Posted 26 января 2018,, 12:07
Published 26 января 2018,, 12:07
Modified 29 мая 2023,, 09:20
Updated 29 мая 2023,, 09:20
«Проспект Мира» публикует очередную серию интервью с молодыми учеными, участвующими в программе «УМНИК», которая помогает превратить научную идею в коммерческий проект. В этот раз мы поговорили с физиком Ильей Маркевичем, который делает «электропроводящий диэлектрик», потенциально способный делать военные корабли невидимыми для радаров.
«Вот здесь я и делаю свой материал», — говорит 26-летний аспирант Сибирского федерального университета Илья Маркевич в лаборатории Института химии и химической технологии СО РАН на улице Карла Маркса. Столы, настенные полки и прочие поверхности здесь заставлены многочисленными бутылочками с маслами. «Это всё моего коллеги, — поясняет Илья, — я в работе использую другое сырье — сверхвысокомолекулярный полиэтилен».
Большинство при слове «полиэтилен» вспомнит, скорее всего, обычные пластиковые пакеты, продолжает молодой физик, но видов этого материала на самом деле множество: «Полиэтилен по сути — это очень длинная цепочка из атомов. Марки полиэтиленов отличаются между собой длиной этих цепочек. В сверхмолекулярном полиэтилене, или СВМПЭ, цепи очень длинные, за счет чего он имеет ряд преимуществ перед другими полимерами.
Например, СВМПЭ обладает износостойкостью и ударной прочностью, благодаря чему из него делают бронежилеты. «Они не уступают кевларовым, — уточняет Илья. — Например, у саперов есть обмундирование со вставленными пластиковыми листами из СВМПЭ».
Кроме того, такой полиэтилен скользкий, почти как тефлон. «Если коснуться порошка СВМПЭ, то ощущения будут, как будто рука в масле», — описывает Маркевич. Из-за скользкости из этого материала производят искусственный лед для небольших катков и покрытия для лыж. Наконец, СВМПЭ достаточно инертен к некоторым химическим веществам и используется в пищевой промышленности и эндопротезировании в качестве замены коленных и тазобедренных суставов.
СВМПЭ — лишь основа для материала, разработанного Ильей. Молодому ученому нужно сделать полиэтилен электропроводящим. Для этого физик добавляет в него углеродные нанотрубки. Но прежде нанотрубки надо диспергировать — то есть измельчить.
«Они в несколько тысяч раз тоньше человеческого волоса, — сравнивает Маркевич. — Но достаточно длинные по отношению к своему диаметру: все равно как если бы труба толщиной с метр была длиной в километр».
После диспергирования трубки перемешиваются с полиэтиленом, а потом прессуются под давлением и, наконец, получается материал, способный проводить ток. По замыслу создателя, материал можно будет использовать в качестве радиопоглощающего покрытия. «Грубо говоря, можно покрыть им военные корабли, и тогда они будут незаметны для радаров противника», — говорит Маркевич.
Как поясняет Илья, по проекту он сотрудничает с Институтом физики, институт — с АО «НПП Радиосвязь», а тот, в свою очередь, получает задачи в том числе от военно-промышленного комплекса. «Это не секрет: сейчас все пытаются сделать радиопоглощающее покрытие, которое будет действовать в широком диапазоне частот. Существующие радиопоглощающие материалы поглощают волны лишь на определенных частотах — либо в узком, либо в очень узком диапазоне».
«Как вообще радары видят объект? В корабль или самолет пускается электромагнитная волна, она отражается от металлической поверхности и возвращается обратно, — объясняет Маркевич. — И радар фиксирует: там что-то есть. Радиопрозрачный материал забирает на себя волну, поглощает ее. Это происходит за счет того, что электромагнитные волны, попадая в материал, возбуждают в нём какие-либо процессы. Ток обычно преобразуется в тепло — соответственно, вся энергия волны уходит на тепло и обратно она уже не отражается, то есть радар не видит объект. И вот мои углеродные нанотрубки способны поглощать волны».
По идее Ильи, материал может быть элементом конструкции корабля, частью внешней обшивки, которая будет поглощать радиоволны и заодно защищать от различных воздействий погоды и небольших ударов. «Почему именно корабли, а не самолеты? На самолетах используются стелс-технологии, и там жестокие требования к материалам, поэтому туда мы, конечно, не полезем, — объясняет физик. — Но для военных автомобилей и кораблей мой материал в принципе подходит».
Впрочем, и в самолетах материал использовать всё же возможно, оговаривается он — но в малой авиации, в качестве антистатических материалов. «Нам такая задача поступила от Института авиации из Новосибирска, — поясняет Илья. — Материалом можно заменять металлические элементы конструкции малых самолетов, в частности, алюминий. Статика — это накопление заряда в диэлектрике. Скрытая угроза здесь состоит в том, что заряд может высвободиться и создать искру, а искра — это уже пожароопасная ситуация. Антистатический проводник не позволяет накапливаться статическому заряду».
Благодаря этим же свойствам материал может использоваться, например, и в нефтегазовой промышленности.
Как говорит Илья, за время исследований ему удалось добиться главной своей цели — получить электропроводящий материал. «Рекордов, которые уже в этой сфере были, мы не достигли, — признается он. — Но нам удалось увеличить прочность — примерно на 15%, а износостойкость почти наполовину».