Posted 14 октября 2021,, 08:30

Published 14 октября 2021,, 08:30

Modified 29 мая 2023,, 10:34

Updated 29 мая 2023,, 10:34

Как устроен рынок бытовой химии в России и сколько зарабатывают производители? Разбираемся

14 октября 2021, 08:30
Даже в пандемию рынок бытовой химии неуклонно рос. Насколько эффективны, качественны и экологически чисты эти средства? Как их производят и какую прибыль они приносят производителям и продавцам? Пытаемся разобраться.

Даже в пандемию рынок бытовой химии неуклонно рос. Но насколько эффективны, качественны и экологически чисты эти средства? Как их производят и какую прибыль они приносят производителям и продавцам? Разбираемся.

Одно средство, чтобы чистить все — сегодня это либо воспоминание о далеком прошлом, либо мечта о далеком будущем. В каждой современной квартире на полке или даже полках для бытовой минимум пять моющих средств. Для пола, для посуды, для одежды, для окон и для сантехники. У фанатов стирки и уборки есть отдельные чистящие средства для разных покрытий, типов ткани, желаемых эффектов и материалов. Тогда счет баночек, флаконов и тюбиков идет на десятки. 

Общий объём рынка бытовой химии в России — 300 миллиардов рублей. Почти все производится внутри страны. Больше всего россияне покупают средств для кухни, сантехники, стекол и полов. Эти товары занимают четверть рынка. На втором месте — товары для стирки белья: порошки, отбеливатели, пятновыводители — чуть меньше четверти рынка. 20% у средств для мытья посуды. Остальное — дезинфекторы, репелленты, средства для обуви, ароматизаторы и освежители воздуха.

Большая доля рынка поделена между четырьмя крупнейшими компаниями, хотя и для небольших предприятий место осталось. Так, в Красноярске уже более 10 лет работает небольшая компания ООО «РДЕЗ», выпускающая моющие средства для посуды. Еще одна небольшая региональная компания, работающая в крае — минусинский «CRISTAL» сосредоточившийся на выпуске моющих средств и автокосметики. Здесь работает всего 25 человек.

А вот среди компаний, продающих бытовую химию, встречаются и фирмы покрупнее. Например, ООО «Аведэкс» — оптовики, поставляющие моющие средства и другие сходные товары в магазины по всему Красноярскому краю. Кстати, ее совладелец Евгений Мутовин занимает 35 строчку в рейтинге самых богатых Красноярцев. Другие фигуранты списка богачей, чей бизнес связан с продажей бытовой химии — братья Олег и Евгений Бобровы и их компания «Гросс».

Но главные игроки рынка — российские дочки транснациональных гигантов. Свой завод в подмосковном Клину британская компания Reckitt Benckiser открыла в 2004 году. Сегодня на этом круглосуточном производстве день и ночь выпускающем пятновыводители, смягчители воды, средства для посудомоечных машин, прочистки труб и стоков работает 275 человек.

Перечисленные товары — флагманские для компании, но с началом пандемии потребительский спрос начал меняться. Так по словам директора по корпоративным коммуникациям компании Игоря Наймушина, покупатели все чаще ищут дезодоранты для квартир и средства для мытья посуды.

«Спрос на средства для мойки посуды и для посудомоечных машин вырос на 27,5%. На 10% выросла категория дезинфицирующих средств, более, чем на 16%, для прочистки стоков и труб. Растёт категория товаров, которые способствуют установлению приятного аромата дома».

Но и спрос на пятновыводители стабилен. Reckitt Benckiser — выпускает самый популярный из них. В прошлом году сделали 20 миллионов флаконов. Такой спрос Наймушин объясняет узнаваемостью бренда и массированной рекламой.

«Мы запустили в прошлом году средство для чистки туалетов – в мире это бренд №1. И мы также запустили линейку средств для стирки. Мы инвестируем огромные средства и считаем, что они найдут свое достойное место среди лидеров по потребительскому по спросу».

30% энзимов, красителей и отдушек на завод поступает из-за рубежа. Но при возможности из стараются заменить отечественным сырьем. Ведь чем проще логистика, тем выгодней производство.

По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты России Максима Фатеева, сегодня государство активно поддерживает в том числе и химическую промышленность.

«Условия, которые созданы для инвестиционной активности отечественных и зарубежных инвесторов у нас достаточно неплохие. Но, конечно же, надо заниматься вопросом и налогового бремени и вопросами, связанными с локализацией производства», — говорит он.

Производители поменьше стараются либо работать в эконом-сегменте, либо выпускать продукцию для собственных марок торговых сетей. Компанию «ЕвроТек» предприниматель из Санкт-Петербурга Дмитрий Никитин основал в 2012 году. На организацию бизнеса: аренду, персонал, оборудование ушло 10 миллионов рублей. Ждать первых доходов пришлось 6 лет.

Топ-товар «ЕвроТек» — соль для посудомоечных машин в двухкилограммовых пачках. В 2020-м компания продала 10 миллионов таких упаковок. Каждая пачка на выходе с завода стоит 51 рубль. 20 рублей из этой цены приходиться на сырье, 8 на упаковку, еще 8 аренда и другие производственные затраты, 1.5 на персонал, два на налоги, пять на транспорт и 6 рублей производитель получает в качестве прибыли.

А вот в супермаркете те же пакеты в среднем продаются по 80 рублей за штуку. Но кроме розничных сетей, других каналов сбыта у компании практически нет. Приходится приспосабливается под условия сетей.

Например, дискаунтеры рассчитываются только по факту продаж, а гипермаркеты требуют организовывать постоянные промоакции.

«Даже придумали термин, который называется промозависимость. Люди выискивают товар по максимально возможной скидке, хотят купить его в акцию. Если акции нету, то покупается другой товар. Уход от любимого бренда на какой-то другой бренд. Уходят совершенно спокойно», — рассказывает Никитин.

А вот продавцы экологически чистой бытовой химии в основном продают товар через интернет. Доля онлайн продаж у компании Pure Water Екатерины Мальцевой до 70%. Топ-продаж на маркетплейсах — универсальное чистящее средство. Четыре литра — на весь дом.

«Он хорошо отмывает жир с посуды, он хорошо отстирывает загрязнения с одежды. Его можно использовать, буквально капельку добавить для того, чтобы помыть пол – он не оставляет разводов для того, чтобы помыть стекла, протереть поверхности», — утверждает Екатерина.

Бизнес она открыла 12 лет назад. Говорит, что хотелось мыть и чистить средствами с натуральным составом, а их на рынке тогда не было вовсе. В бизнес вложила 12 миллионов рублей.

«Мало просто натурального состава или экологичного состава. Экологичность продукта включает в себя: как добывалось, выращивалось сырье, какая идёт упаковка у продукта, как происходит тестирование – на животных, не на животных. Какие процессы идут на самом производстве — сколько выделяется тепла, электроэнергии, какой расход воды. Вот этот полный цикл — это и есть экомаркировка по первому типу», — рассказывает Мальцева.

Чистая прибыль компании Екатерины в 2020-м — 57 миллионов рублей. Оборот — 240 миллионов. Самый популярный товар — концентраты.

«Делать не концентраты, добавлять пустой балласт в порошок намного выгоднее. Когда вы покупаете средство для пола — там тоже от 5 до 7% активного компонента. Всё остальное — вода и упаковка. Зачем нам каждый раз платить за упаковку, платить за транспортировку этой воды?», — уверяет производитель.

Сегодня вклад всей парфюмерно-косметической промышленности в ВВП страны — 3%. В Торгово-промышленной палате уверенны, потенциал отросли намного больше.

«Только за последние годы появилось очень много общемировых брендов на территории Российской федерации. Причём не только как импортный товар, а как товар, произведенный на территории Российской Федерации. Российский рынок особенно выгоден для того, кто хочет выйти на рынок Евразийского экономического сообщества. Все те производства, которые расположены на территории России – они, как раз, рассчитаны не только на российский рынок, но они распространяют свое влияние на рынки Киргизии, Белоруссии и Казахстана, и других стран, входящих в ЕвразЭС», — говорит вице-президент ТПП Максим Фатеев.

Главная проблема рынка — отсутствие технического регламента на бытовую технику. Документ разрабатывался для всего Евразийского экономического сообщества, но комиссия организации постоянно вносит в него все новые и новые правки. Процесс дописывания и переписывания продолжается уже 10 лет. В итоге общего закона нет, и работа производителей регулируется огромным количеством разных нормативных актов. При этом, ни в одном из них не сказано — что такое безопасное и качественное средство. 

Техрегламент соберет все требования к рынку бытовой химии, избавит его от лишних бюрократических проволочек, а главное — защитит права покупателя.

"