Эндель Пусэп: история жизни красноярского эстонца, который был пилотом Молотова и бомбил Берлин
7 июля 2020, 13:15
Эндель Пусэп — легендарный советский летчик, прославившийся сразу двумя невероятными подвигами.
Эндель Пусэп — легендарный советский летчик, прославившийся сразу двумя невероятными подвигами. В 41-м он бомбил Берлин, а в 42-м возил через оккупированную немцами Европу на запад советскую делегацию во главе с Молотовым. А знали ли вы, что Пусэп наш земляк?
В XIX веке эстонцы охотно селились на жирных землях Енисейской губернии. Родная Эстония тогда была страной маленькой, бедной и насквозь пронизанной бюрократией, а Сибирь — бесконечной, хлебосольной и практически свободной. Сеть рассыпавшихся по рекам тогдашней Рыбинской волости эстонских хуторов власти заметили только в 80-х, а заметив, не стали гнать трудолюбивых лютеран, узаконив поселения и обложив их налогом.
В 1910 году на хуторе с красноречивым названием Самовольный в крестьянской семье Пусэпов родился мальчик Эндель, будущий знаменитый летчик и Герой Советского Союза. Сибирские эстонские хутора всегда были двуязычными, так что русский и эстонский Эндель освоил еще до школы.
1924-м в расположенном в 20 километрах от Самовольного селе Шалинское сел первый в этих местах аэроплан, и Эндель, уже тогда мечтавший о небе и клеивший модели самолетов, пешком отправился в неблизкий путь смотреть крылатую машину. Позже он говорил, что именно тогда и решил стать летчиком.
После школы Пусэпу свезло, его, как представителя сельской бедноты, отобрали для отправки в Ленинград учиться на педагога. Пусэп смекнул, что в городе на Неве, помимо предначертанного партией педа, находится еще и Военно-теоретическая школа ВВС РККА. Так как принимали туда с 18, Эндель, получая удостоверение личности, приписал себе год и отправился в Ленинград.
Там, проучившись год в педагогическом техникуме, Пусэп ухитряется все же поступить в школу ВВС, где показывает себя одаренным учеником. Затем была школа в Вольске, работа инструктором в Оренбурге и наконец школа морских летчиков в Ейске, где в то время готовили пилотов, способных летать исключительно по приборам в условиях нулевой видимости.