@pr.mira

Эндель Пусэп: история жизни красноярского эстонца, который был пилотом Молотова и бомбил Берлин

Эндель Пусэп — легендарный советский летчик, прославившийся сразу двумя невероятными подвигами. В 41-м он бомбил Берлин, а в 42-м возил через оккупированную немцами Европу на запад советскую делегацию во главе с Молотовым. А знали ли вы, что Пусэп наш земляк?

В XIX веке эстонцы охотно селились на жирных землях Енисейской губернии. Родная Эстония тогда была страной маленькой, бедной и насквозь пронизанной бюрократией, а Сибирь — бесконечной, хлебосольной и практически свободной. Сеть рассыпавшихся по рекам тогдашней Рыбинской волости эстонских хуторов власти заметили только в 80-х, а заметив, не стали гнать трудолюбивых лютеран, узаконив поселения и обложив их налогом.

В 1910 году на хуторе с красноречивым названием Самовольный в крестьянской семье Пусэпов родился мальчик Эндель, будущий знаменитый летчик и Герой Советского Союза. Сибирские эстонские хутора всегда были двуязычными, так что русский и эстонский Эндель освоил еще до школы.

1924-м в расположенном в 20 километрах от Самовольного селе Шалинское сел первый в этих местах аэроплан, и Эндель, уже тогда мечтавший о небе и клеивший модели самолетов, пешком отправился в неблизкий путь смотреть крылатую машину. Позже он говорил, что именно тогда и решил стать летчиком.

После школы Пусэпу свезло, его, как представителя сельской бедноты, отобрали для отправки в Ленинград учиться на педагога. Пусэп смекнул, что в городе на Неве, помимо предначертанного партией педа, находится еще и Военно-теоретическая школа ВВС РККА. Так как принимали туда с 18, Эндель, получая удостоверение личности, приписал себе год и отправился в Ленинград.

Там, проучившись год в педагогическом техникуме, Пусэп ухитряется все же поступить в школу ВВС, где показывает себя одаренным учеником. Затем была школа в Вольске, работа инструктором в Оренбурге и наконец школа морских летчиков в Ейске, где в то время готовили пилотов, способных летать исключительно по приборам в условиях нулевой видимости.

В недобром 1937-м где-то во льдах разбивается самолет Сигизмунда Леваневского — второго в истории СССР героя страны, любимца Сталина и вообще легенды. Искать останки экипажа отправляют среди прочих и Энделя Пусэпа. Самолет он так и не нашел — впрочем, не найден он и по сей день — зато показал себя отличным полярным летчиком и с тех пор летал над Арктикой.

С началом войны полярников, заслуженно считавшихся элитой советских ВВС, отправили на фронт. Пусэпу предстояло участие в дерзкой акции — бомбардировке Берлина. Операция имела огромное символическое значение: нацисты активно наступали, и удар по вражеской столице должен был показать, что СССР имеет в рукаве кое-какие козыри.

Первый удар по Берлину был нанесен с острова Сааремаа, второй — с Ленинградского аэродрома в Пушкино. Пусэп входил во вторую группу и состоял в экипаже Михаила Водопьянова, именем которого названа улица в Красноярске.

Налет прошел удачно, Берлин горел, но самолет Водопьянова получил пробоину в двигателе. Началась утечка топлива, поняв, что до Ленинграда не дотянуть, экипаж решился на аварийную посадку. Сели в Эстонии. Тут-то и пригодились лингвистические навыки Пусэпа. Узнав у местного пастушка-эстонца дорогу, летчики благополучно вышли к своим.

Пусэп продолжил полеты за линию фронта, постепенно обретая славу одного из самых умелых пилотов дальней авиации. Неудивительно, что именно ему вскоре поручили задачу воистину государственной важности.

Шел 1942 год, немцы рвались к Волге, положение СССР было тяжелым, но особенно раздражала Сталина неясность со стороны западных союзников. Решив, что советской стороне необходима личная встреча с лидерами США и Великобритании, Сталин решает отправить министра иностранных дел Вячеслава Молотова в Лондон и Вашингтон.

Единственный путь — по воздуху, и доставить посланника через океан должен был Эндель Пусэп. Полет предстоял трудный. Мало того что лететь нужно было через контролируемую немцами Европу, так еще и погоды стояли отвратительные.

Тем не менее, 19 мая 1942-го самолет с советской делегацией вылетел на запад. Нацистов в дороге не встретилось, зато пришлось пережить дождь, переходящий в снег, снег, переходящий в дождь, и шквальный ветер.

Тем не менее самолет успешно приземлился в Великобритании и после встречи Молотова с Черчиллем отправился дальше через Атлантику. Это путешествие вышло не более приятным, но долетели снова благополучно. После серии встреч с американскими политиками Пусэп тем же путем привел самолет обратно в Москву.

Полет Молотова имел огромное значение, как пропагандистское, так и политическое. К сожалению, большинство переговоров Вячеслава Ивановича до сих пор засекречено, но он явно летал не зря. Пусэп за этот перелет получил звание Героя Советского Союза.

После войны из-за раны в позвоночнике Эндель Карлович летать прекратил и переехал в Эстонию, где работал сперва в управлении автотранспорта Эстонской ССР, затем был заместителем председателя Президиума Верховного Совета ЭССР и, наконец, министром социального обеспечения.

После распада Союза дом Пусэпа был реквизирован новой властью, а сам он переселен в квартиру в многоэтажном доме. 18 января 1996 года летчик-герой скончался в возрасте 86 лет.

Василий Прокушев
Василий Прокушев
Обозреватель, влогер и ресторанный критик
Что вы об этом думаете?
Поделитесь с друзьями:
А Вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?
💬 Комментарии
люди
Жозеф де Бай: как французский археолог сделал карьеру на Афонтовой горе и кто спас его из подвалов Лубянки

Жозеф де Бай: как французский археолог сделал карьеру на Афонтовой горе и кто спас его из подвалов Лубянки

В Красноярске за его историю побывали немало интересных личностей. Вот, например ученый археолог Жозеф де Бай — личность настолько примечательная, что мы решили вам про него рассказать.
Актуальное