Posted 16 октября 2016,, 06:24

Published 16 октября 2016,, 06:24

Modified 29 мая 2023,, 09:24

Updated 29 мая 2023,, 09:24

«Истерика, вскрывающая некомпетентность»: как учителя будут следить за учениками в соцсетях

16 октября 2016, 06:24

Красноярское министерство образования после двух случаев школьной поножовщины подряд призвало учителей мониторить общение учеников в социальных сетях. Чиновники надеются предотвращать таким способом подростковые конфликты. «Проспект Мира» узнал, как планируется следить за школьниками и что по этому поводу думают родители и учителя.

Напомним, чуть больше недели назад 13-летний подросток в Красноярске зарезал своего бывшего одноклассника. Спустя несколько дней 12-летняя девочка из Дивногорска ранила ножом двух подруг. Вслед за этим минобр провело видеоконференцию с работниками образования, правоохранительных органов и психологами, на которой обсуждалось, какие дополнительные методы профилактики можно ввести, чтобы подобные случаи не повторились.

Пресс-секретарь министерства образования Надежда Квитковская рассказала «ПМ», что предложено было, во-первых, создавать в школах психолого-педагогические службы для консультации детей и родителей. «Число социальных психологов в школах ограничено, но продумать, кто мог бы оказать помощь ребенку, можно, — говорит Квитковская. — Есть учителя, классные руководители, есть уполномоченные по правам участников образовательного процесса. Если педагогов не хватает, то можно организовать выездные бригады специалистов».

Еще одна возможная мера помощи — это создание школьной службы медиации (примирения), в которую входят учителя, психологи и даже сами ученики, умеющие улаживать конфликты. Сейчас, по словам Надежды, такие службы есть в половине школ. К 2018 году планируется увеличить их до 60 %.

Кроме того, в министерстве рекомендовали директорам школ «незамедлительно» сообщать сначала родителям, затем в правоохранительные органы, если кто-нибудь заметит у ученика колюще-режущие предметы.

— Это не значит, что детей на входе будут обыскивать — мы не собираемся вводить строгие правила, ставить металлоискатели на входе. Это не тюрьма, это школа. Но нужно понимать, что в школе есть определенные нормы поведения, и в школу нельзя приходить с ножами, острыми пилками, — поясняет Квитковская.

Наконец, школам рекомендовали мониторить общение учеников в соцсетях. Правда, как именно это делать, в министерстве образования пока не знают. Ведомство предложило муниципалитетам и образовательным учреждениям самим продумать, какие ресурсы у них для этого есть. Затем начнется сбор предложений о том, как можно организовать мониторинг учеников в соцсетях.

В первую очередь чиновники рассчитывают на помощь родителей, которые помогали бы следить за страницами своих детей.

— Это вопрос доверия, отношений в семье, — говорит пресс-секретарь минобра об этической стороне вопроса. — Не надо заставлять ребенка давать свои пароли или закрывать ему сайты. Для начала нужно попробовать доверительно побеседовать. Думаю, два случая, которые у нас в крае произошли, должны послужить поводом для родителей, чтобы они обратили внимание, поговорили с детьми. Если родители чувствуют, что не справляются, нужно обратиться в психолого-педагогическую службу в школу.

Кроме того, чиновники образования попросят прокуратуру тщательнее следить за сайтами, «которые призывают детей и подростков к насилию». В правоохранительных органах и министерстве полагают, что на подобных сайтах и сидел 13-летний красноярец, зарезавший ровесника.

— Каким-то образом мониторить страницы соцсетей педагогам придется в любом случае, — резюмируют в минобре. — Социальные педагоги должны быть в курсе, какое настроение царит, по крайней мере, в каких-либо определенных группах, где собираются ученики, на странице человека. Это не значит, что 24 часа в сутки учитель будет мониторить все страницы всех своих учеников. Достаточно раз, два, три в неделю.

 

Учитель Георгий (попросил не указывать фамилию).

— Следить за учениками? Это как, добавляться им в друзья, что ли?

Ну будут следить. А толк какой? Вот дети ссорятся в соцсетях, оскорбляют, и что — значит, они порежут потом друг друга? Что делать — посадить их рядом и сказать, как это плохо, давайте помиритесь? Ученики в лучшем случае скажут, что помирились, а потом выйдут из школы и морды друг другу набьют.
Вообще, какого-то дикого гнобления среди учеников, как это было в наше время (90-е), сейчас нет. Есть просто дети, которых считают непопулярными, «дебилами», но их не гнобят. По-моему, школа стала толерантнее, хотя, может, это я чего-то не замечаю.

Все эти рекомендации, думаю, популизм совершенный. Они не исполняются. Ученица нашей школы погибла на Столбах — после этого попросили согласовывать все походы с администрацией, но никто ничего не согласовывал.

Учитель Марина Яковлева (имя изменено по ее просьбе).

— Сейчас и так учителя должны организовывать досуг детей — дополнительные занятия, кружки, секции. Чтобы ученик после уроков занимался волейболом, английским, а не устраивал поножовщину. Хотя многие учителя считают, что школа должна заниматься исключительно обучением, а воспитывать — семья. Но министерство образования думает по-другому и возлагает слишком много ответственности на учителей.
Вообще не представляю, как возможно будет мониторить соцсети учеников. То есть я должна сесть после уроков и каждого ребенка проверить? Каким образом я буду искать аккаунты одиннадцатиклассника, например? Я с учениками не контактирую в интернете никак.


Хотя один конфликт, начавшийся в интернете, у нас в школе удалось обнаружить. Был случай, когда две девчонки-пятиклашки травили в интернете одноклассницу: очень жестоко выражались, проституткой ее называли. И спровоцировали ее на хулиганский поступок — какую-то ерунду малолетскую в туалете.

Девочка оказалась в кабинете у директрисы, где и призналась в травле. Директор вызвала родителей этих пятиклассниц — те, естественно, не знали, какую жизнь их дети в интернете ведут.

 

Фото: gornovosti.ru

Ольга, мама 11-летней девочки.

— Следить за учениками в сетях — неэтично, безусловно. Если сызмальства вот так прессовать личность, не доверять, то будет прям как у Оруэлла — взаимное тупое доносительство.


Учителя не обязаны следить за жизнью семьи: воспитание детей — всё же задача семьи, а школа — это образование и первичная социализация. И обязывать учителей мониторить соцсети просто тупой бред! У них и так хватает работы, тем более что дети быстро заведут фейковые страницы, и такой мониторинг станет бессмысленным.
У моей дочки, например, три аккаунта, которых я не знаю.

Лучше усилить работу социальных педагогов, лучше два раза в учебный год проводить обследование каждого ученика на предмет склонности к насилию и прочим девиациям. А то, что сейчас происходит в минобре, — истерика, вскрывающая их некомпетентность.

Елена, мама девятилетней девочки.

— Даже если бы учителя обратили внимание, что у парня, который бывшего одноклассника зарезал, что-то такое в соцсетях есть, группы подозрительные и так далее, — то что? Учителя же не могут его после школы провожать, караулить.

Моих детей вообще нету в соцсетях — я категорически против этого. Зачем выставлять жизнь детей напоказ? 16 лет исполнится — тогда и будет в соцсетях сидеть. Правда, когда мы с подругами это обсуждали, те сказали, что не получится так. Потому что дети начнут создавать группы своего класса, общаться там. Типа ты же не захочешь, чтобы твой ребенок вне коллектива оказался? Ну, когда такой вопрос возникнет, тогда подумаю.

Но вот в мессенджере моя дочь есть. Создали там с подружками группу. Я посматриваю иногда, что они там пишут — всякими смайлами обмениваются, пока безобидно всё. Я думаю, конечно, родители должны знать пароли от аккаунтов детей — мало ли с кем они там переписываются. Малявка же еще, поэтому надо проконтролировать — с кем и на какие темы.

Скриншот на обложке: youtube.com

"