Posted 30 августа 2017,, 11:58

Published 30 августа 2017,, 11:58

Modified 29 мая 2023,, 09:20

Updated 29 мая 2023,, 09:20

Школоте не понять: 13 веселых и опасных развлечений нашего детства

30 августа 2017, 11:58

Мы решили вспомнить о популярных детских забавах, но не мягкотелого поколения 2010-х, а о закаленных дымами дворовых костров, вооруженных самострелами суровых детях 80-х, 90-х и начала 00-х. 

Карбид

Взрослые использовали эти беловатые камушки со странным запахом для сварки, а мы для разных пакостей, самой милой из которых было просто набросать карбид в лужу и смотреть, как он там шипит и пузырится, вдыхая пованивающие испарения. Занятие медитативное, детский дзен. Но иногда мы понижали себя из брахманов в кшатрии и начиняли карбидом стеклянные бутылки, используя их как гранаты. Осколки, горячий газ, плевки раскаленной карбидной кашицы. Пацан, не носящий на руках следов осколочных ранений, и пацаном-то не считался.

Игры в гаражах

Любая игра на крыше гаража была интересней, чем та же забава в опостылевшей песочнице. Высота не только добавляла адреналина, но и скрывала детские ватаги от глаз взрослых, позволяя разнообразить игру некоторыми вольностями. Например, к обычным палкам для фехтования можно было добавить гвоздей, а игрушечное оружие сменить на самострел со свинцовыми пульками. Ну и, конечно, по гаражам можно было бегать и прыгать, обходя двор, не касаясь земли, что тоже было опасно, но весело.

Крыши и подвалы

Гараж — это хорошо, но крыши еще ближе к солнцу. Прорываясь сквозь гнилые засовы и ржавые замки, по пояс в помете многих поколений живущих на чердаках голубей, мы выходили на нагретый гудрон крыши и часами стояли на краю, замирая от сладкого ужаса.

Еще более экстремальным делом был спуск в затхлые глубины подвалов хрущевок и девятиэтажек. Пробираясь сквозь лабиринты горячих труб, среди пара и свисающих сталактитов стекловаты можно было наткнуться на лежбище бомжей или, что еще хуже, подземную оргию дворовых хулиганов. Зато для выбравшихся из индустриальной преисподней солнце светило ярче и родной двор казался еще роднее.

Жечь костры

«Спички детям не игрушки», — читали мы на стащенных из дома коробках, запаливая во дворе костры из веток, газет и полиэтилена. Ну конечно, не игрушки, это главная составляющая набора (спички, пестик, ножик), без которого ни один уважающий себя пацан не может выйти из дома.

Дымами дворовых костров пахли наши штаны и куртки, друзья и соперники, огарки поджаренного на костре хлеба. Позднее дым сопровождал первые глотки портвейна и потешные подростковые поцелуи. Горящий на пустыре костер вне зависимости от того, пёк ли он картошку или плевался раскаленным шифером, был центром жизни, собирая всех школьников с окрестных домов, как Гамельнский крысолов.

Черкаш на кроссовке

Конечно, зажигать спичку можно и от коробка, но это не возвысит тебя в глазах сверстников. Куда лучше, сплюнув сквозь зубы, залихватски чиркнуть серной головкой о подошву кроссовка, высекая пламя будто из самой её мякоти.

Стать таким трехсекундным Прометеем было достаточно просто: нужно было растопить на огне немного полиэтилена и, макнув в него фильтр из подобранного неподалеку окурка, нанести горячую массу на подошву. Далее к еще горячему полимеру прижималась боковина спичечного коробка — и зажигательный слой оставался на кроссовке, делая его огнетворящим.

Брызгалки и самострелы

Верные спутники детства, главные орудия дворовых войн и потешных баталий. Проще всего была «брызгалка» — бутылка из-под шампуня, в продырявленную крышку которой вставлялся корпус школьной ручки. Оставалось только наполнить изделие водой (или чем-то более дерзким) и броситься мочить оппонентов.

С самострелами было сложней, но интересней. Были они разными, от элементарных — палка, гвоздь, кусок резины — до сложнейших конструкций с курками из прищепок, прицелами и разным боезапасом, от гвоздей до самодельных зажигательных стрел и оперенных тетрадкой по химии игольчатых дротиков. Но главными были ужас, который они наводили на врага, и тщательность, с которой дворовые Вильгельмы Телли прятали их от родителей.

Плавить свинец

Дворовые фронты просили патронов, и мы находили их в старых автомобильных аккумуляторах, расковыривая те в поисках драгоценного свинца. В старой консервной банке, поставленной на костер или домашнюю конфорку, мягкий металл быстро менял агрегатное состояние, и сверкающая серебристая масса заливалась в форму, становясь изящной фигуркой, тяжелой пулей или грозным кастетом. Самые продвинутые из нас знали, что свинец ядовит, но противостоять притягательной отраве всё равно не могли.

Фото: polzovred

Жечь дымовухи

Если в скучном мире взрослых сплюснутый или расколотый шарик для пинг-понга терял всякую ценность, то в мире детском с этого момента и начиналась его настоящая жизнь. Податливый целлулоид крошился в бумажку и получалась «дымовуха» — главное химическое оружие городских подворотен. Подожжённая бумага с полимерной начинкой закидывалась в логово противника, где тут же начинала источать желтоватый едкий дым, быстро заполнявший все помещение. Так можно было выкурить из штаба затаившийся вражеский отряд или, метнув снаряд в учительскую, парализовать работу родимой школы. Никогда настольный теннис не был так смертоносен.

Жевание гудрона

Это вам не «Орбит», это суровая жвачка городских дворов, горький нефтяной мед, скапливающийся в бетонных расселинах гаражных массивов. Никто не знал, зачем было рвать и есть эти черные гроздья. Вкуса у них особого не было, да и с санитарной точки зрения занятие это весьма сомнительное. Но рвали и ели, жевали, перебарывая отвращение. У многих были заветные местечки, где гудроновых сталактитов было особенно много, такие места берегли, и местонахождение их держалось в строгом секрете.

Есть уличные ранетки

Интересно, предполагали ли люди, рассаживавшие во дворах эти кривые деревца, что их кисло-горькие, покрытые сизой пылью плоды будут собираться и радостно пожираться подрастающим поколением? У каждой яблони во дворе была своя репутация, свой вкус яблок, свое место в плодовой иерархии. Более всего ценилась «морошка» — прозрачная мягкая ранетка, превращенная первыми заморозками в окутанную тонкой кожей кисловатую кашицу. Ни одни садовые яблоки не могли сравниться  этими пропитанными автомобильными выхлопами плодами.

Лизуны

Адское порождение китайского химпрома, полупрозрачные студенистые комочки с ароматом газовой атаки на Ипре. Название игрушка получила в честь слизистого спутника «Охотников за приведениями»: брошенный с ускорением шарик, впилившись в стену, расплывался по ней, оставляя на обоях жирные пятна. Родители были в ярости и брали с отроков и отроковиц страшные клятвы о неприменении покупки дома. Но соблазн был слишком велик, и родные стены быстро покрывались несмываемыми отметинами.

Вкладыши и кэпсы

Какая жвачка лучше, банановая или мятная? Правильный ответ: та, в которой вкладыши интереснее. Цыгане, торговавшие ей у Центрального рынка, знали об этом, требуя за дубовую «Турбо» 3 рубля, а за куда более вкусный «Дональд» рубль. Вкладыши «Турбо» содержали красивые фото иностранных машин, а «Дональда» — комиксы о приключениях малоизвестной нам тогда утки.

Извлеченные из жвачки вкладыши тщательно разглаживались и либо складывались в коллекцию, либо использовались для простенькой, но увлекательной игры. Кладёшь вкладыш картинкой вниз и бьешь по нему ладонью, перевернул — твой, нет — дай ударить следующему. Позднее на смену вкладышам пришли цветные фишки — кэпсы. Они были круглыми, но игра осталась той же: перевернувший фишку забирает ее себе.

Игровые приставки

Марок было много, но все их называли «Денди» в честь якобы «фирмовой» приставки со слоном, активно рекламируемой по телевизору. Купленная и подключенная к этому самому телевизору приставка немедленно становилась объектом гордости. Званые на премьеру друзья вырывали друг у друга джойстики, стремясь поучаствовать в приключениях Марио, Айсмэна и Черного плаща. Родители гнали детей на улицу, клялись, что приставка портит кинескоп телевизора, и прятали блок питания. Но блок находился, и цифровые сражения продолжались. Ранетка висела не съеденной, карбид печально мок под дождем, а мы играли в приставку, дворы начинали пустеть.  


"