Posted 6 ноября 2018, 03:18

Published 6 ноября 2018, 03:18

Modified 29 мая 2023, 09:20

Updated 29 мая 2023, 09:20

90-е и силовая приватизация: как ларек на Мира стал капитальным «Кантри» и почему скандальное здание нельзя убрать

6 ноября 2018, 03:18

В центре города продолжается строительство двухэтажного здания на месте бывшего кафе «Кантри». Эскизы будущего здания недавно сильно возмутили обитателей соцсетей. Сейчас, когда страсти вокруг стройки улеглись, «Проспект Мира» рассказывает, что известно о проекте, и вспоминает, как на этом месте вообще оказались какие-то постройки. 

Договорились к Универсиаде

В начале сентября на проспекте Мира, 102д огородили строительным забором здание бывшего кафе «Кантри» (позже — Mexico), которое к тому моменту не работало около трех лет. Как пояснялось в СМИ, объект, который хоть и был капитальным строением, но скорее напоминал павильон на тротуаре, решили реконструировать к Универсиаде. 

Здание и участок под ним, согласно выписке Росреестра, принадлежат Ольге Грималюк — владелице красноярской ресторанной группы Silver Spoon, в которую входят ресторан «Шкварок», кафе «Корчма», чайхана «Гранат», кофейня Sugar Mama и другие. Как рассказывала Ольга, из одноэтажного кафе планируется сделать двухэтажное заведение общепита. 

Через неделю после установки забора вокруг участка бывшее кафе полностью снесли. А в начале октября на ограждении появился паспорт объекта с эскизом будущего двухэтажного строения — судя по картинке, оно значительно превосходит снесенное по размерам и загораживает сталинское здание «Почты России».

Фото с эскизом опубликовали в соцсетях, где проект вызвал шквал критики, по мотивам которой позже была создана петиция с требованием запретить стройку нового ресторана на Мира. Автор петиции называл проект «ужасной аферой», утверждая, что под видом реконструкции подается строительство нового здания.

Историческая огранка

В мэрии пояснили, что все работы на Мира выполняются законно — у владельцев бывшего кафе и участка под ним есть разрешение на строительство (при реконструкции, согласно Градостроительному кодексу, используется та же формулировка — «разрешение на строительство»). Документы получены 30 августа этого года. 

По словам мэра Сергея Еремина, проект будущего кафе на Мира прошел также архитектурную градостроительную комиссию. «Конечно, если вернуться в прошлое, то лучше бы, чтобы [этого здания] не было, но объект уже оформлен. Поэтому наше требование было, чтобы его архитектурное оформление было максимально приближено к исторической огранке проспекта Мира», — заявил Еремин.

В пресс-службе управления Стройнадзора «ПМ», в свою очередь, рассказали, что старое здание кафе «Кантри» снесли до фундамента, а в проектной документации фундамент предполагается усилить. «В соответствии с градостроительным законодательством данные работы возможно отнести к работам по реконструкции», — сказали в Стройнадзоре.

Там добавили, что в конце сентября Ольга Грималюк подала в Стройнадзор извещение о начале работ, после чего ведомство начало проверять проект на соответствие законодательству. Проверка длилась со 2 по 29 октября — по ее результатам выяснилось, что строители отклонились от проектной документации, а также обнаружились нарушения «в организации строительного производства», сообщили в пресс-службе Стройнадзора. Какие именно это нарушения и насколько они серьезны, пока неизвестно — детали проверки прояснятся позднее. Ольге Грималюк выдали предписание их устранить.

Фото: facebook.com/v.damov

Трехлетнее ожидание

Сама Ольга в беседе с «ПМ» заявила, что у нее на руках есть все разрешения, а обвинения в соцсетях назвала «высосанными из пальца». «Люди возмущались, что мы захватили тротуар, например. Но это неправда. Да, мы ушли в этажность, но по ширине, по периметру мы на него вообще не заходим. Работы идут только на нашем участке, у нас туда еле-еле миксеры входят, техника», — описывает Ольга.

По ее словам, реконструкцию кафе планировали начать еще три года назад, когда оно только закрылось. «Но тут поменялись правила землепользования и застройки, это коснулось нашей территории и получить разрешение на реконструкцию мы не смогли. Так что все это время мы бегали по инстанциям, согласовывали и меняли проект в соответствии с требованиями. В итоге в августе разрешение получили», — сказала Грималюк.

Детали проекта, включая площадь будущего кафе, она не раскрывает. В департаменте градостроительства «ПМ» рассказали, что площадь участка Грималюк составляет 426 квадратных метров, из которых застроено окажется 234,7. Само здание будет иметь площадь 572,9 квадрата (два надземных этажа и один подземный). Площадь прежнего строения, по данным Росреестра, составляла 442,3 кв. м.

Достроить новое кафе собираются к февралю 2019-го, при этом еще пара месяцев может понадобиться, чтобы ввести его в эксплуатацию. Разрешение на строительство действует до 2020 года.

Сейчас на строительном ограждении вокруг участка висит новый паспорт. Первый, по наблюдениям корреспондента «ПМ», сняли спустя пару дней после шумихи в соцсетях. Убрать его, впрочем, пришлось не из-за критики, поясняет Ольга Грималюк, а потому что на изначальном стенде был указан неверный подрядчик.

По словам Ольги, из-за долгого согласования проекта подрядчик несколько раз менялся. «Мы же думали, что разрешение сразу получим, но это дело затянулось. У нас один был подрядчик, второй… некоторые с нами уже не хотели работать, потому что у людей было ощущение, что мы их просто футболим, — говорит она. — Кроме того, площадь застройки очень маленькая, сроки сжатые — многие из строителей, особенно после реконструкции центральных улиц, отказывались сотрудничать. Подрядчик, который был указан на стенде, видя это, задрал цены в разы. В итоге пришлось его менять».

На первом паспорте объекта подрядчиком значилась компания «Евро Дом». Там «ПМ» подтвердили, что вначале участвовали в проекте, но затем вышли из него. На новом паспорте указано, что работы ведет «ИнвестСтройСити». При этом эскиза будущего здания на новом стенде нет, а слова «разрешение на строительство» заменили на «разрешение на реконструкцию».

Если вернуться в прошлое

Здание, в котором находилось кафе «Кантри», по данным выписки Росреестра, было построено в 2001 году. При этом двое собеседников «ПМ» вспомнили, что строение стояло и работало как кафе уже в 90-х, один из них утверждает, что оно появилось «еще до Пимашкова», при первом мэре Красноярска Валерии Позднякове (1991-1996 годы). В здании, по документам, был один надземный этаж, подвал и антресоль, которую пристроили позже (очевидно, как раз к 2001 году). Ольга Грималюк в интервью рассказывала, что здание построил ее отец «и просто отдал подвал, сказав: «Делай, что хочешь». В итоге в подвале открылось кафе «Кантри», над ним — кофейня. 

Согласно выписке Росреестра, до 2012 года здание с участком под ним принадлежало Роману Грималюку, а чуть раньше — возглавляемому им же «ЗАО «Северянка». «Северянкой» называлось кафе, которое работало в 90-х на месте нынешнего ресторана «Шкварок» (в промежуточный этап, между «Северянкой» и «Шкварком», там же работало заведение «Феникс»), в нескольких метрах от «Кантри». ЗАО появилось в самом начале 90-х и ликвидировалось в 2012-м. Сейчас существует ООО «Северянка», которым владеет Ольга Грималюк, оно зарегистрировано по адресу «Шкварка». 

67-летний Роман Грималюк в прошлом был известным красноярским ресторатором. Ольга Грималюк в интервью упоминала, что «с детства наблюдала бурную жизнь ресторанной кухни», так как ее отец в советское время руководил комбинатом питания. Как рассказывает бывший участник ресторанного рынка, в 80-е Роман Грималюк руководил рестораном «Север» в здании одноименной гостиницы на улице Ленина, 121; комбинат питания находился при этом ресторане.

Ресторан «Север», фото 1969-1971 годов

По словам собеседника, стать директором «Севера» Грималюку якобы помогли родственники в силовых структурах: «Затянули его туда в свое время, чтобы приватизировать. В итоге он и ресторан, и комбинат под себя подмял». По данным источника, речь может идти о структурах системы правительственной связи СССР (с 1991 года ФАПСИ, с 2003-го — Спецсвязь ФСО). О связи с влиятельными силовиками «советского разлива» говорит еще один источник «ПМ», не связанный с ресторанным рынком, — уточнить ведомство он, впрочем, затруднился. Ольга Грималюк ответила «ПМ», что родственников-силовиков у них не было. Связаться с Романом Грималюком не удалось. 

В 80-е, говорит бывший участник рынка общепита, Роман Грималюк работал также на базе, производящей плавленные сыры. Речь идет о маслосырбазе «Красноярская» на 2-ой Брянской, 12, которая открылась в 1935 году. В 1993 году она также была приватизирована и стала акционерным обществом открытого типа «Орбита» (так же назывался сыр, который производила база). Грималюк, согласно бухгалтерской отчетности, входил в совет директоров и управлял компанией. В середине 90-х предприятие реорганизовалось в ОАО «Орбита», которое в 2011-м преобразовалось в ООО «Орбита РГ». В январе 2012-го эта компания была ликвидирована.

В интервью Ольга Грималюк рассказывала, что «среди прочих видов бизнеса отец занимался поставкой и переработкой рыбы». По данным сервиса «Контур.Фокус», с 2003 по 2007 годы Роман Грималюк был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, поставлявший морепродукты (этой же деятельностью, по данным ЕГРЮЛ, среди прочего занималось ЗАО «Северянка»). В 2005 году таким же видом бизнеса занялась предприниматель Людмила Грималюк, которая, судя по публикациям в СМИ, производила продукцию под маркой «Дары моря». Людмиле Грималюк, согласно одному из решений УФАС, принадлежат цеха «Даров моря» на правом берегу на улице Коммунальной, которые в том числе использовала для работы «Северянка».

Наконец, Роман Грималюк числился соучредителем архитектурного бюро ЗАО «Студия-Зет». Оно было зарегистрировано в 1997 году на улице Ленина, 121 и ликвидировано в 2014-м. По данным картотеки арбитражного суда, СМИ и других открытых источников, среди работ бюро — проекты реконструкции «Детского мира» в 2008-м, эскалаторов и панорамных лифтов для Дома быта, изменения фасадов офисного здания на Красрабе, высотки на Ленина, 5а, домов для скандально известной строительной компании «Консоль» и другие.

Всего, по данным «Контур.Фокуса», в разное время Роман Грималюк был учредителем или руководителем восьми юрлиц. Большая часть из этих компаний уже ликвидирована.

Фото: Яндекс.Карты

Много недвижки

Как рассказывает «ПМ» бывший участник рынка общепита, в 90-е Роман Грималюк приватизировал «много недвижки» в центре города, на 2-й Брянской и в других районах. По данным «Контур.Фокуса», две оставшиеся фирмы Грималюка работают в сфере недвижимости — это ООО «Орбита» и «Союз К» (появились в 2013-м и 1992-м соответственно). Обе зарегистрированы по адресу бывшей маслосырбазы на 2-ой Брянской. Помимо этого с недвижимостью связана компания «Офис на Взлетке», директором и соучредителем которой является Людмила Грималюк. Финансово активна при этом только «Орбита», заработавшая в прошлом году 24,1 миллиона рублей и показавшая прибыль в 11,2 млн (у остальных выручка нулевая).

Среди приватизированных в 90-е Грималюком объектов недвижимости источник «ПМ» называет два участка на проспекте Мира: на одном из них появилось кафе «Северянка», на другом — «Кантри». Ольга Грималюк сказала «ПМ», что была слишком молодой, когда эти участки перешли в частные руки, и не помнит, как это происходило. «Смысл сейчас ворошить прошлое? Да, там была история, о которой я точно разговаривать не буду, — заявила она. — Она никак не связана со мной лично и отцом. Какие-то фамилии вспоминать сейчас тоже незачем, иначе можно опять что-то домыслить».

По словам экс-сотрудника департамента градостроительства, которые подтверждает бывший ресторатор, «Северянка» изначально представляла собой временное сооружение, пристроенное к дому на Мира, 102, по сути — павильон. Бывший сотрудник департамента рассказал, что частым посетителем «Северянки» был Владимир Чепижко, в 90-е бывший главным архитектором Красноярска. В 2000-е, вспоминают собеседники «ПМ», кафе реконструировали в капитальное здание с подвалом, который занял ресторан «Шкварок». Сейчас здание имеет адрес проспект Мира, 102а, помимо ресторана на первом его этаже находится книжный магазин «Читай-город».

Бывший участник ресторанного рынка утверждает, что и здание «Кантри» сначала было «вроде как временным, но потом его углубили, переделали, добавили этаж». Согласно выписке Росреестра, после пристройки антресольного этажа общая площадь здания выросла на 79 квадратных метров.

Здание почтамта, 1930-е. Ни «Кантри», ни «Северянки». Фото: vk.com/krasarh

Реконструкции подверглись и помещения ресторана «Север» на Ленина, 121. Причем, по данным СМИ, эти работы оказались незаконными: в 2009 году Стройнадзор оштрафовал Романа Грималюка за самовольную перепланировку бывшего ресторана. «Севера» к тому моменту не было уже несколько лет: сначала на его площадях размещалась «Пицца Россо», а после их начал снимать красноярский филиал «Альфа-банка». Как писали СМИ, Грималюк без разрешения реконструировал помещения, повредив и перекрыв пожарный выход, а также затронув «конструктивные характеристики надежности и безопасности здания». 

Кроме того, в картотеке арбитражного суда есть иск ЗАО «Северянка» к департаменту градостроительства от 2010 года. Согласно материалам дела, компания хотела реконструировать павильон на Мира, 91г, сделав к нему пристройку для размещения офиса (недвижимость при этом не принадлежала ЗАО). Департамент отказался выдать разрешение, после чего «Северянка» обратилась в суд — и он встал на ее сторону. Судя по 2GIS, сейчас по этому адресу находится торгово-производственная компания «Место», сайт которой оформлен на рекламно-маркетинговое агентство «Медиа-Групп». Если судить по открытым источникам, то связи агентства с Романом Грималюком нет.

Борис Ряузов, «У телеграфа», 1978 год. Фото: ryauzov.ru

Возможное банкротство

Сейчас Романа Грималюка (имя и дата рождения которого полностью совпадают с данными экс-ресторатора) просит признать банкротом банк «Ак Барс». Соответствующий иск банк подал 25 сентября этого года. Согласно материалам дела, Грималюк задолжал «Ак Барсу» 125,2 млн рублей по кредитам, взятым с 2010 по 2014 годы. Год назад банк уже обращался по тому же поводу в арбитражный суд, а еще ранее — в Центральный районный суд Красноярска. Всякий раз суды, включая апелляции, не удовлетворяли требования кредитора о банкротстве.

Кредиты, как следует из материалов дела, Роман Грималюк брал под залог недвижимости. Среди заложенных объектов — нежилое здание, холодильный цех и участок на улице 2-й Брянской, 12 (площадью почти 4900, 2300 и 2400 квадратов соответственно), а также магазин и участок под ним на улице Шумяцкого, 2д (1300 и 1846 квадратов). Кроме того, заложены оказались три нежилых помещения по адресу ресторана «Шкварок» на проспекте Мира, 102а вместе с участком, который занимает здание. 

В иске «Ак Барс» требует выставить все имущество на продажу для погашения долга. При этом одно из заложенных помещений на Мира, 102а, как следует из материалов дела, находится на цокольном этаже — возможно, речь идет о площадях самого ресторана «Шкварок». Ольга Грималюк эту тему обсуждать отказалась.

Подпишитесь