Posted 5 сентября 2016,, 11:42

Published 5 сентября 2016,, 11:42

Modified 29 мая 2023,, 09:24

Updated 29 мая 2023,, 09:24

Гиперборея, ящероиды, черти: как дискредитировать экологическую борьбу своими силами

5 сентября 2016, 11:42

Под Красноярском, в недрах Нижнеканского массива, собираются строить подземную исследовательскую лабораторию радиоактивных отходов, которая с подачи железногорского экоактивиста Федора Марьясова больше известна как «ядерный могильник». Недавно в квартире самого активиста и сопредседателя общественной организации «Природа Сибири» ФСБ провели обыск. Впрочем, ни то, ни другое обстоятельство в красноярской прессе отражения почти не находит. Почему — разбирался «Проспект Мира».


Фото: Антиядерный «Пикет»

По сообщениям федеральных СМИ, против Федора Марьясова возбуждено уголовное дело по «экстремистской» 282-ой статье УК РФ, по которой ему грозит до пяти лет лишения свободы. По словам самого Федора, его подозревают в возбуждении ненависти к социальной группе «атомщики», однако источники ПМ в железногорской администрации утверждают, что социальной группой, к которой Федор якобы разжигает ненависть, являются «журналисты».

В принципе, обе версии находят свои подтверждения. «Росатом» в своих многочисленных публикациях Федор называет «корпорацией ада», да и красноярские СМИ он (сам, к слову, журналист) называл «полудурошными» и высказывал мнение, что «некоторых профессиональных журналистов пора уже сжигать на площадях».


Скриншот из группы «Мы против ядерного могильника»

За годы борьбы против «могильника» Марьясов перессорился не только с атомщиками и журналистами, но и с местными экологами, заработав неоднозначную репутацию из-за своих резких заявлений и любви к псевдонаучным теориям.

В первую очередь борец с «ядерным могильником» известен как «специалист по психическим технологиям, конспиролог и пропагандист древней истории края» — так его представляли, например, в интервью «Сегодняшней газете-26» в 2013 году.

В интернете легко находятся статьи, подписанные Федором Марьясовым, где он называет Красноярск столицей Гипербореи — северной страны из древнегреческих мифов. «Когда трещит по швам древнеегипетская доктрина мироустройства, священная Гиперборея проступила сквозь толщу времени, и ее столица — Красноярск — стала не столько географическим центром России, сколько столицей сакрального центра будущей страны… Мы стоим на плечах титанов, тех, кто своим образом жизни заставил античный мир слагать о себе легенды», — писал активист.


Фото: «Тайны Мира»

Из статей также ясно, что идеи Федора близки псевдонаучной «новой хронологии» Анатолия Фоменко, по которой выходит, что чуть ли не весь мир пошел от Древней Руси. Так в своих публикациях Марьясов сомневался, что татаро-монголы в действительности существовали, писал о том, что Китай сейчас занимает исконно русские земли, а название страны Казахстан не что иное, как «казачий стан», и казахов там отродясь не было.

Впоследствии не самые стандартные взгляды Марьясова сыграли с ним злую шутку. Прошлым летом от лица эколога распространялось приглашение на митинг против строительства ядерного полигона. Автор письма называл могильник «объектом взаимодействия с инопланетной цивилизацией, которой необходимы ядерные отходы в качестве топлива их систем перемещения». Если не принять меры, то под боком красноярцы получат «не только свалку ядерных отходов, но и космодром ящероидов», говорилось в приглашении.

«Проспекту Мира» Федор Марьясов пояснил, что тогда кто-то создал фейковую страничку под его именем: «Скопировали фото мои, посты — сымитировали страничку, чтобы было похоже, и начали от моего имени действовать. Я сначала терпел, но после рептилоидов написал заявление в прокуратуру — аккаунт заблокировали».

Уже этим летом, вскоре после обыска у эколога, в почтовых ящиках в Железногорске появилась газета «Природа Сибири» (называется так же, как экологическая организация, сопредседателем которой он является). Главным редактором был указан Марьясов. В газете среди прочего предлагалось спасать тропические леса в Норвегии и бить «атомных чертей».

Скриншот из фейковой «Природы Сибири»

Какую-либо связь с газетой Федор отрицает, полагая, что ее распространяет «организация с большими финансовыми и административными ресурсами». Цель появления издания, по словам Марьясова, «выставить его сумасшедшим».

Впрочем, «сумасшествие» Марьясова сконструировано не на пустом месте. Про тех же рептилоидов он весьма своеобразно шутил еще в 2013 году в своем собственном аккаунте:


Фото с личной страницы Марьясова в ВК

Довольно экстравагантные методы активист использует и в своей экологической борьбе, чаще предпочитая рациональному подходу алармизм. Например, в феврале этого года Федор заявлял, что в Кемеровской области разработан «геоход» для бурения на большой глубине. «Подземная машина предназначена в первую очередь для геологов и шахтеров, но, по словам Марьясова, ничто не мешает использовать этот аппарат для проникновения в ядерное хранилище», — нагнетали с подачи эколога журналисты.

Активист вообще говорил, что при разработке проекта могильника какие-либо непредвиденные факторы не учитывались. Под ними он имел в виду, к примеру, теракт и падение метеорита («Челябинский метеорит нам прекрасно продемонстрировал, что может быть, когда 500 килотонн взрывается над городом. А если такой упадет здесь?»).

А в 2012 году произошла, пожалуй, самая неоднозначная история с участием активиста. Тогда его заподозрили в вымогательстве с «Росатома»: активист прислал корпорации письмо с требованием «рассмотреть вопрос» о перечислении организации «Природа Сибири» 400 тысяч рублей.

Как рассказал Федор «ПМ», в 2012 году он обнаружил, что госкорпорация провела один из тендеров с нарушениями — якобы конкурсная документация была составлена под одну фирму. «Государству тогда нанесли ущерб на 400 тысяч рублей. И я в письме предлагал дать эти деньги на экологию, а не каким-то жуликам, — сказал Марьясов. — В ответ на меня подали заявление за вымогательство».

— А я же не себе в карман просил, я на «Природу Сибири», на благое дело, — добавляет он.

В Железногорске у Марьясова сложилась определенная репутация, считает эколог Александр Колотов, которую «Росатом» умело использует в своих целях: «Дескать, посмотрите, кто выступает против наших проектов. И жители города начинают думать: наверное, хороший проект-то».

О репутации эколога в Железногорске говорит недавний случай: город забросали листовками, в которых местный депутат Алексей Кулеш просит поддержать Федора «в его борьбе». Сам Кулеш от авторства листовок отрекся, полагая, что их сделали конкуренты, чтобы «надуть антирейтинг» депутата.

«[Как этого добиться?] Например, листовкой, в которой он сознается в чём-то сомнительном. Да хоть в поддержке Федора Марьясова. А в следующей листовке Кулеш сознается в поддержке гей-браков», — написал железногорский депутат.

Сам Федор Марьясов настаивает, что всё делает правильно, считая, что как раз сейчас проблема с ядерным могильником вышла на федеральный уровень, а у директора железногорского Горно-химического комбината (подконтролен «Росатому») начались «реальные проблемы».

Свои экстравагантные методы борьбы он объясняет тем, что «по-другому никак». «Ну, как еще мне разговаривать? Были бы у меня ресурсы, свой эфир, чтобы материалы выложить, возможность куда-то поехать, — перечисляет активист. — Некоторые экологи у нас теперь из-за границы не вылазят, офисы у них в центре города. Они в шоколаде, сидят на грантах. А у нас денег нет».

Отсутствие грантов, впрочем, не помешало экологической организации Марьясова разместить на выезде из Красноярска рекламные баннеры против могильника. Откуда взялись средства на не самые дешевые рекламные площади, Марьясов не рассказывал.

Фото: со страницы Федора Марьясова в Фб

В свою очередь, «сидящие в шоколаде» экологи, несмотря на сложные отношения с Марьясовым, выступают в его защиту, называя несправедливостью возбужденное против него дело.

— Я не разделяю методов Федора, но это никак не оправдывает наезды на него по 282 статье, — говорит Александр Колотов. — Я вообще выступаю за отмену этой статьи — она используется прежде всего для преследования инакомыслящих.

Однако методы работы Марьясова, по мнению эколога, играют только на руку госкорпорации.

— Федор — лучшая находка «социальной группы атомщиков» за последнее время, — полагает он — Он не столько эффективно противодействует планам «Росатома», сколько дискредитирует саму идею аргументированной борьбы.


Фото: «Поход по реке Сисим»

"