Posted 4 октября 2017,, 11:25

Published 4 октября 2017,, 11:25

Modified 29 мая 2023,, 09:20

Updated 29 мая 2023,, 09:20

«Всеми силами хотят вытеснить из центра»: что стало с бизнесом на проспекте Мира

4 октября 2017, 11:25

Ремонт проспекта Мира, других центральных улиц Красноярска и Коммунального моста стал испытанием не только для простых горожан, но и для бизнеса. К сезонному падению посещаемости и продаж этим летом добавились неудобства, вызванные ремонтными работами. «Проспект Мира» поговорил с предпринимателями и узнал, как они пережили это лето и начало осени.

Ремонт главной улицы Красноярска стартовал 1 июля. В этом году рабочим предстояло заменить на проспекте Мира асфальт, провести ливневку, ликвидировать большую часть парковочных карманов, убрать провода с воздуха под землю, заменить фонарные столбы и так далее.     

К концу сентября подрядчик справился лишь с половиной запланированных работ, отстал от графика минимум на две недели, а цена ремонта Мира из-за ошибок в проекте и техзадании выросла с 168 миллионов рублей еще на 10%.

Окончить ремонт нужно до 30 октября, и в мэрии пообещали сделать все, чтобы уложиться в эти сроки. Пока, за три недели до сдачи, проспект Мира всё еще напоминает поле боя: окопы на тротуарах, сложенная как баррикады брусчатка, торчащие из земли пластиковые трубы и перекрытые участки дороги.

***

Все эти неудобства не могли не сказаться на выручке и посещаемости, признали предприниматели, с которыми пообщался «ПМ». По словам ресторатора Александра Митракова, в сравнении с прошлым сезоном выручка и трафик упали примерно на 30-40% в его заведении 0.75 Please и 10-15% — в «Майк и Молли».

«В хорошие дни «0,75» посещают, по грубым прикидкам, 200-220 человек, «Майк и Молли» — примерно 160. Части из них мы недосчитались», — говорит Митраков. В «Майк и Молли» спад в основном пришелся на время бизнес-ланчей: «Бизнес-ланч — это локальная тема. А из-за разрытий в центре людям, работающим поблизости, проблематично передвигаться по городу пешком. В другое время посещаемость заведения особо не упала, так как дорога на Диктатуры Пролетариата почти всегда была открыта».

Помимо перерытых тротуаров на посещаемость повлияли и дорожные перекрытия, поясняет он: «Перекрыли дорогу, ты уже привык к новому маршруту, едешь по нему, но попадаешь под «кирпич». И думаешь: «Ну нафиг — поеду-ка я лучше в другое место перекушу».

При этом Митраков признает, что на общем падении сказался не только ремонт и перекрытия, но и сезон отпусков, и погода в Красноярске, которая во второй половине лета горожан не радовала.

Летом в ресторанном деле традиционно идет спад, продолжает его мысль Александр Борисенко (People’s, «Кекс и крендель»). «Тем более, если говорить про «Кекс и крендель», — поясняет он. — Это кафетерий и там определенный ассортимент продуктов, которые люди летом из рациона стараются исключать: булочки, выпечка, сладкое. Пляжный сезон же на дворе, бикини и всё прочее».

Но «значимо» на падение в этом сезоне повлиял именно дорожный ремонт, добавил Борисенко, отказавшись назвать конкретные цифры.

Ресторатор Евгений Пономарев («Теленок табака», «Пробка на Мира»), напротив, говорит, что его заведения впервые за четыре года работы не почувствовали снижения посещаемости летом: «Я малой кровью обошелся, и время дорожных работ и перекрытий мы отработали без падения выручки. Но это произошло только за счет того, что мы ввели скидочные акции и благодаря им привлекли гостей. Без акций результаты сезона были бы хуже».

***

На финансовые потери «ПМ» пожаловались не только владельцы центральных ресторанов и кафе. Например, директор магазина комиксов «Карандаш» Алексей Варданян оценил потери выручки примерно на 5-10%: «Правда, не могу судить, как сильно на этом сказался именно ремонт. Тут много факторов надо учитывать: как кризис, так и дождливое холодное лето».

Но конкретно из-за ремонта дорог снизились импульсивные покупки, которые люди совершали во время прогулок по центру города. «Импульс» упал, думаю, процентов на 50. Люди, которые целенаправленно едут за покупками и знают, что хотят, и так найдут, как до места добраться, — говорит Варданян. — Но многие принципиально ждали, пока центр откроется ото всех перекрытий, чтобы можно было нормально припарковаться, а не заезжать в какие-то дворы».

В пиар-службе сети гастрономов «Красный яр», в свою очередь, рассказали, что основные потери в этом сезоне понесли магазины сети не в центре города, а на Предмостной площади — из-за ремонта Коммунального моста. Выручка гастронома на Матросова после перекрытия упала сразу на 18%. В центре колебания составили лишь 1,5%. «Это обусловлено тем, что основной процент покупателей там — жители Центрального района, — пояснили в пиар-службе. — А трафик, который едет мимо, [и так] не имеет возможности удобно и свободно припарковаться из-за недостаточного количества парковок в центре».

«Все факторы, связанные с городским хозяйством, в моем понимании в этом году ощущались сильнее, чем в прошлые сезоны, — добавил коммерческий директор «Красного яра» Вадим Журов. — Например, в некоторых магазинах регулярно на несколько часов отключался свет. В результате мы вынуждены были отказаться от товара, который хранится в холодильниках. И люди, живущие рядом с магазинами, просто не могли его купить».

— Как с этим бороться? Понятно, что скидками тут не сильно поможешь, — говорит Журов. — Как можно привлечь людей, если мост закрыли и в магазин просто невозможно приехать? Как можно подойти к магазину, если вокруг все перекопано?

Ремонт дорог, как правило, добавляет негатива каждое лето, резюмирует Александр Борисенко, но в этом году «он произошел почти везде и всюду» [в Красноярске по программе «Безопасные и качественные дороги-2017» начали ремонтировать 47 улиц]. «Конечно, без ремонта никак, и все мы понимаем, что он нужен — но я за то, чтобы все делать согласованно, — уверен Борисенко. — Все мы дети советских родителей и выросли в обыкновенных хрущевках, в которых сами делали ремонт. Но никто не начинал ремонтировать в одно время сразу ванную, кухню и спальню — все было поэтапно».

***

Наконец, дорожные работы этого сезона, по мнению собеседников «ПМ»,  обнажили и еще одну проблему Красноярска — центр города не первый год в целом становится все менее дружелюбным для бизнеса.

«Есть ощущение, что бизнес всеми силами хотят вытеснить из центра, — говорит Александр Митраков. — Вот с Мира убираются парковочные карманы, но никакой альтернативы по парковкам не дают. Никто не предлагает: «Ребят, карманов не будет, зато мы сделали большой парковочный хаб в несколько этажей».

По его словам, часть рестораторов даже обращалась в департамент транспорта с просьбой разрешить парковаться на одной полосе проспекта Мира после восьми часов вечера. «После восьми практически никакого трафика в центре нет, — объясняет Митраков. — Но нам в департаменте ответили, что «в связи со сложной транспортной ситуацией мы не можем это вам предоставить».

С ним согласен и Евгений Пономарев, по мнению которого людей в центре за последние годы стало меньше: «В центр всегда ездили погулять, потусоваться, но если тут припарковаться негде, то куда людям деться? Они и выбирают другие места для прогулок: Академгородок, биатлонку, «Столбы» — да куда угодно едут, где можно машину оставить».

 — Я даже больше скажу: я не буду больше открывать новые рестораны в центре,  делится информацией он.  Новое место силы для бизнеса  это однозначно Взлетка. Там есть парковки, там строятся жилые районы и широкие дороги. Я, конечно, не думаю, что кто-то намеренно выжимает бизнес из центра. Просто получается по-русски: хотели как лучше, а получилось как всегда.
"