Posted 29 ноября 2017,, 08:27

Published 29 ноября 2017,, 08:27

Modified 29 мая 2023,, 09:20

Updated 29 мая 2023,, 09:20

Больше спилишь — больше денег: обрезчик деревьев раскрыл тайну красноярских «пеньков»

29 ноября 2017, 08:27

В Красноярске стартовал сезон обрезки деревьев. Каждый год красноярцы массово жалуются на варварски спиленные чуть ли не под корень деревья, оставленные под ними ветки и недобросовестных подрядчиков. «Проспект Мира» поговорил с руководителем компании по ландшафтному дизайну «Зеленые кварталы» Андреем Садовским о том, как правильно обрезать деревья, почему от тополей до сих пор оставляют пеньки и кто такие «серые пильщики».

Зачем это делают

Конечно, когда деревья режут прямо «под пень» высотой примерно четыре метра, — это неправильно. Это такой старый метод обрезки. Раньше ведь было как? Стоит, например, тополь, который до этого никогда не обрезали, он вымахал высотой с шестиэтажку. И многие думали: а как его обрежешь, если не «под столбик»? А дальше он уж там как-нибудь нарастет. Многие так деревья и обрезали, и обрезают по сей день.

И мы, и другие специализированные обрезчики сейчас обрабатываем деревья по-другому: зачищаем ствол от боковых ветвей дерева и оставляем так называемый центральный проводник (ствол). Потому что у тополя ломается, как правило, не макушка, а именно боковые ветви — они наиболее хрупкие. А если тополь оставить без центрального ствола, то он уже не сможет расти вверх, а будет разрастаться вширь, обрастая этими боковыми ветвями.

Почему тогда многие деревья до сих пор пилятся «под пень»? Секрет в том, что большинство управляющих компаний, которые заказывают обрезку деревьев во дворах жилых домов, работают по сметам, и деньги платятся за объем спиленной древесины, то есть за кубометр спиленных деревьев. Чем больше подрядчик обрежет, тем больше получит.

Кроме того, есть недобросовестные предприниматели, которым тополя вывеску загораживают. Они и говорят подрядчикам: «Обрезайте как можно короче». И некоторые в погоне за длинным рублем будут обрезать.

Или, например, у человека бизнес, и рядом с парковкой возле офиса растет много тополей. Большинству предпринимателей в такой ситуации просто психологически захочется деревья под пень обрезать, чтобы в случае чего они на машины не падали. Короче дерево — меньше проблем, такая, к сожалению, у людей психология.

Наконец, спилить дерево — это просто. Обрезать тополь профессионально, оставив на нем необходимую массу веток, придав эстетический вид, сделав диагностику, правильно замазав срез — всё это требует времени и ресурсов. На качественную работу времени уходит в два-три раза больше, чем просто махнуть пилой на автовышке, свалить дерево и дальше поехать. Поэтому многие не заморачиваются.

Фото: tvk6.ru

У нас в стране лет 50 назад в городах эти тополя массово садили. Получается, они все выросли одновременно и лет 15-20 назад начали очень сильно «пылить» пухом — вспомните, как он у нас в городе тогда повсюду летал. Я думаю, в определенный момент, чтобы этого пуха не было, тополя решили серьезно покромсать. Со временем эти «пеньки» обрастали листвой и приобрели их нынешний вид — думаю, такую картину можно во многих городах России наблюдать.

А садили так много тополей, потому что это очень подходящее для жизни в городе дерево. Они очень быстро растут, дают много зеленой массы, а значит, и кислорода. Кроме того, тополь очень дымо- и газоустойчив и хорошо выживает в городской среде.

Хвойные породы, в отличие от тополей, сейчас достаточно плохо в Красноярске себя чувствуют. Вот недавно голубые ели напротив здания правительства пожелтели. Из-за чего — непонятно: то ли это какой-то грибок, заболевание, то ли их обожгло ранним солнцем, то ли был выброс какой-то. 

Насколько я знаю, хвоя желтеет не только в городе, но и за ним. У нас в Минино есть небольшой питомник — и там тоже ели стоят пожелтевшие. Пострадали притом в основном сортовые ели: голубые, сизые. Наша сибирская ель пострадала меньше всего, она в основном зеленая. Управление зеленого строительства сейчас вроде выясняет, что именно произошло.

Обрезка тополей в Омске. Фото: pikabu.ru

Кто это делает

Большую часть деревьев в городе обрезает муниципальное Управление зеленого строительства — думаю, процентов 80. Чаще всего, кстати, когда люди видят пенек вместо дерева, то возмущаются именно в адрес УЗС: «Вот наши муниципалы опять неправильно деревья обрезали». Но как раз УЗС работает действительно профессионально и режет красиво, «под шарик», правильно формирует ветки.

Остальные 20% — это районные и частные компании. Фирм, которые обрезают деревья, в Красноярске сотни, и далеко не для всех это основной вид деятельности. Это могут быть компании, которые занимаются благоустройством, кладут брусчатку, делают бордюры. Но в мертвый сезон, когда заказов нет, они становятся озеленителями и обрезчиками.

На аукционы по обрезке, в которых мы в прошлом году участвовали, например, заявлялись непонятные фирмы вроде «Строймонтажэнерго-Красноярск» или «Красдормосинжиниринг» (я утрирую) — то есть уже по одному названию явно далекие от озеленения. Ни один из торгов мы, кстати, не выиграли – потому что конкуренты там цену роняли до 50% от начальной. Думаю, главная задача у них — выиграть аукцион, а дальше либо отдать подряд на аутсорсинг, либо сделать самим, как масть ляжет.

Я такие компании называю «серыми пильщиками», большинство пеньков оставляют именно они.

Вообще, одна из основных проблем с обрезкой деревьев — что эта деятельность не сертифицируется. То есть в принципе любой, кто умеет держать бензопилу и не боится работать на автовышке, может возомнить себя обрезчиком деревьев и будет резать их, как считает нужным.

У нас в городе в 2013 году, как раз после возмущений, приняли методические рекомендации для обрезки. Профессиональные озеленители и обрезчики, конечно, им следуют, но проблема в том, что это не закон, а только рекомендации. Так что какие-нибудь «серые пильщики» на них могут и забить.


Андрей Садовский


Как надо делать

Существуют три вида обрезки деревьев: формовочная — для придания формы кроне дерева или кустарника; омолаживающая, когда убирают всю крону, чтобы выросли новые ветви; санитарная (аварийная), когда обрезают обломанные, больные и сухие ветки.

Санитарную можно проводить круглый год, а омолаживающую и формовочную — только когда в дереве нет сокодвижения, то есть в холодное время года. Сезон обрезки длится с конца октября — начала ноября и до середины апреля.

По-хорошему, подрезкой нужно заниматься каждый год, потому что крона дерева формируется несколько лет. Ее раз обрезали, она нарастает, через год подрезали еще и еще. В результате через три года такое дерево будет выглядеть очень красиво. Правильно обрезанное дерево даже зимой, когда на нем только голые ветки, будет иметь эстетический вид — но для этого формировать нужно регулярно.

Спиленные ветки нужно утилизировать и отвезти на свалку. Это стоит денег, поэтому нерадивые подрядчики, чтобы сэкономить, могут выехать в поле, вывалить эти ветки в какой-нибудь овраг или просто оставить их под деревьями. А самые хозяйственные могут себе на дачу в печку забрать.

Все срезы на дереве после того, как ветки спилили, нужно обязательно обработать — замазать правильными растворами или специальными масляными красками. Это делается для того, чтобы в дереве не завелись паразиты, не вырос грибок, чтобы дерево попросту не начало медленно погибать. Не бывает ведь так, что взрослое дерево раз — и упало замертво. Оно погибает постепенно, год-два-три.

Я считаю, что нужно делать комплексный подход: не просто обрезать ветви, но и проводить диагностику всего дерева, особенно если оно старое. Это позволит понять, какие из старых или больных деревьев нужно удалять, а какие можно оставить. Очень часто ломаются ведь именно возрастные тополя: где-то начинают подгнивать, портиться, и ломает их очень сильно, они могут представлять опасность для прохожих.

Поэтому по-хорошему многие тополя в Красноярске, которым уже под 50 лет, нужно удалять и садить на их месте новые деревья. Но понятно, что на это нужно определенное финансирование и политическая воля. Конечно, у такого решения будет куча противников.

Фото здесь и на обложке: gornovosti.ru

Сколько стоит

По городу средняя цена за комплексную обрезку будет в районе 5-6 тысяч рублей за дерево, у нас в компании стоимость начинается от 3 тысяч, в зависимости от объема. Бывает, нам звонят бабушки или другие далекие от обрезок люди, говорят: «Нужно обрезать дерево. Сколько это стоит?» Сильно удивляются, когда узнают расценки. «А что так дорого? — спрашивают. — Там же рублей на 500 работы — приехал, пилой махнул и всё».

Но при этом в соцсетях все возмущаются и поднимают скандал, когда видят неправильно обрезанные деревья. Кричат, что нужно резать правильно, но когда выясняется, что это стоит дороже, то об этом забывают. Такое вот у людей сознание. Но ведь озеленение и обрезка — это тоже услуга, тоже товар, и нужно понимать, что профессиональный подход стоит дороже.

Притом качественная обрезка может даже не всегда устроить людей внешне. Бывает, говорят: «А что вы так мало обрезали, почему дерево еще с ветками стоит?» У некоторых есть стереотип, что обрезать дерево — это значит обчехлыжить его под самый пень.

И, несмотря на это, все считают себя озеленителями, думают, что они разбираются в теме. Сейчас вот есть призывы выходить и самим сажать деревья в городе, особенно депутаты наши в этом преуспели: «Давайте сами садить деревья, городу нужны деревья», «Я десять посажу!», «А я двадцать!» Но я видел, как это делается: человек дерево выкопал где-нибудь в лесу, воткнул его в городе — всё, оно типа растет. А деревья потом все стоят кривые-косые, засыхают, никто за ними не ухаживает. 

Люди думают, что благое дело делают, но в итоге всё как попало понатыкано — здесь елка, там береза. Главное, чтобы зеленая масса была, а никто не думает, как это будет выглядеть через пять, десять лет, погибнет дерево вообще или не погибнет.

"