Posted 4 декабря 2018,, 06:45

Published 4 декабря 2018,, 06:45

Modified 29 мая 2023,, 09:20

Updated 29 мая 2023,, 09:20

Ключевая ставка и инфляция: рассказываем, как Центробанк регулирует цены

4 декабря 2018, 06:45

Каждый раз, приходя в магазин, мы вспоминаем золотое время, когда любимые чипсы стоили девять рублей против сегодняшних 60. Цены с каждым годом растут, а зарплаты не спешат их догонять. Почему нельзя просто заморозить цены, ликвидировать инфляцию и при чем тут ключевая ставка Центробанка — на эти важные вопросы отвечает «Проспект Мира». 

1. Можно ли заморозить рост цен?

Можно. Яркий пример — политика регулирования цен советского времени. Покупатели времен СССР были, мягко говоря, не всегда довольны. Показательный пример есть и в современной России — это естественные монополии с их многолетним регулированием тарифов. Нельзя сказать, что потребители естественных монополий счастливей остальных.

Цены — это язык, на котором общаются потребители и производители.

Представьте, что государство заморозило цены на яйца и сыр, а вот цены на вино и грецкие орехи не ограничены. Для предпринимателей это сигнал: на яйцах и сыре много не заработаешь, настоящие деньги таятся в винно-ореховом секторе, где никто не скажет «стоп». Строить птицефабрики и сыроварни становится бессмысленно, и мы получаем очереди за товарами первой необходимости.

Что получилось в итоге? Улучшение ситуации для некоторых категорий населения, например, для пенсионеров. Но пока ценовая конкуренция подавлена, появилась другая. Десяток яиц получит не тот, у кого есть деньги, а тот, кто готов платить другим ресурсом – временем, чтобы стоять в очередях, силами, чтобы вставать рано, и так далее. Однако все это окажется бессмысленным, когда яйца достанутся мужу директрисы магазина.

А теперь представьте, что цены заморозят не только на яйца и сыр, а на все, от чего зависит наша жизнь – зимняя одежда, лекарства и услуги.

Вывод: подобные меры — не вариант.

2. Можно ли сделать так, чтобы цены снижались?

Эксперты утверждают: снижение цен — дефляция — иногда хуже их роста.

Дефляция бывает разная: иногда хорошая, но чаще плохая. Хорошая — это естественная дефляция, когда у компаний снижаются издержки, растет эффективность, повышается конкурентоспособность и производители готовы, не сокращая объемы выпуска и рабочие места, снижать цены на свою продукцию в борьбе за рынки сбыта и внимание покупателей. Но представим ситуацию, когда дефляция организована «сверху». Мы знаем, что квартира, дача и машина завтра будет дешевле, чем сегодня. Так же, как ящик шампанского к Новому году, и вообще все, что нас окружает. Наши деньги выйдут из оборота и «зафиксируются» по карманам в ожидании еще  более низких цен.

Деньги перестанут доходить до производителей, а это уменьшит их доходы, заставит сокращать производство, увольнять работников или уменьшать им зарплату. Люди перестанут покупать, а магазины перестанут продавать, потому что предприятия перестанут производить. Это плохая дефляция.

Аксиома экономики: при стабильной небольшой инфляции экономика растет, как и доходы каждого отдельного человека. Небольшая стабильная инфляция – один из драйверов роста экономики. Эксперты считают, что для России 4% – оптимальный уровень годовой инфляции.

— Цель Банка России — обеспечение ценовой стабильности, удержание инфляции вблизи 4%. Низкая, предсказуемая инфляция является необходимым условием для сохранности доходов и сбережений. Все решения по ключевой ставке, которые принимает Совет директоров Банка России, направлены на достижение нашей цели по инфляции, — рассказал изданию «Медиакорсеть» Алексей Заботкин, директор департамента денежно-кредитной политики Банка России.

3. Реально ли снизить инфляцию до 4%?

В прошлом году, по данным Центробанка, инфляция составила 2,5% — что рекорд для нашей экономики. В 2018 году ожидаемая потребительская инфляция составит 3,8–4,2%. Сегодня задача Центробанка — удержать рост цен вблизи целевого уровня.

Необходимо понимать, это не означает подорожание сразу всех товаров и услуг за год ровно на 4%. Что-то подорожает больше, что-то меньше. Это усредненное значение определенной корзины потребительских товаров и услуг.  В итоге потребительская корзина по итогам года увеличится в цене не больше чем на 4%. Проследить за этим — задача Банка России. 

4. Почему кажется, что статистика врет?

Субъективное восприятие говорит нам, что цены в магазинах растут быстрее, чем их фиксируют официальные источники. Дело в том, что мы обращаем внимание на удорожание только тех продуктов и услуг, которыми пользуемся.

Статистика же беспристрастно считает не только ваш любимый сыр, но и кефир, на который вы не обращаете внимания, а также те продукты, которые подешевели. Поэтому общее удорожание продуктов и услуг сохраняется вблизи 4%.

Кроме того, у каждого своя инфляция. Люди с доходом выше среднего, предпочитающие импортную продукцию, заметят, что их инфляция выше среднестатистической из-за роста курса валют. А вот, например, вегетарианцы не потребляют продукцию животного происхождения, и в их личную инфляцию эта категория товаров не входит.

В России инфляцию измеряют так же, как и в других странах мира – на основе потребительской корзины, в которой более 500 товаров и услуг, необходимых каждому. При расчете учитывается также частота потребления каждого продукта из корзины. 

5. Центробанк может влиять на инфляцию?

Банк России отвечает за стабильно низкую инфляцию: темпы роста цен не должны быть слишком большими или слишком маленькими. Для этого реализуется кредитно-денежная (монетарная) политика.

Ее  основной инструмент — ключевая ставка. Это тот процент, под который коммерческие банки занимают деньги у Центробанка или, наоборот, кладут их туда. Уровень ключевой ставки рассчитывают экономисты Банка России исходя из сложившихся условий, чтобы инфляция сохранялась в целевых границах, а экономика развивалась и росла. 

6. Как ключевая ставка влияет на инфляцию?

Через ключевую ставку Центробанк регулирует стоимость денег. Если растет ключевая ставка, растут и ставки по кредитам. Вслед за кредитами дорожают деньги, и мы принимаем решение повременить с покупками — например, откладываем оформление ипотеки на более поздний срок. Вслед за снижением покупательского спроса приходит снижение инфляции. Это касается всех сфер экономики: производства, сельского хозяйства, услуг.

И наоборот — за снижением ключевой ставки следует удешевление кредитов, приходит время купить авто в кредит и обновить смартфон. Спрос на товары и услуги увеличивается, люди чаще ходят в рестораны и развлекаются. Рост спроса неминуемо приводит к росту инфляции. 

Это происходит не одномоментно. Вся цепочка — от изменения ключевой ставки до ее  влияния на уровень цен — занимает не один квартал. 


7. Что будет, если снизить ключевую ставку слишком резко?

Деньги станут беспрецедентно дешевыми, доступными. Люди ринутся покупать, в результате чего спрос превысит предложение. Как результат — цены тут же вырастут.

Таким образом, необдуманное снижение ключевой ставки произведет обратный эффект — увеличение инфляции. И экономика, и каждый отдельный человек окажутся в экономической беде, а положительный эффект от снижения ставки не будет достигнут.

Что до кредитов, то в такой ситуации не стоит ждать «волшебного» снижения ставок. На такой случай банк и держит штат аналитиков: они просчитывают риски разгона инфляции. Поэтому коммерческие банки в такой ситуации могут наоборот поднять свои проценты. 

8. Можно ли посчитать свою личную инфляцию?

Официальная инфляция может отличаться от того, что ощущаете именно вы. Это зависит от того, что вы едите, какими услугами пользуетесь и в каком регионе страны живете.

Чтобы посчитать личную инфляцию, необходимо составить персональную потребительскую корзину, включив туда свои продукты питания, одежду, услуги, лекарства, развлечения и остальное.

После — составить таблицу с ценами из вашей потребительской корзины и фиксировать их ежемесячно на протяжении года. Если период наблюдения будет короче, то результат окажется некорректным: не будет учтена сезонность, когда, например, к осени значительно дешевеют овощи и фрукты.

На основе этих наблюдений легко высчитать собственный индекс инфляции. Нужно разделить стоимость корзины в конце периода наблюдения на стоимость этой же корзины в начале периода наблюдения. Лучше это сделать так, как считается официальная инфляция: декабрь к декабрю. Подробнее о том, как посчитать собственный индекс цен, читайте здесь: ссылка


"