Posted 23 декабря 2020,, 13:36

Published 23 декабря 2020,, 13:36

Modified 29 мая 2023,, 10:24

Updated 29 мая 2023,, 10:24

Губернатор провел большую пресс-конференцию. Рассказываем о главном

23 декабря 2020, 13:36

Итоговая пресс-конференция Губернатора Красноярского края Александра Усса в этот раз прошла в онлайн-формате. Публикуем самое важное из двухчасовой встречи с журналистами.

Экономические итоги года

Есть у нас два основных показателя: объем валового регионального продукта — то, что мы произвели, оценивается в денежном выражении; и индекс промышленного производства – здесь речь идет о физических объемах произведенного. Что касается объема ВРП, он скорее всего останется у нас таким же, порядка 2 трлн 400 млрд рублей, это сопоставимо с прошлым годом, а индекс физического объема просядет. Объем промышленного производства, с точки зрения физических характеристик, упадет, я думаю, от 5, 10 и даже более процентов по разным отраслям. Наиболее серьезное падение есть в тех отраслях, где речь идет о потребительском спросе. Это транспорт – в первые месяцы пандемии передвижение наших земляков было очень ограничено, рейсы отменяли, практически не было полетов в другие города, автобусное движение было не столь интенсивным. Это розничная торговля, это общепит и так далее. Здесь, я думаю, падение объемов будет более 10%.

В то же время есть целый ряд отраслей продемонстрировали более впечатляющие результаты, чем в прошлом году. Одна из этих отраслей – село.  Результат по-настоящему выдающийся – это не рекордный урожай, а уникальный, порядка 3 млн тонн в бункерном весе, и урожайность самая высокая от Урала до Тихого океана.

Во сколько обошелся ковид?

Около 8 млрд рублей. Это собственно краю. Половина суммы, около 4 млрд, – это те самые налоговые льготы, которые мы дали малому и среднему бизнесу. И ещё такая же сумма связана с неэкономическими целями. 2,5 млрд потрачено на поддержку врачей — дополнительные выплаты, это, кстати, далеко не все регионы делают. И около 2-х млрд рублей мы выплатили тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

Заработная плата и рынок труда

Безработица на начало года у нас была небольшая, меньше 1%, но особенно март-апрель и лето показали нам достаточно высокие цифры безработицы, где-то даже для нас критичные – до 5%. Теперь уровень начинает стабилизироваться, составляет порядка 3,8-3,9%, и, судя по всему, в первом квартале мы можем выйти на 2%, здесь есть определенная стабилизация.

У нас сегодня средняя заработная плата по краю более 52 тысяч рублей. Для сравнения скажу, что по России 49 тысяч. Это связано в первую очередь с тем, что у нас есть целая группа таких экспортно-ориентированных предприятий, да и живём мы с вами в Сибири, на севере, где есть соответствующие коэффициенты.

Бюджет и госдолг

На начало следующего года не просто выполним свой план по доходам (217 млрд рублей), но у нас останется ещё миллиарда 4-5 на счетах. И это определённая подушка безопасности для того, чтобы закрывать какие-то кассовые разрывы. В прошлом году у нас на счетах в прошлом году на январь оставалось 18 млрд рублей. Я хочу поблагодарить всех, что вот эти деньги мы всё таки сберегли, и это позволило нам чувствовать себя уверенно.

Вы помните, что три года назад у нас был очень большой госдолг, 104 млрд рублей.  Мы его снизили в прошлом году до 82 млрд рублей, а в этом году, несмотря на трудности работы экономики, ещё уменьшим.

На следующий год мы планируем также полноценный бюджет по доходу порядка 227 млрд рублей. У нас есть традиционные приоритеты. Первое – это софинансирование национальных проектов, далее – социальная ориентированность бюджета и социальная поддержка людей, особенно тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Год от года эта сумма увеличивается, и вместе с федеральными средствами в году следующем она достигнет 56 млрд рублей. И это развитие территорий. В прошлом году я обещал, что у нас на ближайшую трёхлетку будет построено порядка 100 разного рода социальных объектов на территориях. Мы должны отдавать долги им.  Все наши намеченные планы по детским садам, школам, дорогам и иным объектам, которые создают условия для жизни людей, мы будем строить.

Про инвестиции: проект «Восток Ойл»

В соответствии с этим проектом, это предмет договоренности с руководством компании и Красноярским краем, каждые 5 лет – я подчеркиваю, каждые пять лет объем налоговых платежей со стороны "Восток Ойл" и нефтяной отрасли в целом будет удваиваться. И если сейчас на пике это было 25-30 млрд рублей, соответственно другая пятилетка – это 60, затем 120 и так далее.

 Красноярский край становится на наших глазах главной нефтегазовой, как принято говорить, провинцией не только России, но и всего мира. Речь идет о строительстве населенных пунктов, которые сопоставимы с Ачинском и Норильском, о колоссальном количестве инвестиций, которые исчисляются триллионами. В этой работе должны быть задействованы наши предприятия. Это требует от них отклика на эти вызовы, требует и работы власти, которая должна обеспечить развитие кооперационных связей и, конечно же, дохода в бюджет.

Про маршруты по Енисею

Моя мечта – чтобы наш с вами Енисей в акватории Красноярска стал главным проспектом города, чтобы у нас были причалы, чтобы были обустроены берега, мы убрали оттуда хлам, привели в порядок ангары, эллинги, дома, и развили здесь экскурсионные маршруты. Мы сделаем это. Они ("Водоходъ") начинают закладку небольших пароходов, которые будут работать на электродвигателях, с точки зрения экологии будет полный порядок. 

Мы заложили два суперсовременных круизных красавца-лайнера в Санкт-Петербурге. Один будет носить имя "Андрей Дубенский", другой "Виктор Астафьев". Мы долго об этом мечтали с момента ухода "Чехова" с Енисея. У нас прошел первый пробный круиз "Максима Горького". Да, там есть проблемы с ценой на билеты, но машина заработала.

Про третью волну (а также первую и вторую)

Начиная с сентября и до первых чисел ноября количество выявленных заболеваний возрастало ежедневно в два раза в сравнении с сентябрьскими показателями. Теперь эта ситуация зафиксировалась на высоком уровне, но мы ее контролируем. 

И по прогнозам Протопопова и его коллег такой уровень сохранится у нас где-то до февраля-марта. Затем будет третья волна, но не столь значительная как вторая, которая была значительно мощнее первой. Для сведения скажу, что количество коек на пике первой волны было 3800, а пару недель назад без нескольких десятков 7 тысяч. Теперь у нас свободный коечный фонд составляет 32-35 процентов. Это нормально. Но иногда мы шли на пределе, было и 5 процентов. Это очень и очень опасно. Однако, считаю, что вторую волну мы прошли без драматизации в отличие от первой.

Про ограничение для общепита и магазинов

 Чтобы не остановить жизнь и экономику, мы должны ограничивать то, без чего можно обойтись. Закрытие крупных торговых центров это все таки серьезная тема, потому что элементарные потребности что-то купить надо удовлетворять.

Я не говорю уже о большом количестве людей, которые там заняты. Относительно предприятий общественного питания – столовые, кафе, рестораны – все-таки они работают. Мы исходили из того, что они должны работать как предприятия питания, но не как предприятия развлечения.

Когда вы приходите в магазин, чтобы себе что-то купить, можно надеть маску, соблюдать социальную дистанцию. За этим нам нужно очень жестко следить, и мы будем проводить эту политику в дальнейшем. Но когда вы приходите в ресторан, то к концу вечера поднимается настроение, хочется потанцевать, сесть поближе со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому было принято решение ограничить работу в вечернее время. Поэтому я прощу еще и еще раз красноярцев – пожалуйста, потерпите эти новогодние праздники.

Фото: пресс-служба администрации края

Про готовность медучреждений

Мы начинали, что называется, с полутора КТ (аппаратов компьютерной томографии). Теперь у нас их 18. Диагностических лабораторий было, я бы сказал, тоже полторы: одна Роспотребнадзора, где делали ПЦР-тесты, и одна наша, слабенькая, в Красноярском краевом центре СПИД. Теперь у нас уже 15 лабораторий и, судя по всему, в первом квартале будет уже 20. Ежедневно мы можем делать – подумайте! – 15 тысяч тестов. Это огромная работа, которая была проделана и нашими врачами, которые были и остаются на переднем крае, нашими организаторами здравоохранения – министерством, руководителями больниц, которые работали буквально ночами. 

Я хочу сказать спасибо всем им за солидарность. Тот же самый «Радиозавод» наладил, буквально по моему звонку, за три дня производство кислородных клапанов. В этой же работе участвовали «Красмаш» и целый ряд других предприятий.

Поэтому итог: медицина за 8 месяцев сделала резкий рывок и с точки зрения материальной готовности, и с точки зрения солидарности и организованности. Я надеюсь, что мы с вами, край стал более сплочённым, с высокой солидарностью. Думаю, это тоже результат, и результат в какой-то степени предсказуемый, потому что в эпоху испытаний люди должны чувствовать плечо друг друга.

Про вакцинацию

В  край поступило 2480 доз, нам обещают до конца года поставить еще 1000. Сейчас идет кампания, прививки ставятся, прежде всего, медикам. Тем, кто непосредственно работает в «красных зонах» и еще не переболел.  Далее это социальные работники и педагоги.

По сообщениям наших федеральных коллег, в первом квартале года в край будет поставлено до 1 млн вакцин. Это означает, что треть населения может получить такие прививки. Хочу подчеркнуть, что это будет сложная задача для наших медиков. Представьте себе, миллион человек. У каждого нужно дважды брать анализы, выяснять есть ли противопоказания. Будем надеяться, что именно в эти сроки – первая половина 2021 года, кампания по вакцинации красноярцев будет проведена и, скорее всего, даст ожидаемый стабилизирующий эффект.

Хочу вам доложить – я себе вакцину поставил, прививку сделал, хотя меня предупреждали о некоторых возрастных ограничениях.

При этом было предупреждение о том, что могут быть побочные последствия: боли в месте прививки и повышение температуры. Я через 2 часа должен был лететь домой, поэтому мне на руки дали соответствующее подтверждение, что это не заболевание, а температура, связанная с вакциной. Всё прошло нормально. Я поставил и забыл, честно говоря. Никаких симптомов и последствий не было. Надеюсь, что все будет в порядке, но, тем не менее, сама вакцинация не даёт 100% гарантии от заболеваний. Поэтому как и все красноярцы я стараюсь максимально беречься, что и вам рекомендую.

Про последствия ЧП в Норильске

После того как случилась эта масштабная экологическая катастрофа, я перед собой видел три основных задачи. Их решение было связано как с самой этой аварией, так и с тем, что мы вынуждены более пристально посмотреть на ситуацию в Норильске. Первое – это настоящая программа реабилитации территории, а для этого потребуются и большие деньги, и по меньшей мере несколько лет, а может даже десятилетий. И за этим мы будем следить. Второе – это повышение уровня промышленной безопасности объектов компании "Норильский никель". Там прошли масштабные проверки, и только на предприятиях "НТЭК" было выявлено за короткий срок более 2 тысяч нарушений.

Кстати, примыкающая к аварии тема – это тема налоговых последствий. Я очень не хочу,  чтобы тот штраф, а также те выплаты, которые необходимо будет произвести для восстановления природы, были отнесены на издержки, что соответственно повлекло бы снижение налоговых платежей в бюджет Красноярского края. За это должны заплатить собственники.

У нас остаются вполне нормальные рабочие контакты с менеджментом компании, и буквально на прошлой неделе по телефону я говорил с Владимиром Олеговичем Потаниным. Такого рода рабочие контакты конечно же будут продолжены. Поэтому надеюсь, все будет в порядке, и самое главное – из того, что произошло, надо извлечь уроки. Как известно, важно не только чрезвычайное происшествие, важна реакция на него.

Про развитие Норильска

Хочу сказать, что соглашение, которое будет подписано с «Норильским никелем» в ближайшей перспективе все-таки является уникальным. Уникальность заключается в том, что там речь идет о комплексном плане работы в Норильске, и речь идет о софинансировании – компания, федеральный бюджет, краевой бюджет, это соотношение про абсолютно конкретные деньги до 2035 года.

Норильск, как сказала Валентина Ивановна Матвиенко, должен стать настоящей столицей российской Арктики. Люди, живущие там, этого достойны.

Экология и крупные предприятия в 2020

СГК. Это та знаменитая труба, если не ошибаюсь, 275 метров, которую обещали и сделали. Это и электрофильтры, которые там устанавливаются и стоят очень много, но они дадут эффект. Это программа закрытия малоэффективных котельных. Посмотрите на снег в городе, он стал совсем другим. Он стал белым, чего раньше не было, хотя до идеала нам далеко. Если мы закроем все 37, то ситуация изменится.

Хотел бы сказать особенно и специально по поводу КРАЗа. В этом году они перешли на более чистую технологию производства алюминия «Экологический Содерберг». Кроме того, РУСАЛ принял решение за счет увеличения мощностей БоАЗа сократить в 2 раза производство первичного алюминия на красноярском предприятии – с 1 млн тонн до 500 тыс. тонн, причем для их производства будут использовать современную технологию так называемого инертного анода. КРАЗ намерен сократить выбросы даже не на проценты – через 5 лет их предполагается снизить в 4 раза. В этом смысле у нас есть все основания полагать, что в 5-7 лет экологический образ предприятия будет совсем другим. Это важное, я бы даже сказал, историческое событие.

Про печное отопление

У нас есть четыре направления. Бездымный уголь, он стоит чуть дороже, но его уже можно приобретать. Далее – пеллеты. В Канске, как вы знаете, во всех четырех зонах с активным лесопилением мы будем требовать изготовления пеллет и утилизации отходов. Третье — перевод частного сектора на энергоснабжение, а также установка современных приборов сжигания угля. Вреден не уголь, а способы его сжигания.  Поэтому предлагая разные варианты нашим землякам, мы должны прийти к пониманию, что и на частный сектор будут вводиться экологические требования. Не сейчас, но постепенно. Через 5 лет такие требования должны стать нормой жизни.

Не секрет, что есть люди, которые говорят – вы хоть что нам предлагайте, мы будем топить, чем топили. Так дело не пойдет.  Но есть такие ситуации, когда люди не смогут в силу финансовых ограничений поставить это новое оборудование. Значит, таким людям мы должны помогать за счет бюджета, как и помогаем тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Но те, кто у нас сегодня ездят на "джипах", но за своей экологией во дворе не хочет следить, мы, наверное, с них должны спрашивать по-другому.

 Мы держим тему газификации не просто на контроле, мы активно её продвигаем. Как вы знаете, основным вариантом газификации края был магистральный газопровод из Проскоково Кемеровской области. Стоимость – гигантская – от 85 до 120 млрд. рублей. И, откровенно говоря, несмотря на усилия нашего края и их в том числе, у меня были большие сомнения, что через 2-3 года начнут строить газопровод. Теперь есть проект «Сила Сибири-2», его трассировка предполагает прохождение магистрального газопровода по Сухобузимскому району. Скорей всего, если ничего не изменится, то уже в 2023 году начнутся реальные строительные работы. Это означает, что у нас появится возможность обеспечить газификацией территории, где проживает по меньшей мере две трети населения края.

Что касается самого города Красноярска, то здесь потребуется строительство газопроводов, которые будут стоить не десятки миллиардов, а два-три миллиарда рублей. Это вполне посильная вещь, ведь одна общеобразовательная школа стоит порядка полутора миллиардов.

Про метро

Что касается метро, проект находится в Главгосэкпертизе. Мы надеемся, что положительное заключение у нас появится в первом квартале следующего года.

Дорого или дешево? Да, 65-70 миллиардов рублей - это немало. Но мы исходим из того, что это будут средства федерального центра. Неужели в расчете на 3-5 лет мы не можем претендовать на получение 65 миллиардов рублей? Я за метро! 

Но ведь мы не претендуем, чтобы метро было во всем городе. Нам надо пройти только центр, потому что по-другому его не пройдешь, никаким наземным метро. Это означает 8, максимум 9 станций. А дальше идет речь о так называемом легком метро. Ровно то, о чем мы говорили: трамваи. От мединститута мы идем до Октябрьского моста, там достаточно широкая улица и скоростной трамвай пройдет, об этом уже проектировщики сказали. Дальше Октябрьский мост, тоже вполне подходящая транспортная магистраль, чтобы реализовать скоростное метро.

Про хаб на базе аэропорта

«Аэрофлот» принял решение сделать аэропорт Красноярска своим вторым домашним аэропортом после Шереметьево. Мы должны были полететь, в широком масштабе, с января, но известные события по понятным причинам отодвинули старт до лета.

Мы намерены очень серьезно заняться логистической интеграцией аэропорта, первые организационные шаги в этом направлении уже сделаны. Мы прорабатываем вопрос создания в районе аэропорта так называемой свободной экономической зоны. Не исключаем, что нам удастся договориться с Почтой России о размещении здесь так называемых бондовых складов.

Еще один момент – это наша давняя история, железнодорожное сообщение между городом Красноярском и аэропортом. Проект посильный. Будем надеяться, что федеральный – прежде всего, за счет средств РЖД, речь идет о семи миллиардах рублей. 

Про год, в целом

Год был очень необычным и сложным. <...> Год очень серьёзных потерь. И в то же время – год обретения новых планов и новых смыслов. Красноярский край сохранил устойчивость и жизнеспособность своих отраслей. Сегодня я могу сказать, что пессимистичные прогнозы не оправдались. Нам есть чем гордиться и есть основания уверенно смотреть в будущее, но не забывать, что мы живем в реальном мире и у нас масса того, что нужно сделать. Мой главный лозунг очень прост: «Неудовлетворенность настоящим есть необходимая предпосылка для движения в будущее».

"