Posted 20 марта 2018,, 11:10

Published 20 марта 2018,, 11:10

Modified 29 мая 2023,, 09:17

Updated 29 мая 2023,, 09:17

Как красноярские диджеи создали сервис для фоновой музыки в заведениях и покорили Россию

20 марта 2018, 11:10

Три года назад красноярские диджеи Антон Королев и Влад Шупиков создали приложение Creative Music, предназначенное для музыкального оформления заведений. Сейчас сервисом пользуются около 200 кафе, ресторанов и фитнес-залов от Сочи до Уссурийска. Антон и Влад рассказали «Проспекту Мира», как им это удалось. 

Начало

В середине 2000-х Антон Королев и Влад Шупиков диджеили в кинокомплексе «Эпицентр», на втором этаже которого в те времена была танцевальная площадка. «Несмотря на то, что это кинотеатр, а не клуб, там собирался весь цвет танцевальной культуры 2000-х: диджеи Мартин, Городнев, Карп, Соник», — вспоминает Королев. Там Антон (dj Banderas) и познакомился с Владом (dj Shuster).

Помимо музыкального сопровождения вечеринок Королев с Шупиковым также работали арт-директорами, организовывали мероприятия, помогали с запуском заведений. Приобретя опыт, они начали видеть слабые места в работе местных площадок. Например, редко какое заведение в Красноярске занималось звуковым сопровождением профессионально — часто просто использовались кустарные методы.

«10 лет назад это были диски, потом флешки, сейчас — плейлист «ВКонтакте» кого-нибудь из сотрудников, — описывает Королев. — Когда мы начинаем работать с заведением, то уточняем, какая музыка у них играет и по какому принципу ее подбирают. Люди честно отвечают, что это зависит от того, какая смена администратора или бармена сегодня работает».

Для заведения это плохо, потому что не всегда мнение одного человека может совпадать с политикой заведения, или он просто может быть некомпетентен в этом вопросе, поясняет Антон недостатки такого метода работы.

«Это как если сотрудники будут приходить на работу не в форме, а в своей обычной одежде, — сравнивает он. — Никому от этого плохо не будет, но имидж пострадает. В заведении, особенно сетевом, человек должен попадать на определенный уровень сервиса. Бигмак в любом «Макдоналдсе» — это бигмак, он не может зависеть от того, что сегодня повару захотелось сделать булку квадратной. Музыка — это тоже сервис».



Идея

Недостатки музыкального оформления заведений Антон с Владом решили устранять сами. Для этого нужен был большой объем музыки и программное обеспечение, которое запускало бы ее в автоматическом режиме, поясняет Шупиков, занимавшийся разработкой программы. Влад, в отличие от своего напарника, немногословен: «По моей молчаливости сразу можно понять, что я отвечаю за техническую сторону».

Королев составил Владу список задач, которые должно было решать ПО, и тот за одну ночь написал приложение. «Основу мы сделали за неожиданно рекордные сроки, — говорит Антон, — все остальные доработки, обрастание мясом продолжаются до сих пор».

Получившийся сервис Creative Music представляет собой приложение для платформы Android, которое автоматически воспроизводит и обновляет музыку в заведениях. «Практически сервис работает в формате интернет-радио, — поясняет Антон Королев. — Сами плейлисты составляет человек, а автоматическое обновление, загрузку музыки — всю работу, не требующую творческого подхода — выполняет компьютер». 

Принцип работы напоминает сервисы типа Apple Music, Deezer или «Яндекс.Музыки», которые рекомендуют музыку слушателю и выстраивают плейлисты. «Но сравнивать нашу систему с ними нельзя, — говорит Королев. — В отличие от нашего, они не рассчитаны на работу в заведениях, а ориентированы на конкретного персонального слушателя. Наши плейлисты нельзя слушать, делая уборку или чтобы посидеть погрустить».

Остановить плейлист или поменять треки местами администратор или бармен самостоятельно не смогут. Чтобы удалить какой-либо из треков, нужно позвонить в техподдержку сервиса и попросить убрать композиции, которые играли в определенное время. Для бесперебойной работы заведение должно быть подключено к интернету, но если связь и пропадет, то за счет буферизации треков приложение сможет играть музыку вплоть до недели.

Стартового капитала на запуск проекта как такового не было, говорит Королев. «У нас были идеи привлечь капитал, займы, но мы не понимали, куда эти деньги вкладывать. Затраты, конечно, были — и в сумме довольно большие, но не критичные для нас», — не уточняет сумму расходов он.



«Хорошая инструментальная музыка»

Начиная работать с клиентами, Королев с Шупиковым проводят вводную беседу, чтобы узнать, какая аудитория посещает заведение, какие потребности есть у клиента. Музыка — вещь ассоциативная и не конкретная, поясняет Королев. Не все запросто смогут описать, чего бы они хотели, не все владеют терминами, не всегда пожелания совпадают с тем, что нужно заведению.

«Часто пробуют описать музыку, которую они слышали на отдыхе либо в фильме. Не раз просили вставить саундтрек из «1+1», — вспоминает Антон. — «Хорошая инструментальная музыка», говорят. Но не все понимают, что музыка в голове четко связана с картинкой. И если эту картинку убрать, то мелодия сама по себе уже не представляет такой ценности. То же самое будет, если музыку выдернуть из одного места и пытаться вставить в другое».

Владельцы фитнес-залов, в свою очередь, просят ставить хардкор или что-нибудь в стиле «Раммштайн», «потому что в зале же нужно жать, качать». «Но мы опрашивали около 150 человек о том, какую музыку они хотят слышать в залах, — рассказывает Королев. — У большинства просто пожелание, чтобы она не раздражала: не была слишком агрессивной или, наоборот, слишком медленной. Лучше всего залам подходит легкий клубный формат».

После вводной беседы клиентам даются рекомендации по формату музыки, который бы подходил заведению. «Музыка косвенно влияет на поведение людей, — поясняет Антон. — На бизнес-ланче люди в основном стараются быстрее пообедать и пойти заниматься делами дальше. Поэтому во время бизнес-ланча музыка должна быть поактивнее. Вечером ресторан, наоборот, заинтересован в том, чтобы гость провел больше времени в заведении, соответственно, и музыка нужна спокойного темпа».

В течение семидневного тестового периода вносятся корректировки по формату музыки, времени работы приложения в заведении и длины плейлистов. Если клиента всё устраивает, то система настраивается на автоматический режим. Музыка включается одновременно с открытием заведения, формат плейлиста меняется с бизнес-ланча на вечерний, а после закрытия программа отключается.



Как рамка на картине

Музыка в заведениях должна обновляться регулярно, говорит Антон Королев: «Ни клиентов, ни персонал не устраивает, когда изо дня в день одни и те же композиции крутятся в одном и том же порядке — это ужасно раздражает». В первый год, когда база музыки еще не была достаточно широкой, клиенты жаловались, что музыка не обновляется и быстро надоедает, даже если композиции не повторялись в течение рабочего дня.

«Наверное, 80% заведений, с которыми мы работаем, жаловались, что плейлист не обновляется и песен мало. Хотя последовательность из 400-500 композиций может запомнить только очень натренированная память, — отмечает Антон. — Думаю, это связано с тем, что рутина немного угнетающе действует на сотрудников». Как поясняет Королев, легче всего запоминаются композиции, которые либо очень понравились, либо наоборот не понравились. «Они и создают ощущение, что плейлист сокращается до 10 песен, как будто играющих в одном порядке. Удаление буквально пяти-десяти таких треков создает впечатление, что поменялся полностью весь плейлист».

Сейчас база Creative Music достигла такого объема, что музыка в плейлистах практически не повторяется. Точное число треков в фонотеке сервиса Антон назвать затруднился. «Это живой меняющийся организм: что-то приходит, что-то уходит. К некоторым стилям мы просто перекрываем доступ за их ненадобностью», — говорит он.

Средний плейлист для одного заведения, по прикидкам Королева, составляет от 80 до 200 часов. Новые композиции в плейлисты добавляются примерно раз в квартал — в районе пяти-шести часов музыки по каждому стилю. В совокупности стилей в базе 30, так что в целом раз в квартал появляется около 150 часов новой музыки. За публичное воспроизведение треков идут отступления в Российское авторское общество (РАО) и Всероссийскую Организацию Интеллектуальной Собственности (ВОИС).

В одном плейлисте сервиса могут сочетаться совершенно различные стили и эпохи: от поп-рока и фанка 1960-70-х до современного инди-рока и клубной музыки. Соотношение новых и старых стилей составляет примерно 50 на 50. Не всякая музыка подходит для проигрывания в заведениях, поясняет Антон, она должна быть фоновой, незаметной, не должна запоминаться: «Это такой бэкграунд. Как рамка на прекрасной картине — она должна скромно дополнять ее, украшать, но не забирать внимание на себя».

Из-за этого модные направления и популярные песни не всегда могут подойти в качестве фоновой музыки. «Мы стараемся не использовать известные хиты, — говорит Королев. — У нас всего один плейлист с условной «Европа-плюс топ-40». Именно такие композиции легко запоминаются и создают ощущение, что играют одни и те же песни».



Клиенты и конкуренты

Сейчас, спустя три года после запуска, сервисом Creative Music, по словам Королева, пользуются около 200 точек. Процентов 70 из них находятся в Красноярске и близлежащих городах, например, Барнауле и Иркутске. Из дальних городов Антон называет Сочи, Москву, Казань, Екатеринбург, Уссурийск и Краснодар.

Из ярких брендов среди клиентов — заведения Berrywood Family, Bellini Group, Silver Spoon и Владимира Владимирова, а также фитнес-залы World Class и Le Grand в Удачном.

Объемы выручки Антон с Владом назвать затруднились. «Такие уж мы бизнесмены — особо за выручкой не следим», — иронизирует Королев. Удаленное подключение к сервису без аренды оборудования (планшет на базе Android с установленным приложением) будет стоить около 2000 рублей в месяц, с арендой — 2500 рублей. По самым грубым подсчетам, с 200 клиентов ежемесячная выручка проекта может составлять до 400-500 тысяч рублей.

«Оплату себе мы начисляем раз в полгода, — рассказывает Королев. — Зарабатываем на уровне хорошего менеджера — 60-80 тысяч рублей в месяц каждый или около 100-150 тысяч на двоих». При этом Антон с Владом продолжают работать и как диджеи Banderas и Shuster в клубах и барах.

Всего в проект Creative Music сейчас задействовано восемь-десять человек. Это люди, занимающиеся продвижением и продажами, а также музыкальные редакторы, составляющие базу музыки. «В каждом музыкальном стиле должен быть человек, который этим живет, — поясняет Антон. — У нас это меломаны, которых мы находим по интересам, например, в сообществе фанк-музыки».

Конкурентов на рынке, по словам Королева и Шупикова, они пока не встречали: «Прецедентов, чтобы мы у кого-то отобрали клиентов или у нас, не было». Хотя похожие сервисы, конечно, есть. Например, «Бубука» томского предпринимателя Дмитрия Пангаева. «Но они работают немного в другом сегменте — занимаются лицензионной музыкой без выплат РАО и ВОИС, — говорит Антон. — Они как бы с ними в оппозиции».

«Конкуренты у нас появятся, когда эти наши 150 тысяч в месяц превратятся в 1,5 миллиона, как только мы будем ездить на дорогих машинах и без остановки путешествовать по миру, — смеется Королев. — Тогда люди станут спрашивать: «А что они делают?». — «Музыкой занимаются». — «А давайте и мы займемся».

"