Posted 10 марта 2021,, 04:07

Published 10 марта 2021,, 04:07

Modified 29 мая 2023,, 10:26

Updated 29 мая 2023,, 10:26

Как мечта об «одноэтажном Абакане» обернулась экологическим бедствием в Минусинской котловине. Репортаж из столицы Хакасии

10 марта 2021, 04:07
«Проспект Мира» продолжает экологический рейд по городам Сибири. Что роднит их с Красноярском? Суровый климат, морально устаревшие системы отопления и отсутствие газификации.

«Проспект Мира» вместе с телеканалом «Прима» и известным красноярским фотографом Сергеем Филининым продолжает экологический рейд по городам Сибири. Что роднит их с Красноярском? Суровый климат, морально устаревшие системы отопления и отсутствие газификации.

Мы уже побывали в столице Тувы Кызыле, а теперь заехали в соседнюю Хакасию, город Абакан.

Землю всем и каждому

Монументальный памятник Ленину в сквере у гостиницы «Хакасия» в самом центре Абакана густо запятнан вороньим пометом. Для борьбы с птицами и сохранения покоя Ильича власти вечерами гоняют по кругу аудиозаписи страдающих ворон — в Красноярске такое практиковали в центральном парке в середине десятых годов. Доносящиеся из колонок вопли гонят из сквера людей, но на ворон, похоже, не действуют. Черная стая кружит над деревьями, вороньи снаряды валятся с небес, разрываясь у ног абаканского блогера Дениса Мукимова.

Но вороны Дениса волнуют мало, он пришел рассказать о другой грозящей с неба опасности. Мукимов уже несколько лет наблюдает за чистотой городского воздуха и уверен, что с каждым годом дышать в городе становится все сложнее. В ситуации блогер винит постоянно растущий частный сектор, отапливаемый преимущественно углем.

Сегодня в Абакане, по официальным данным, около 40 тысяч частных домов. В городе около 130 тысяч населения, с пригородами 180. Значит, в частном доме живет каждый четвертый житель столицы Хакасии.

«Я смотрел гугловские карты, отмотал на несколько лет назад и увидел, что частный сектор сильно вырос. За последние годы добавились тысячи домов. В сильные морозы у нас в частном секторе идет густой черный дым практически из каждой трубы, этот дым не рассеивается, он скапливается и город погружается в пелену», — говорит Денис.

Адекватных путей решения проблемы Мукимов не видит. Топить электричеством — дорого. Теоретически можно было бы подключить частников к Абаканской ТЭЦ, но поселки растут слишком быстро. В год в Абакане появляется около 1200 частных домохозяйств.

Журналист Александр Тимофеев — один из таких новожилов. Несколько лет назад он взял ипотеку и построил дом в пригороде. По дороге в свои владения Тимофеев рассказывает, что строительный бум в городе частично вызван широким жестом бывшего губернатора Зимина.

После запуска федеральной программы по предоставлению земельных участков молодым семьям глава Хакасии решил облагодетельствовать всех молодых — в 2013-м Зимин подписал указ о бесплатных наделах для молодых специалистов. Откликнулись не все, но многие.

В доме Тимофеев показывает котел длительного горения, которым отапливается. В месяц уходит около тонны угля — это 2,5 тысячи рублей. Переход на электричество обойдется значительно дороже.

«Я же себе не враг. Зачем мне нужен бы был уголь, если можно просто сделать так? (Александр включает электрический бойлер. Где-то за стеной начинает бурчать вода). Зачем мне все это: уголь, зола, вставать ночью подбрасывать топливо? Подошел. Включил. Все! Но у меня ипотека, двое детей, жена в декрете. А электричество — это около 7,5 тысячи в месяц», — говорит Александр.

Небо над домом Тимофеева брызжет синевой, но включенный возле дома датчик IQAir AirVisual Pro показывает угрожающие 170 единиц загрязнения.

Недостаточно дешевое электричество

Абакан расположен в низине — в той самой богатой помидорами Минусинской котловине. Рекордные урожаи томатов не единственное последствие географии. Котловина, во-первых, не дает смогу рассеиваться, а во-вторых, делает Абакан и соседний Минусинск экологическими побратимами.

Председатель правительства Хакасии Юрий Курлаев утверждает, что отдельной проблемы Абакана не существует. Чтобы починить экологию, нужно навести порядок и во всей Абаканской агломерации, насчитывающей вместе с соседним Черногорском 360 тысяч жителей, и в Минусинске, который расположен в 34 километрах и относится уже к Красноярскому краю.

С тем, что главный источник смога в Абакане — частный сектор, Курлаев согласен. Причем проблему в Хакасии видят в том, что в Туве считается ее решением. Пока в Кызыле мечтают о котлах длительного горения, в Абакане их проклинают.

«Раньше дома топили по утрам, печь прогорела и весь день в доме тепло. Теперь же печи горят постоянно и постоянно дымят», — говорит Курлаев.

Решение проблем Курлаев видит в электрификации. С тем, что электрическое отопление — дорогое удовольствие, чиновник согласен, но отмечает, что тариф на энергию в республике и так один из самых низких в стране. За киловатт житель Хакасии платит 1,59 рубля днем и 0,65 ночью. Если снизить тариф еще сильнее, придется выплачивать компенсации энергетикам. Денег на это нет.

Зато они есть у федералов, но, чтобы их получить, Абакану нужно попасть в список самых загрязненных городов. На тот же статус претендует Кызыл.

«Наша первая задача — попасть в федеральную программу "Чистый воздух". Программа хорошо финансируется и можно будет снизить дневной тариф до примерно 80 копеек за счет федеральных средств», — говорит Курлаев.

Правда, на этом проблемы не закончатся. Сети республиканской энергосистемы к таким нагрузкам не готовы, для их реконструкции нужно еще 4 миллиарда. Или 10. Тут уж как пойдет.

К ТЭЦ не подступиться

Эколог Алексей Вернигоров единственный из встреченных нами абаканцев считает, что корень проблем не в угле, а в отсутствии у правительства профессиональных навыков.

«Посмотрите, кто сидит в министерствах экологии по всей России. В лучшем случае ландшафтные дизайнеры, в худшем кутюрье», — негодует Алексей. Из стоящего напротив шкафа на эколога одобрительно поглядывают многочисленные фигурки и панно с Лениным и Сталиным.

«Министерство должно смотреть на уровень загрязнения и не выдавать разрешение на коммерческую деятельность, если этот порог близко», — продолжает Вернигоров.

По его мнению, на электрическое отопление люди перейдут только тогда, когда цена сравнится с отоплением углем. А это вряд ли возможно. Выход эколог видит в подключении частного сектора к ТЭЦ. По его словам, у местной станции достаточно ресурса, чтобы обеспечить теплом и Абакан, и соседний Черногорск.

На ТЭЦ с Вернигоровым в целом согласны. Директор Абаканского филиала СГК Андрей Апошкин заверяет, что мощности хватит, но уточняет, что из-за состояния сетей подключить к станции весь город все равно не получится.

«Сетей или нет, как в селах, или они не того диаметра, как в самом Абакане. Прокладка новых — мероприятие дорогостоящее, с точки зрения бизнеса не окупается в принципе. Поэтому тут нужны или бюджетные средства города, или федеральные», — говорит он.

На СГК уже готовы подключить к централизованной системе отопления Черногорск и закрыть местные котельные. Но подключение поселков вокруг Абакана только в планах, причем не в ближайших.

Что до газа, то все наши респонденты в один голос заявляют, что голубого топлива Абакану не видать. Газопровод «Сила Сибири» пройдет мимо и вести ветку в Абакан не выгодно.

В общем, ситуация с «черным небом» здесь схожа с ситуацией с воронами в сквере у памятника Ленину: голоса раздаются, и подчас достаточно громкие, но на ситуацию это никак не влияет.

"