Posted 26 марта 2019,, 13:00

Published 26 марта 2019,, 13:00

Modified 29 мая 2023,, 09:15

Updated 29 мая 2023,, 09:15

КАТЭК продают: вспоминаем историю самого легендарного недостроя Красноярска

26 марта 2019, 13:00

В Красноярске выставлена на торги многострадальная высотка на Стрелке, известная как здание КАТЭК НИИ «Уголь». «Свечка» строилась с 1983 года, сдать объект обещали неоднократно, но этого так и не произошло. Возможно, завершить строительство удастся новому собственнику — если таковой найдется. А пока вспомним историю легендарного недостроя, без которого трудно представить городской ландшафт.

Не так часто долгостроям удается выбиться в городские символы. На ум приходят лишь собор Святого Семейства в Барселоне, Кельнский собор, да высотка КАТЭК НИИ «Уголь» в Красноярске. И не надо думать, что в отличие от именитых конкурентов наша высотка никаких отличительных особенностей, помимо местоположения и неспешности строительства, не имеет.

Идея поставить стометровое здание принадлежит автору архитектурного ансамбля на Стрелке — Арэгу Демирханову. Доминантная вертикаль должна была завершить композицию из зданий бывшего музея Ленина, а ныне музейного центра «Площадь мира», и Красноярской филармонии. Разместить в высотке предполагалось ученых угледобывающей организации «КАТЭК». 

Здание должно было стать самым высоким за Уралом, и здесь-то и крылись сложности. С одной стороны, с уменьшением размера терялся весь смыл затеи, а с другой — в Красноярске не нашлось крана, подходящего для строительства здания такого размера.


Выход из ситуации нашел привлеченный Демирхановым архитектор Виталий Орехов, который вспомнил про новейшие разработки братских армянских ученых, придумавших, как строить высотки без помощи супервысоких кранов. Вместе со своей напарницей, архитектором Ниной Петровой, Орехов несколько раз съездил в Ереван, где во всех тонкостях постиг армянское ноу-хау. Технология носила стандартно завлекательное советское название — ВПЭКТИ.

Суть следующая. На подготовленном фундаменте строится монолитный ствол, который и будет основной опорой будущего здания. Вокруг столба — колонны, на колоннах — домкраты. С их помощью на колонны поднимают плиты перекрытий, на которые вновь ставят колонны, домкраты, и так повторяют, пока здание не подрастет до нужной высоты.


Использование такой технологии требует особо точных расчетов, иначе здание просто завалится намного раньше завершения стройки. К расчетам привлекли конструктора Владимира Денисенко. Судя по тому, что КАТЭК до сих пор стоит, работу свою он сделал на совесть.

Вскоре появилась и еще одна проблема. Грунт на месте стройки оказался слишком рыхлым для возведения высотного здания. Пришлось создавать совершенно грандиозный фундамент. Стандартная конструкция фундамента это бетонные сваи, объединяемые на вершине ростверком — конструкцией из железобетона, распределяющей нагрузку от несущих элементов здания. При строительстве КАТЭК свай было вбито более тясячи, а ростверк достиг трехметровой толщины. Это при том, что обычная его толщина — сантиметров 60. На таком фундаменте можно было строить что угодно, и будущий небоскреб начал расти этаж за этажом.

Фото: krasland.ru

Строительство заняло шесть лет — с 1983-го по 1989-й. Получилось опоясанное балконами 25-этажное здание с характерной «шляпой» наверху. Ни украшений, ни краски, чистый бетон и предельная функциональность, оставалось только привести коммуникации, смонтировать шесть скоростных лифтов и провести отделочные работы. Кстати, внутри КАТЭКа должно было находиться единственное за Уралом вращающееся кафе. Однако тут у государства кончились деньги и будущий центр науки превратился в долгострой.

Долгое время у высотки было два назначения— служить нелегальной смотровой площадкой для романтически настроенных юношей и девушек и выполнять роль модели для фотографов и художников. Казалось бы, стоять в таком виде КАТЭКу вечно, но в 2004-м у башни появился новый хозяин. Им стал бизнесмен Владимир Горячев и компания «Инженеринг–строй». Говорят, его офис находился прямо напротив городского символа, в «Метрополе», и Горячев не сдержался.


За проектом реконструкции Горячев обратился к создателям башни — Виталию Орехову и Нине Петровой. Согласилась только Петрова, и через восемь месяцев проект был готов. По нему здание лишалось балконов, смотровая площадка и внешние лестницы сохранялись. Но проект Горячеву не понравился, в итоге от услуг Петровой отказались, и башня превратилась в затянутый в стекло 30-этажный тубус с плоской крышей. Провели коммуникации, установили лифты, закрыли тепловой контур. Оставалось провести отделочные работы, но деньги опять кончились. Сдать готовый объект обещали к 2009 году, но прошло 10 лет, а радостного события так и не случилось.

И вот теперь КАТЭК снова выставлен на торги. Возможно, новому владельцу удастся-таки завершить начатое Арэгом Демирхановым в 1983-м, и Кельнский собор с сбором Святого Семейства лишатся наконец красноярского аналога.

"