Posted 26 июля 2019,, 12:32

Published 26 июля 2019,, 12:32

Modified 29 мая 2023,, 09:17

Updated 29 мая 2023,, 09:17

«Там я не боюсь полицейских»: переехавшая в Грузию красноярка — о причинах эмиграции и отношении к русским в Тбилиси

26 июля 2019, 12:32

Красноярка Наталья Павленко, которая семь месяцев назад переехала в Грузию, рассказала «Проспекту Мира» об отношении к русским, идеальном гражданском обществе и о том, почему в Тбилиси боятся фейерверков.

Наталья Павленко, фото здесь и далее — страница Натальи в ВК

Почему переехала 

Поворотным моментом, после которого мы с бойфрендом решили переехать, был май 2018-го. Я тогда была в Тбилиси и застала митинг свободных людей против правительства — и рейв у здания парламента. Я подумала: это же просто потрясающе, это свободная страна, свободные люди, которые могут позволить себе выйти и сказать о том, что им не нравится. Им ничего за это не будет, и они добьются своего. И это меня просто потрясло, я подумала: почему бы не попробовать пожить здесь?

Предыстория у митингов такая. Полиция устроила рейд по трем клубам Тбилиси — они искали наркоторговцев, но положили заодно и всех посетителей. Людям это не понравилось, они сказали — какое право вы имеете так относиться к нам? Решили, что раз вы нам такое устроили в клубе, мы устроим вам клуб возле парламента. Притащили огромные колонки, диджеев и три дня требовали, чтобы министр МВД вышел и извинился. И на третий день он вышел и извинился. Полицейские были все три дня, просто смотрели за порядком, реагировали добродушно. 

Протесты в Тбилиси, май 2018-го

Я поняла, что социальный климат в России меня не устраивает. Тяжелые люди, атмосфера вечной несвободы, климат и экология — всё это меня подтолкнуло к переезду. Местные в Тбилиси говорят, что здесь грязный воздух — просто они не были в Красноярске (cмеется). 

Я сейчас снимаю квартиру в 15-минутной близости к центру, где нужно пройти по оживленной дороге — но там я не чувствую пыли и запаха. А в Красноярске, если пройти по проспекту Металлургов, то пыль на лице остается. Я вообще люблю ходить пешком, но в Красноярске я не могу себе такое позволить. Из Рощи до центра 5 километров — хорошая прогулка, но пыль не дает мне это сделать.

В Грузии тепло, вкусно, продукты дешевле и качественнее. Мне близок местный менталитет, характер, атмосфера. Многие всё еще говорят по-русски, но среди молодежи в основном в ходу английский.

О полиции и безопасности

Что интересно, там я не боюсь полицейских, у меня нет страха. Когда я в Красноярске вижу полицейского, мне становится некомфортно, а там полиция создана для того, чтобы помогать. Если у тебя что-то случилось, любой вопрос — сосед громко слушает музыку и мешает, кто-то пнул твою машину. Там нет Роспотребнадзора, нет пожарных, нет ГАИ, всем занимается полиция. Они устранили многие ведомства, чтобы бороться с коррупцией.

Там нет радикального агрессивного поведения. На том митинге в 2018-м мы разговаривали с людьми, там была не только молодежь, но и взрослые люди. Одна женщина сказала: «Ну так чего, у меня сын такого возраста, почему его кладут на пол?  Я против. Я пришла постоять, поддержать ребят». 

Бездомные собаки в Тбилиси — стерилизованные и чипированные

В России я сейчас скорее на митинг не пойду. Потому что боюсь.  Я не хочу, чтобы меня задержали, применяли насилие. 

В Красноярске просто страшно ходить по городу. Я боюсь по двору в Роще пройтись, кажется, что тут кто-то может на тебя напасть. Если в час-два ночи во дворе припаркуюсь далеко от подъезда, всё, уже страшно идти. Вдруг кто-то появится из-за угла. 

Тбилиси же входит в список самых безопасных городов за 2018 год, и нет ощущения, что прохожий может как-то посмотреть не так, докопаться. Наоборот, еще поздоровается, пожелает хорошего дня. Я не боюсь там гулять одна. Базовая уверенность в безопасности — главное, что нужно человеку в городе.

Отношение к русским

Я не встречала враждебного отношения, настороженности. Ощущение того, что все всё понимают, что люди — это люди, а политика — это политика. В разговорах дружеских, в компаниях иногда заходят разговоры о политике, и, конечно, Путина там не любят. Все четко понимают, что такое российский президент — но на самих россиян это отношение не распространяется. 

Единственное, взяла себе в привычку — когда захожу в кафе, спрашиваю, какой язык предпочтителен, русский или английский. И всё. Там, где работают молодые люди до 25 лет, конечно, английский — просто потому, что они уже не знают русского. Нет школ, нет практики — и это нормально. Где 30+ — еще можно и по-русски говорить. 

Многие помнят 2008-й, Цхинвал. Недавно мы были в гостях у грузинского продюсера, и он рассказывал, что в Тбилиси боятся фейерверков до сих пор — потому что помнят Цхинвал. 90 километров от Тбилиси — это же вообще рядом. 

Русско-грузинский конфликт в 2019-м

Я не застала этот конфликт, улетела из Тбилиси 18 июня по работе — но держу связь со своими грузинскими друзьями и парнем. Сейчас протесты продолжаются. Каждый день в 7 вечера люди выходят к парламенту и требуют отставки министра МВД, председателя правительства. По сути, они разбираются со своим правительством. Как я поняла из разговоров с друзьями, у них нет претензий к российским гражданам. У них есть претензии к российскому президенту, но никакой русофобии. 

Говорят, чувствуется, что народа на улице стало меньше — из-за отмены рейсов. В Тбилиси есть суперпопулярные туристические кафе, и обычно невозможно в них попасть, нужно отстоять очередь. А сейчас очередей не стало. 

Наверное, это как-то влияет на бизнес. Я мониторю экономические грузинские сайты, 3-4% экономики зависят от российских туристов. У меня есть знакомые, которые делают туры и держат хостелы. Один знакомый хостел закрывает, потому что все брони на июль — август отменились. Чувствуется, что запрет на перелеты повлиял. 

Сейчас мониторю рейсы, и цены просто нереальные — такое ощущение, что специально подняли тарифы на кавказское направление. Полечу в Кишинев и уже оттуда поеду в Тбилиси. 

Новые привычки

Как понять, что ты огрузинился? Ты проводишь много времени на балконе. Вот и я начала. Тут такой климат, жарко, все пьют кофе, вино на балконе. Балконы тут редко бывают застекленные. У меня широкий балкон, я там завтракаю, пью кофе. Можно поработать, если не очень солнечно. Думаю повесить гамак. 

В Грузии не принято пропускать пешеходов на пешеходном переходе, так что перебегают везде, где захотят. И я начала за собой замечать в Красноярске, что пытаюсь перейти дорогу, где мне удобно. Вообще много вопросов к городу. Тбилиси, как и Красноярск, — город для машин. Мамам с колясками передвигаться очень сложно, тротуары узкие или вообще отсутствуют. Пешеходная инфраструктура так себе. 

Жители Тбилиси — очень поздние ребята. Они поздно встают и поздно ложатся. До 4-5 утра город не спит, все тусят, в клубах, на концертах, опен-эйрах. Все государственные учреждения работают с 10. Улицы в Тбилиси в 8 утра пустынны, как в Красноярске в 5 утра. 

Еще здесь очень сильны семейные традиции. Ты едешь в автобусе или такси, водитель начинает креститься на церковь. Большинство очень верующие, соблюдают церковные праздники и посты. Негативного отношения к церкви нет. Я не думаю, что там возможны истории, как в Екатеринбурге. 

Недавно был крутой флешмоб, в каком-то селе на большой поляне два воздушных шара поднимали огромное полотно с изображением святого — на праздник. Такое осовремененное празднование дня святого. При этом там меньше запретов, например, можно прийти в церковь на свадьбу в вечернем платье с декольте.

Электрокары против «черного неба»

Сейчас в Грузии большой акцент сделан на экологию, и Тбилиси считается самым грязным по воздуху. Что делают? Поменяли автобусы — старые пазики на большие бездымные МАНы — гибриды, которые выключаются, когда стоят. И запустили электрический каршеринг — AiCar. Полностью электрические автомобили, бесшумные. Электротранспорт сейчас очень популяризируют. Например, если ты покупаешь электромашину, тебе не нужно платить транспортный налог и пошлину на растаможке. Можно подать заявку в муниципалитет — и у твоего дома бесплатно ставят зарядку.

Еще в апреле ввели новый закон, по которому штрафуют за продажу пакетов, но пока мало что поменялось. В сетевых магазинах действительно стало меньше пластика, но в маленьких, типа «Фрукты-Овощи», тебе готовы завернуть в пакетик каждый помидор. Около домов повсеместно ставят урны для раздельного сбора, а пластик у них забирает какая-то турецкая компания.

Никаких однушек и центрального отопления

В каждой квартире есть газовый котел, который подогревает горячую воду. Электропечей нет, всё на газу. Я не скажу, что это дорого. Мне кажется, коммунальные расходы меньше, чем в России. В этом месяце за газ вышло примерно 100 рублей. 

Если покупать квартиру на вторичном рынке, то цены примерно как в Красноярске. Новая — чуть подороже. За 3 миллиона рублей можно купить хорошую 2-комнатную.  Однокомнатных квартир у них нет вообще — возможно, это идет от традиции больших семей.

Мы сейчас снимаем маленькую, по меркам Тбилиси, квартиру — 50 квадратных метров, на 6-м этаже. Это двушка — спальня, совмещенная кухня с гостиной, туалет с ванной и балкон. Классно, что это новый дом с новыми коммуникациями, новым ремонтом и мебелью — стоит примерно 350 долларов в месяц, не очень дешево, можно найти дешевле, мы просто не стали заморачиваться. До серных бань в историческом центре города 15 минут пешком, очень рядом.

Гражданство

Я пока думаю оформить вид на жительство. Нужно инвестировать в местную экономику 35 000 долларов — или купить недвижимость, или чтобы фирма работала. С гражданством — те же условия, плюс прожить 5 лет и сдать язык. Я начала учить грузинский, хотя и не исключаю, что Грузия для меня — перевалочный пункт на 2-3 года, а дальше посмотрю, куда. Если в Красноярске что-то изменится, то, может, и вернусь.

Мне важно, чтобы можно было свободно говорить, о чем думаешь, чтобы власть и люди научились воспринимать критику как движение к прогрессу.

Здесь я открыла НКО, и мы хотим заводить в него проекты «Интерры» (Красноярская региональная общественная организация поддержки и развития альтернативных образовательных технологий и межкультурных коммуникаций — прим. ред.), может, что-то делать вместе. Есть идея сделать проект по переработке пластика. Голландские ребята, которые сделали машину по переработке пластика, выкинули чертежи в интернет и сказали: берите кто хочет. 

Документы на НКО в Грузии

Здесь очень классные возможности для финансирования социальных проектов. Потому что американские, европейские фонды, которые запрещены в России, продолжают работать в Грузии без проблем. Сейчас появился большой бизнес-инкубатор, который открылся на грант Евросоюза и при поддержке грузинского правительства. То есть правительство использует гранты Евросоюза и не парится по этому поводу.

Я бы не хотела открывать бизнес в России. Если работать вчистую — это сложно, налоги очень большие. А работать в черную не очень хочется.

"