, сейчас в них никто не живет. На Перенсона, 32, говорит Ольга Баркова, раньше находился гостевой дом причта Успенского общежительного мужского монастыря. С тем же, кому принадлежала соседняя усадьба по двойному адресу, возникла путаница.

Так, в паспорте на объект (docx), который составляла архитектор Юлия Гринберг, он записан как «дом казацкого пятидесятника Потылицина». Гринберг считается инициатором архитектурного образования в Красноярском крае, с ее помощью была выявлена значительная часть местных памятников архитектуры.

Однако в недавней статье на сайте Krasplace со ссылкой на архивные документы усадьбу на Перенсона-Марковского называют домом казака Ермолаева. Причем Ермолаеву, по словам автора статьи Марины Терешковой, дом мог отойти от еще одного казака — Петра Борисова: Борисов упоминается как владелец дома в обывательской книге 1844-47 годов.

Терешкова в беседе с «ПМ» предположила, что при составлении паспорта могла возникнуть ошибка, в результате там и оказалась фамилия Потылицина. Так, в паспорте дается ссылка на одну из описей краевого госархива как на обывательскую книгу 1834 года, однако на самом деле это более поздний документ: перепись жителей Воскресенской улицы за 1913-й. 

— Потылициных в Красноярске было очень много. Но я не понимаю, откуда и из каких архивных документов взяты Потылицины именно там [на Большекачинской], — отметила Терешкова, добавив, что планирует изучить в архиве все обывательские книги, «чтобы исключить или найти ошибку».

Подпишитесь