Posted 9 марта 2020,, 03:10

Published 9 марта 2020,, 03:10

Modified 29 мая 2023,, 10:14

Updated 29 мая 2023,, 10:14

Гостиница или новое здание правительства. Что происходит с проектом Театральной и почему архитекторы критикуют конкурс

9 марта 2020, 03:10
«Проспект Мира» рассказывает о конкурсе на Театральную и о том, почему многие думают, что результаты конкурса на самом деле ничего не будут значить

В Красноярске идет архитектурный конкурс на концепцию преображения Театральной площади, хотя основную идею на использование знакового для города места презентовали больше полугода назад — там хотят продлить верхний ярус и разместить под ним парковку. Паркинг будет очень кстати для здания, которое сейчас возле Театра оперы и балета строит компания «Сибиряк». В самом здании предлагают открыть гостиницу, бизнес-офисы — либо и вовсе сделать его рабочим местом краевого правительства. «Проспект Мира» рассказывает о конкурсе на Театральную и о том, почему некоторые думают, что его результаты ничего не будут значить.

Фото: krskstate.ru

Летом прошлого года красноярцам показали эскизные проекты реконструкции Театральной площади. Верхний ярус хотят продлить ближе к набережной, соорудив переход через проезжую часть улицы Дубровинского. На нижнем ярусе, который в проекте оказывается под этим переходом, планируется создать парковку на 360 машин. Каскадный фонтан «Реки Сибири» предлагается опустить чуть ниже к берегу, а памятник Чехову — наоборот, переместить наверх.

Реконструкция, по примерным оценкам, может стоить не меньше миллиарда рублей, рассказывал «Проспекту Мира» главный инженер строительного холдинга «Сибиряк» Валерий Шевелев. Компания, с его слов, была соразработчиком эскизной концепции по просьбе городских и краевых властей. Как писал сайт «Сибдом», «Сибиряк» разрабатывал проект совместно с группой «Стимэкс» и муниципальным управлением зеленого строительства.

«Стимэкс» — известная на рынке группа компаний. Например, «Стимэкс-Дизайн» проектирует общественные пространства, фасады зданий, памятники, монументы и так далее. Среди объектов, которыми занималась компания, — статуя Аполлона и музыкальный фонтан на Театральной площади. С «Сибиряком» ГК «Стимэкс», как сказано на ее сайте, сотрудничает «практически с момента своего создания».

Фото: Денис Александров

В то же время «Сибиряк» реализует на Театральной еще один проект. Входящая в холдинг Владимира Егорова компания «Эксклюзив-Строй» прямо по соседству с Театром оперы и балета сейчас возводит здание. Стройка на несколько лет застывала на уровне котлована, но в прошлом году сдвинулась с мертвой точки — на площадке задвигалась техника, установлен башенный кран.

Изначально планировалось, что здесь откроется гостиница. Однако на Театральной площади за эти годы уже были построены отели Novotel и Ibis, поэтому рассматриваются и другие возможности использования объекта, рассказывал Шевелев. Ранее, к примеру, среди возможных вариантов назывались офисы и апартаменты.

Еще одна идея, которая есть у «Сибиряка», — сдавать часть площадей в аренду краевому правительству, говорит «ПМ» близкий к мэрии источник. Валерий Шевелев подтверждает, что это «не исключено». «Если посмотреть, кто где [из министерств] сегодня находится… Я по министерствам, бывает, езжу — они сидят в неприспособленных зданиях и при этом платят хорошие деньги за аренду», — аргументирует он.

По словам Шевелева, вариант с краевым правительством неокончательный: «Не исключено, что там будет шикарное офисное здание. Пока что мы просто строим это дело за свой счет. Сдавать в эксплуатацию его мы, скорее всего, будем как гостиницу (на нее давалось разрешение). А потом уже можно провести реконструкцию под любое офисное здание».

Фото: stimex-design.ru

В конце июля 2019-го эскизный проект реконструкции Театральной площади рассматривали на градостроительном совете. Тогда, судя по заметке на «Сибдоме», разработчики также заявляли, что в строящемся здании «Сибиряка» можно разместить часть правительства, в том числе для этого нужна двухуровневая парковка.

На градсовете архитекторы раскритиковали некоторые детали проекта. Как писал «Сибдом», часть экспертов посчитали, что поднимать нижний уровень площади неоправданно из-за сложной и дорогой конструкции. Для общественного пространства, по мнению архитекторов, «не проработаны сценарии времяпрепровождения — есть только набор объектов», и к ним нужны более удобные подходы и подъезды. Также, как заявили на градсовете, концепция «не вписана в градостроительный контекст».

После всех замечаний было предложено провести архитектурный конкурс для разработки концепции Театральной площади.

Заседание градсовета, фото: sibdom.ru

Конкурс объявили в конце января 2020 года. Территорию проектирования при этом расширили, добавив к Театральной площади участки набережной, улиц Перенсона, Карла Маркса, Сурикова, площадь перед зданием мэрии, а также развязку с парковкой у Коммунального моста и виадук через Вейнбаума.

Мэр Красноярска Сергей Еремин, комментируя цели конкурса, объяснял, что преображение Театральной площади «не должно превращаться в банальную замену брусчатки, бордюров и ремонт лестниц».

«Необходимо расширить ее и сформировать единой, объединить верхний и нижний ярусы Театральной площади и набережной, — заявлял он в конце января. — Обязательное условие — пешеходная связность всех этих пространств. Горожанин или турист, придя на Театральную площадь, должен иметь возможность, минуя автомобили, попасть на набережную и обратно. За счет террас предполагается организовать вместительную парковку, задействуя и уже имеющуюся. Кроме того, важно завершить этап формирования гостинично-делового квартала и органично вписать его в архитектуру площади».

Незадолго до объявления конкурса, 17 января, Еремин также подписал постановление о том, что компания «Эксклюзив-Строй», строящая здание у театра, должна разработать проект планировки и межевания своей территории на Театральной площади. В этом проекте необходимо предусмотреть пешеходный переход с автомобильной стоянкой, благоустройством и инженерным обеспечением, следует из постановления. На разработку дано 120 дней.

Компания «Сибиряк» при этом финансирует объявленный архитектурный конкурс, рассказал «ПМ» Валерий Шевелев: строители предоставили на его проведение 600 тысяч рублей по просьбе городской администрации. Этим, со слов Шевелева, участие компании в организации конкурса ограничивается. В концепциях развития Театральной площади при этом надо будет учитывать проект межевания, разрабатываемый «Эксклюзив-Строем», добавляет главный инженер.

Фото: krskstate.ru

Некоторые архитекторы заранее отказались от участия в конкурсе и раскритиковали его условия. Евгений Зыков (директор бюро «Тектоника», главный архитектор «Гражданпроекта», председатель Красноярского союза архитекторов) написал в фейсбуке, что, во-первых, в организации конкурса не участвовал Союз архитекторов. Во-вторых, когда конкурс проанонсировали, жюри еще не было сформировано. И наконец, в положении о конкурсе вообще «ничего не сказано о том, что выигравшая концепция будет учтена при строительстве», отметил Зыков.

Руководитель «Проектдевелопмента» Антон Шаталов, в свою очередь, был недоволен тем, что компаниям-участницам по условиям должно быть не меньше 10 лет (из-за этого бюро Шаталова не смогло подать заявку). «Когда организатор хочет получить максимальное количество идей для реализации, он не ставит таких идиотских ограничений... Значит, не хочет», — написал архитектор в фейсбуке (позже он удалил этот пост).

Претензии к конкурсу возникли и на этапе отбора заявок. Всего к участию заявились семь организаций, но Институт архитектуры и дизайна СФУ до участия не допустили, так как его представитель оказался членом жюри. Преподаватель института Иван Ряпосов рассказал в фейсбуке, что они подали заявку до того, как стал известен состав жюри. А вот представителю института, Сергею Геращенко, войти в жюри предложили уже после. Геращенко предложение отклонил, но его, несмотря на отказ, все равно включили в состав — в результате заявку института отклонили.

«Я, конечно, не думаю, что исключили нас умышленно, — говорит Ряпосов «ПМ». — Скорее всего, это простая безалаберность. Не озвучить жюри до начала сбора заявок — нонсенс для такого рода конкурсов». По его мнению, конкурс организован «из рук вон плохо»: «Причина плохой организации, вероятно, в том, что результаты конкурса на самом деле никого не интересуют: он нужен только для легитимизации самой идеи реконструкции. Городу фактически спустили решение о реконструкции безапелляционно, им оставалось только обеспечить реализацию, что называется».

"