Posted 10 сентября 2021,, 11:00

Published 10 сентября 2021,, 11:00

Modified 29 мая 2023,, 10:32

Updated 29 мая 2023,, 10:32

Как устроен рынок активного туризма в России и чем поможет туристический кэшбек. Разбираемся

10 сентября 2021, 11:00
Узнали как развивается активный туризм в России и какие перспективы развития у этого направления.

Еще два года назад каждый любитель блужданий по горам или сплавов на байдарке легко вступал в спор о преимуществах Швейцарских Альп перед Итальянскими или недостатках джипового сафари в Монголии. Кто-то любил саванны Кении, кто-то рифы Бали, кто-то фьорды Норвегии. Все в зависимости от личных пристрастий и бюджета. COVID-19 всех уровнял. Теперь и богатые, и бедные отдыхают в России. Возможностей для этого у нас достаточно. 

Как отмечает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, «у нас есть любые зоны природные: пустыни, горы, реки… Нужны люди подготовленные. Приключенческий туризм — это приключения, неожиданности. Значит рядом должны быть люди, которые смогут в любой ситуации грамотно сориентироваться, сделать всё для безопасности этих людей».

Красноярскому краю есть чем привлечь любителей экстремального или просто активного отдыха. Походы на Столбы, путешествия в Ергаки, сплавы по Мане, полеты на далекое плато Путарана и просто туры куда-нибудь в леса и кедры.

По словам губернатора Александра Усса — здесь удаленность края ему только в плюс:

«На планете остается всё меньше территорий, где люди могут побыть наедине с первозданной природой, с ощущением, что вокруг тебя на сотни километров тайга. Удаленность, дикая природа, возможность охоты и рыбалки — факторы привлечения туристов, это то, что касается удалённых северных районов края. Но у нас ведь есть и Енисейск, куда приезжают верующие со всей страны, есть южные территории — Минусинск, Шушенское, куда на автомобилях и автобусах едут туристы. Для них мы должны обустраивать трассы, создавать зоны для кемпинга с комфортной инфраструктурой. Не стоит забывать и о развитии туристических маршрутов по Енисею».

По данным Ростуризма, в прошлом году в России было продано 43 миллиона туристических путевок. В основном, по понятным причинам, люди путешествовали внутри страны. Из всех направлений наибольшим спросом пользовался пляжный отдых. Каждая пятая поездка была по историческим местам. 4,5 миллиона россиян в прошлом году посетило санатории и лечебные курорты. И столько же выбрали активный отдых — в основном на горнолыжных курортах.

4.5 миллиона россиян — хорошая аудитория, однако проблема Красноярского края в сильной конкуренции со стороны соседей. С востока — не нуждающийся в представлениях Байкал, с запада — Алтай, в том числе Горный.

В 2020-м году число туристов на Горном Алтае значительно выросло. Например, конную базу «Иткая» посетило 4000 человек, это на 1000 больше, чем в предыдущие годы. «Иткай» — база с историей. Зоотехник и коневод Лариса Мирочник основала ее 20 лет назад. Тогда у нее было три коня, сегодня — 60. Туристам предлагается на выбор восемь маршрутов.

«У нас есть трёхдневный маршрут. Но в основном все однодневные. На маршрут с ночёвками спрос очень маленький. Резко изменилась конъюнктура лет 5-6 назад. Народу хочется комфорта. Все живут в отелях, приехали — покатались — уехали», —говорит Лариса.

Себестоимость тура складывается из цены снаряжения и ковки лошадей — около 30%, зарплаты инструкторов — 25%, покупки сена и кормов — 20 %, и цены на горючее — 10%. К себестоимости Лариса добавляет еще 15%. Но реальная прибыль ниже, зимой доходов нет — только расходы.

Мирочник и рада бы развивать и другие направления бизнеса, например, построить гостиницу, но средств на это нет, не получается даже провести к конной базе электричество.

«Какое бы приключение не было, требует оно или не требует гостиницу, но куда-то человек должен приехать. Откуда-то он должен в эти приключения стартовать. Где-то он должен питаться. Кто-то должен ему организовывать это приключение. Это тоже инфраструктура. Это тоже затраты определённые», — говорит Катырин.

Основатели центра водного спорта «Ветрено» в Ярославской области Ксения Радченко с мужем и партнёрами начали свое дело с создания инфраструктуры. Вложили 16 миллионов рублей в глэмпинг, выделили места под палатки и сафари-тенты. При заполняемости в 30% окупиться глэмпинг должен за три года.

«Сферы по сезону у нас бронирования на уровне 95%. Я считаю, что это очень хороший показатель. У сафари-тентов меньше: там порядка 70%. Палаткоместа — это очень жёсткая привязка к погоде. Один из основных рисков в туристическом бизнесе — это погода. Но мы её сглаживаем комфортным размещением. Потому что в обычном кемпинге жить в дождь не очень приятно», — рассказывает Ксения.

Организация активного отдыха доступна в любом городе. Денис и Оксана Рогожкины открыли проект My Travel Bar — 50 пеших маршрутов по Подмосковью. За год по тропам прошло более четырехсот групп. Что бы поход окупился, достаточно пятерых путешественников, но часто их набирается 20-30.

«У нас 80 процентов туристов — это женщины. 30-55 лет. Как правило офисные сотрудники, люди на руководящих должностях, которые перегорают периодически, которым нужна однодневная перезагрузка, но нет возможности взять отпуск. Но есть выходной. И ты идёшь в выходной прогуляться», — говорит Оксана.

Перспективу для своего бизнеса My Travel Bar видят в развитиии экспресс-туров на выходные. Такие поездки могут попасть в программу туристического кешбэка, поскольку они многодневные и включают услуги гостиниц. В Торгово-промышленной палате эту меру считают одной из действенных по поддержке внутреннего туризма в стране.

«На этот момент где-то полтора миллиона граждан России уже воспользовались этой формой поддержки. Они затратили где-то порядка 27 миллиардов рублей. И пять миллиардов им вернулось. Это так сказать достаточно неплохой коэффициент. И по нашим ощущениям, это набирает обороты. Почему четвёртый этап - на осенние поездки — и появился», — говорит Сергей Катырин.

По планам правительства России туристический кэшбек станет одной из мер, позволяющих за 10 лет увеличить число поездок по России в два с половиной раза — до 140 миллионов в год. Другие меры: постройка гостиниц, гранты для работающих в экотуризме малых предприятий, обустройство туристических маршрутов, принятие программ подготовки кадров по международным стандартам.

"