Posted 12 мая 2021,, 11:00

Published 12 мая 2021,, 11:00

Modified 29 мая 2023,, 10:28

Updated 29 мая 2023,, 10:28

Кому на Руси (в среднем) жить хорошо?

12 мая 2021, 11:00

«Майским указам» Владимира Путина в 2021 году исполнилось 9 лет. Среди более 300 поручений правительству РФ — зарплаты учителям, которые необходимо было поднять до среднего уровня зарплат по регионам. Удалось ли этого добиться?

Дополнительного финансирования на выполнение «майских указов» регионы не получили. Необходимо было находить средства самостоятельно. Для многих это стало «задачкой со звездочкой». Практически невыполнимой. Но чиновники не рискнули пререкаться с вышестоящим начальством. Кто из властей на местах осмелился спросить: «за чей счет банкет, и чем всё это грозит региональным бюджетам?» Никто. В лучшем случае получили бы ответ: «Денег нет, но вы держитесь».

«Температура по палате»

Указы — это, по сути, рекомендации. Однако региональные чиновники засучили рукава повсеместно. После девяти лет «плодотворной» работы (в основном с отчетными цифрами), власти на местах практически справились, как они утверждают, с поставленной задачей. Ну, почти.

В соответствии со статистикой, средняя зарплата в 2020 году в Красноярском крае составила 53,97 тыс. руб. А средний ежемесячный доход красноярских учителей – 45,9 тыс. руб. Но, уточним, речь идет именно о доходе. В него входят не только базовые ставки педагога, надбавки за категории, стимулирующие выплаты, доплаты за увеличенную нагрузку, и даже работа, которая выполняется по сторонним, не имеющим отношения к госбюджету, договорам.

В большинстве случаев педагогам, чтобы получать зарплату хотя бы примерно равную заявленной чиновниками и статистиками, приходится работать на две ставки. Брать на себя классное руководство и прочие «допнагрузки». Но даже в этом случае многие начинают нервно смеяться, когда слышат от чиновников о размере собственных зарплат. Смеются и просят познакомить их с теми счастливцами, чьи цифры в зарплатных ведомостях достигают «средней температуры по палате».

Поневоле вспомнишь старый анекдот про мясо и капусту, которые в среднем – голубцы. Многие учителя предполагают, что среднемесячная зарплата высчитывается в совокупности с зарплатами административных и руководящих работников учебных заведений – директоров, их замов, завучей, бухгалтеров, экономистов и прочих.

В принципе, административные работники не относятся к категории педагогов. По идее, тот же директор не должен учитываться в исчислении среднего дохода работника учебного заведения. Конечно, если директор не работает по совместительству преподавателем. А это встречается. А уж то, что практически все завучи преподают – факт. Получается увеличение среднеарифметического числа.

В режиме 24/7

При первой возможности учителя берут по 1,5 или 2 ставки. Это работа на износ. Только кажется, что базовая ставка учителя – 18 часов в неделю – мелочи. Сюда входят лишь те часы, 3-4 урока в день, которые учитель проведет в классе вместе с учениками. Еще 18 часов он проведет в самой школе. Надо готовиться к следующим урокам, проверять домашние задания, формировать тексты диктантов и задания для контрольных, которые нельзя запороть, ведь за снижение балла успеваемости строго спросят.

Вот и считайте, две ставки – это уже 6…7 уроков, плюс классное руководство, которое дает в нагрузку ответственность за три десятка, а то и больше, детей. В довесок классный руководитель получает еще и родителей. Теперь вспоминаем хотя бы пресловутые классные чатики, полных тревожными и требовательными родителями. Нередко учителя сетуют, что многие папы и мамы уверены: учитель обязан круглосуточно быть на связи и функционировать исключительно в режиме постоянной ответственности за их чадо. Без права на личное время информировать, советовать и отвечать на любые вопросы чата.

«Нарисованное» благополучие

Некоторые педагогические вузы с гордостью заявляют, что до 80% их выпускников идут работать в школу. При этом умалчивая: огромное число молодых учителей уходят из профессии через год-два. Почему? Уровень зарплаты не соответствует затраченным ресурсам. Также молодые педагоги отмечают отсутствие карьерного роста и, соответственно, перспективы повышения заработка. Путь в те же завучи, а уж тем более в директора – долгий, а ипотеку надо выплачивать уже сегодня.

Но как же «майские указы», плюс ежегодная индексация? В очередной раз внесены законодательные поправки, на сей раз в ТК РФ. Многие учителя обнадёжились.

Но радоваться рано. В поправках не сказано, что их выполнение является обязательным. Там говорится следующее: «Правительство РФ вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления окладов, ставок заработной платы, стимулирующих выплат… При утверждении… определяется сфера деятельности учреждений, на которые распространяются указанные требования, а также срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями».

«Быть вправе сделать и сделать обязательно – не одно и то же. Тем более, есть «успешная» практика исполнения «на бумаге», как это случилось с «майскими указами». Красивые отчеты, полагаю, получились за счет умелого «жонглирования» цифрами». Однако проблема осталась нерешенной. Учителя по-прежнему получают весьма скромные зарплаты, ниже «средней». Молодые специалисты надолго в школе не задерживаются. Те, кто набирают сверхнагрузки, быстро «выгорают». В итоге, страдают дети. Школа — неспокойное и даже опасное место. После страшных событий в Казани, с этим никто не поспорит. Пора проверить всю эту глянцевую отчетность и понять, что происходит с зарплатами учителей на самом деле».
Михаил Орда
лидер «Партии пенсионеров» Красноярского края
"