Posted 2 декабря 2015,, 02:36

Published 2 декабря 2015,, 02:36

Modified 29 мая 2023,, 09:25

Updated 29 мая 2023,, 09:25

​Красноярский бутлегер: «Контрафакта меньше не станет»

2 декабря 2015, 02:36

В Красноярском крае 48 пострадавших и минимум 11 погибших (по разным версиям, до 14), следком РФ предлагает ввести госмонополию на алкоголь и приравнять торговлю суррогатом к умышленному убийству — таковы последствия массовых отравлений контрафактными напитками на метиловом спирту. Бывший красноярский бутлегер на условиях анонимности рассказал «Проспекту Мира» о черном рынке алкоголя, безнаказанности дилеров и о том, почему интернет-торговля погубит больше людей, чем офлайновые сети.

Я завязал с торговлей леваком примерно полгода назад — как раз из за вот таких ребят, которые сейчас под арестом. Толкал примерно тоже, ходовые подделки виски (Джек Дэниелс, Джони Уокер, Джеймисон, Джим Бим), коньяков (Хенесси, Мартель), текилы (Ольмека). Но у меня как было? Приходная цена того же Дэниелса была 450 рублей, продавал по 850 за литровую бутылку. Но потом пришел молодняк со всеми этими интернет-поставщиками, сильно снизили цену, иметь навар по 50 рублей с бутылки стало как-то не с руки. Самому заказывать через интернет? Ну нет. Я, например, своего поставщика трезвым вообще никогда не видел — с каждой партии по несколько бутылок он обязательно пробует сам. Так что, если бы пошла партия с метилом, он бы первый ласты и склеил.

фото: ФедералПресс

Раньше красноярский рынок контрафакта — если говорить именно о подделках популярных напитков — был четко поделен между четырьмя оптовиками, каждого из которых я знал в лицо. Поставки шли из Казахстана, при этом сами казахи утверждали, что это продукция ликеро-водочного завода, который просто не платит ни за бренд, ни за лицензию. Но льет нормальный спирт, который разбавляется, дополняется ароматизаторами. Откуда сейчас идет алкоголь — гадать не берусь, с развитием интернет-торговли структура рынка стала куда сложнее, любой может стать оптовиком и закупщиком.

ПМ: Звучало, например, Подмосковье. Мол, отравленный алкоголь шел оттуда.

По крайней мере, в Подмосковье точно льют. Не так давно был проездом в одном из городков «Большой Москвы», видел на рынке Дэниелс по 400 рублей за бутылку. И это розница. Спросил, как коллега коллег, о закупочной — 120 рублей бутылка. С доставкой из Казахстана такая цена нереальна. А вообще, сейчас можно покупать сразу «началку» — ароматизаторы-концентраты. Даже я, хоть и отошел от дел, знаю, где взять. Вообще, сама эта ситуация с задержаниями очень похожа на постановку. Ну то есть как: жертвы реальные, но вот сама ситуация, когда оптовик делает явку с повинной… даже не знаю.

ПМ: Конспирология какая-то…

Ну гадать долго можно. Может быть, это передел рынка. Могли ведь специально метилом потравить, чтобы поддельный виски удержать. Сейчас набирает обороты тема по коньячному ректификату, который идет в пятилитровых кегах — поставки с Краснодара, с Ростова. А еще набирает обороты самогонная индустрия: аппараты легальны, вари не хочу. Продавать нельзя — но и это поправимо. Опять же, сейчас водка пошла, вроде откуда-то с Минала, в пригородные ларьки только так потом расходится. Или спирт, десятилитровыми канистрами. Бери, разбавляй, разливай. Водочная бутылка под винтовую пробку стоит 20 тысяч за тысячу штук. Закаточная машинка — еще 8 тысяч. Да спирт можно хоть самому, в гараже гнать. Табуретки с помойки таскай и гони. В гаражных массивах Красноярска, как правило, платят за всю потребленную электроэнергию в целом, никто не разбирает, кто конкретно и чем нажег. Если в соседних гаражах автосервисы и шиномонтажки, то вообще прекрасно: спиртовой завод в общем расходе потеряется. Короче, вариантов масса, почему все эти трагичные события могли случиться. И не один не истина: мы же не представляем, на каком уровне весь этот рынок и разные его сегменты в конечном счете лоббируются.

фото: Блокнот

ПМ: А вот что значит «откуда-то с Минала»? Завод же закрылся

Я лично свечку не держал, просто так говорят. А что такое? Ну обанкротился он, прекратилось производство лицензированной продукции. А что на производственных площадях творится — и не только у Минала, у КЛВ, у Шушенской марки — никто не знает. Это же огромные чаны, огромные ректификационные колонны, индукционные печи — это нельзя просто так вывезти, это бешеные деньги. А раз материальные ценности есть, то это по-прежнему закрытая охраняемая территория, куда девять раз не пустят с проверкой, на десятый левак уже вывезут.

ПМ: И куда вывозят? Не только же частные лица покупают с рук

Конечно. Не могу сказать за крупные торговые сети, не доводилось реализовывать туда, но всякие ларьки — конечно. Если в дежурных павильонах водка ночью по 100 рублей за поллитра продается, то это стопроцентно контрафакт. Тоже самое и с кабаками. В крупные холдинги зайти не удалось, вроде как их очень серьезно контролируют. Но если мне не удалось, то это не значит, что не удалось никому. Скажем так: в любых барах теоретически может литься левак — но ты этого никогда не узнаешь. В коктейле с колой и льдом уже нельзя распознать, что там был за виски, он тупо не доживет до экспертизы.

Ну а всякая мелочь, дворовые распивочные, клубы на окраинах, бары в спальниках — вот они берут не стесняясь. Хорошо идет контрафакт в сельские магазины — Тесь, Кускун, Талнах, Уяр, Бородино. В деревнях вообще часто можно найти тот же Дэниелс, по 500 рублей за бутылку — ну кто в здравом уме может решить, что это не левак?

ПМ: По показаниям задержанных, алкоголь они реализовывали под видом таможенного конфиската или купленного/украденного в дьюти-фри.

Да, стандартная тема, мы тоже самое лечили

ПМ: И почему люди до сих пор на это ведутся?

А что удивляет? Основные покупатели дешевого бухла с машины и без чека — студенты и люди, у которых с деньгами напряг. Такие люди, как правило, в дьюти-фри сроду не бывали, для них это какое-то волшебное место, где возможны чудеса. А я был: цены на дорогой алкоголь там рублей на 70, 100, может на 120 меньше, чем в супермаркетах — но никак не в разы. Работник украл? Бред. Сколько он может вынести? Не ящиками же. Ну должна же у людей логика работать — не может какой-нибудь золотой Джон Уокер стоить 700 рублей за бутылку. Был у меня клиент, кстати, только его и брал. Как-то предложил ему Джек Дэниелс, он презрительно сморщился: мол, его же на 80 процентов из кукурузы изготавливают, это уже не совсем виски, это для лохов. Вот видишь: пьет ароматизированный разбавленный спирт и эстетствует.

ПМ: А как вообще отличить подделку от оригинала?

Вот возьмем опять же этот злополучный Джек Дэниелс. Во-первых, акциза: там, где идет голографическая полоска, на подделках просто фольга. Купить год назад такие акцизы можно было по тысяче рублей за пять тысяч штук — клей не хочу, можно прям рулоном. Впрочем, недавно в «Светофоре» в Солонцах видел бутылку финской водки Saimaa — это тот же ценовой сегмент, что Finlandia — по 220 рублей за бутылку. При этом акцизы с голограммой, всё вроде как по честному. Как это возможно— непонятно. Думаю, качество исполнения подделки зависит от того, кому и куда она идет.

Второй момент: бутылка. Оригинальная бутылка льется цельной, у китайцев остаются швы. Один раз даже попадалась партия, в которой горлышко было нарезное. И на упаковки нужно обращать внимание — часто в контрафакте те еще грамотеи работают. Как сейчас помню, на бутылке типа коньяка Martell было написано: «качественно отгобранные сорта винограда». А на бутылке типа текилы Olmeca — Mekiсo вместо Mexicо.

фото: Отурар

ПМ: После отравлений и задержаний какие перспективы у черного рынка алкоголя?

В целом — по-прежнему радужные. Кого сейчас поймали, кто сейчас потравил людей — это не те ребята, которые действительно зарабатывают на алкоголе. И от их поимки рынка не убудет. Исчезнут машины с наклейками «Джек Дэниелс за 500» — да уже исчезли. Выпилят группы в instagram и Вк — ну так будут продавать через Tor, через Telegram. Это молодые ребята, 22-26 лет, даже не внуки — дети тех, кто пил незамерзайку во времена сухого закона. Они идут в ногу с технологиями. Спрос огромный, народ бухать не перестанет, значит, и контрафакта меньше не будет. Скорее уж появится услуга, вроде как продавец при тебе вскрывает бутылку, сует туда медную проволоку, поджигает — не метил, бери родной.

ПМ: А страха быть пойманным у «ребят» нет? Все-таки деятельность незаконна.

С одной стороны, есть. С другой — ну а что тебе могут сделать? Вот меня как-то тормознули менты, открыли багажник — а там несколько ящиков алкоголя. Так это к свадьбе готовлюсь, ребята. Ну хорошо, даже если поддельные акцизы обнаружили — и что? Вот такой вот я дурак, у дедка какого-то в деревне с рук купил, сейчас уже не вспомню ни дедка, ни деревни. Я поеду? И всё.

фото: Телепорт

Или у оптовика грузовик тормозят — ну и что ты там найдешь? Задвинутые вдаль огромной, доверху груженой фуры 150 ящиков? Это только если сканером, а сканеры — только на госгранице. Факт продажи алкоголя? Так это только если за руку поймать. Но и тут лазейки есть. Например, те 15 ящиков левака можно не продать, а сдать в аренду, о чем заключить соответствующий договор: арендатор бутылки не возвращает, задаток остается у собственника. Или приехать к покупателю и продать за 500 рублей не бутылки «Хеннеси», а ручку из кармана; а коньяк просто подарить. Короче, вариантов масса. И среди дилеров всегда бытовало мнение, что за левак можно отделаться штрафом. Сейчас я задним умом понимаю, что оно, возможно, специально культивировалось игроками повыше. Хотя, с другой стороны, я вот вообще не слышал о каких-то облавах и арестах до массовых отравлений и смертей. Просто тут налицо последствия, а следовательно, и факт преступления. Честно говоря, за два года в бизнесе я так и не понял, кто здесь выступает контролирующими органами…

"