Posted 27 августа 2019,, 11:12

Published 27 августа 2019,, 11:12

Modified 29 мая 2023,, 09:17

Updated 29 мая 2023,, 09:17

«Чтобы было удобно всем»: в центре Красноярска проверили комфортную среду

27 августа 2019, 11:12

В Красноярске проверяют, насколько центр города дружелюбен к инвалидам, пожилым людям и другим маломобильным группам жителей. Для этого городские заведения и учреждения «инвентаризируют» на наличие пандусов, звонков, туалетов для инвалидов и так далее. 27 августа в центре города проинспектировали, насколько заведения и учреждения доступны для всех жителей

Проверку организовала администрация Центрального района, помогали в этом депутат горсовета Наталья Каптелинина и представитель общественного контроля Ольга Шикунова, которые передвигаются на инвалидных колясках. Инспекция стартовала от здания Дома быта, часть которого как раз недавно отремонтировали. Несмотря на новый ремонт, однако, не все входы в здание доступны для инвалидов — пандус для колясок, например, был оборудован лишь у аптеки. 

Далее инспекция двинулась в сторону администрации района. Не все встретившиеся на пути заведения также оказались доступными для маломобильных людей. Того же пандуса и кнопки вызова персонала нет у офиса «Райффайзенбанка», салона часов «Париж» и других заведений, расположенных по соседству. Наталья Каптелинина отметила, что организации, не оборудующие свою входную группу доступом для маломобильных групп, по сути не видят их своими клиентами, а также лишаются дополнительной выручки. По ее словам, в Красноярске сейчас около 60 тысяч инвалидов, из них около трех тысяч — инвалиды-колясочники. «Среди них тоже есть обеспеченные люди, более того, многие становились инвалидами, катаясь на сноубордах, дорогих машинах, мотоциклах, — поясняет депутат. — Но после того, как они получают травмы, их перестают видеть клиентами».

Далее по маршруту, впрочем, дела обстояли получше. Недавно открытое испанское кафе VoxKan, к примеру, планирует оборудовать пандус и уже установило кнопку вызова персонала (правда, туалета для инвалидов в заведении пока нет). Светофоры на перекрестке Вейнбаума — Мира оборудованы звуковыми сигналами для слабовидящих, а тротуары — спусками для колясок. Управление соцзащиты и районную администрацию Каптелинина и Шикунова и вовсе назвали образцовыми в плане доступности и дружелюбности к инвалидам.

Социальные учреждения в городе действительно приспособлены к тому, чтобы принимать инвалидов, рассказывает Наталья Каптелинина. По ее мнению, за последние два с половиной года с момента принятия федерального закона о доступной среде отношение к инвалидам значительно поменялось. Красноярск с каждым годом становится все более доступным для людей с повышенными потребностями. Руководитель администрации Центрального района Вадим Войцеховский добавляет, что доступность городской среды улучшают поэтапно: бордюры на тротуарах и остановках занижаются «в ноль», устанавливают звуковые светофоры, появляются автобусы со специальной аппарелью для передвижения колясочников. Администрация района сотрудничает с поликлиниками, больницами, бассейнами, культурными и спортивными учреждениями для обеспечения их доступности.

«По центральным улицам сейчас можно передвигаться не боясь: мы гуляем на левобережной набережной, в парке Горького, посещаем филармонию, «Луч», — перечисляет Ольга Шикунова. — Можно передвигаться на общественном транспорте без сопровождающих, о чем два года назад нельзя было помыслить. Ты просто открываешь транспортное приложение еще на остановке, посылаешь водителю сигнал о том, что там надо будет принять инвалида, и он будет готов».

По словам Шикуновой, добиться улучшений стало возможно в том числе благодаря общественному контролю, представителей которого зовут инспектировать работы еще на этапе строительства. 

Вместе с тем в Красноярске в целом еще много труднодоступных для инвалидов мест, признает Наталья Каптелинина. Но поступок Владимира Журата, который разбивает кувалдой и молотком неприспособленные для колясочников бордюры в Северо-Западном и Ветлужанке, признавая проблему, не поддержала, а призвала вступить в группу общественного контроля. «Да, есть неудобные и недоступные тротуары, но необязательно действовать варварски, — говорит Кателинина. — Обращался ли он в соцзащиту, в администрацию района до того, как взять молоток? Почему не обратился ко мне? Узнавать о проблеме мы должны не через кувалду, а заранее через обращения». 

Другая сложность заключается в том, что не все коммерческие организации идут навстречу инвалидам. «Мы работаем над дорогами, тротуарами, над школами, садиками, — говорит Каптелинина. — Но где нам отдыхать? Куда мне отвести моих друзей, которые приезжают ко мне в гости в город, попить кофе? Как мне попасть в маникюрный салон, к парикмахеру? Это ведь тоже услуги, которыми пользуются инвалиды. Почему двери для них не везде открыты?»

Вадим Войцеховский соглашается, что вопросов, несмотря на проделанную работу, еще остается много. «С бизнесом надо работать, и администрация это делает, — рассказывает руководитель администрации Центрального района. — Пока, может быть, не все нас слышат, но это вопрос времени. Сейчас мы ведем инвентаризацию объектов, которые доступны, либо нет, для инвалидов: есть ли в них пандус, звонок, туалет для маломобильных граждан и так далее. Затем мы составим план, каким образом нам эти вопросы решить. Эта работа объемная, она займет не один день, но я считаю, что дорогу осилит идущий». 

«Мы хотим добиться стандарта комфортного проживания, — заключает Войцеховский. — Это касается не только инвалидов, но, и например, пожилых людей, которым тоже может быть сложно передвигаться. Главная цель — чтобы было удобно всем горожанам».
"