Posted 11 апреля 2018,, 03:33

Published 11 апреля 2018,, 03:33

Modified 29 мая 2023,, 09:17

Updated 29 мая 2023,, 09:17

Дружить регионами: что такое «Енисейская Сибирь» и чего от нее ждать красноярцам

11 апреля 2018, 03:33

Как взять максимум для Красноярского края, выйдя за границы субъекта федерации, расширить экономические связи с соседями, получить уйму взаимных выгод и преимуществ – об этом в преддверии Красноярского экономического форума рассуждают ученые СФУ.

Что задумали?

О создании Енисейской экономической зоны было объявлено ещё в конце 2017-го, в нее смогут войти Красноярский край, Тува и Хакасия. Объединение не затронет административные границы трех регионов, которые по своему статусу останутся независимыми субъектами Российской Федерации. Речь идет о создании макрорегиона с целью экономического взаимодействия между Красноярским краем, Хакасией и Тувой. 

«Фактически это новое экономическое переоткрытие Сибири, которое должно быть усилено ее геологическим переоткрытием, сделанном с использованием современных технологий разведки и анализа имеющихся природных богатств», — считает директор Центра стратегических исследований и разработок СФУ Валерий Ефимов.

Что это даст Красноярскому краю?

В Красноярском крае предусмотрены несколько масштабных проектов. Например, «Южный кластер» — развитие металлургических предприятий южного Таймыра. Или проект «Красноярская технологическая долина», который предусматривает комплекс высокотехнологичных предприятий по выпуску продукции из алюминия для промышленности и товаров народного потребления.

«Модернизация энергомощностей системы теплоснабжения города Красноярска» направлена на повышение экологичности красноярских ТЭЦ, а «Агропромышленный парк Сибирь» — на создание теплоэнергетической инфраструктуры для аграриев в Шарыповском районе. 

Кроме того, запланирован и ряд важных логистических проектов. 

«Обустройство северных портов Хатанга и Игарка как части инфраструктуры Северного морского пути, мост через Енисей у поселка Высокогорский и сеть автомобильных дорог, авиационный хаб «Емельяново — Черемшанка» с якорной компанией Nord Star, железнодорожная магистраль «Курагино – Кызыл – Элегест» с перспективой выхода на Монголию и Китай, — перечисляет составляющие проекта Валерий Ефимов. — Всё это будет важным для повышения связности и динамичности внутреннего рынка (товаров, услуг, кадров и так далее)».

А обычному красноярцу какая польза?

«"Енисейская Сибирь" —  проект не про бизнес, а про людей, живущих на большой территории трех регионов, — считает депутат красноярского горсовета и советник президента СФУ Наталия Фирюлина. — Про то, чтобы 3,7 миллиона человек могли комфортно жить на этой огромной территории».

По мнению депутата, экономическое объединение трех регионов сможет принести дополнительные средства в бюджеты, которые, в свою очередь, можно будет тратить на строительство школ, детсадов, на инфраструктуру, на благоустройство дворов и так далее. 

Кроме того, развитие экономических проектов и взаимосвязей разовьет транспортную инфраструктуру регионов — в первую очередь, авиацию. 

«Сейчас, чтобы добраться от севера к югу, надо потратить 15-18 часов, учитывая все пересадки, — продолжает Фирюлина. — Развитие авиации повлечет за собой доступность медицинских услуг, туризма, среднего и высшего профессионального образования. Конечно, университеты есть и в Туве, и в Хакасии, но в целом центр образования находится в Красноярске. Мы надеемся, что «Енисейская Сибирь» сможет сделать образование более качественным и доступным, в том числе для тех, кто живет в разных уголках нашего края».

Как добавляет и.о. ректора СФУ Владимир Колмаков, интеллектуальный потенциал университета всегда привлекался на крупные региональные и межрегиональные проекты. «СФУ в целом позиционируется как университет всего федерального округа, и в определённом смысле он берёт ответственность за будущее региона через научные разработки для бизнеса и подготовку перспективных кадров по направлениям экономики», — уверен Колмаков.

Наконец, развитие экономики и транспортной доступности приведет к созданию новых рабочих мест в Красноярском крае, Хакасии и Туве. «Снятие административных барьеров и развитие транспортно-логистической и цифровой инфраструктуры приведет к увеличению внутреннего спроса, даст толчок для развития малого и среднего бизнеса, в том числе и за счет развития крупных и средних городских агломераций в Красноярске, Абакане, Ачинске и других территориях», — рассуждает Валерий Ефимов.

Что говорят эксперты?

На расширенном заседании совета по развитию Сибирского федерального университета с докладом об участии в проекте «Енисейская Сибирь» выступил заместитель министра образования Красноярского края, доцент СФУ Максим Румянцев. По его словам, проект существенно расширяет возможности взаимодействия высшей школы и крупных компаний, работающих в регионе.

«Университеты, консолидируя перспективные разработки, смогут подготовить образовательные программы, востребованные у работодателей, оперативно и гибко откликаться на подготовку и переподготовку специалистов предприятий в соответствии с требуемыми компетенциями, — уверен Румянцев. — Ключевым концептом для воплощения этой идеи должно стать создание единой образовательной платформы регионов "Енисейской Сибири", обеспечивающей организацию широкого спектра образовательных возможностей <...> с использованием современных цифровых решений».
"