Posted 22 марта 2021,, 11:30

Published 22 марта 2021,, 11:30

Modified 29 мая 2023,, 10:28

Updated 29 мая 2023,, 10:28

Управляющий «Крепости» продал автомобили после банкротства холдинга — теперь покупатели не могут их забрать. Разбираемся

22 марта 2021, 11:30

В редакцию «Проспекта Мира» обратились несколько человек, купивших автомобили в холдинге «Крепость» уже после его банкротства. Они пожаловались, что не могут забрать свои автомобили, так как те находятся под арестом по уголовному делу основателя холдинга Александра Кангуна.

О ситуации «ПМ» сообщили Денис Шутов, Владислав Копылов из Новосибирской области, Владимир Цыганцов из Ангарска (он записал видеообращение). В частности, Цыганцов рассказал, что в апреле 2020 года увидел «в интернете» объявления о продаже автомобилей «Тойота» и «Лексус» с торгов по банкротству в Красноярске.

По данным сервиса «Контур.Фокус», Шутов владеет в Новосибирске компанией, торгующей стройматериалами, Копылов — совладелец магазина автозапчастей. Цыганцову в свою очередь принадлежит строительная компания в Ангарске, кроме того, раньше он был совладельцем еще трех компаний (в том числе охранного и детективного агентств).

Аукционы, о которых они говорят, организовывали ПКФ «Крепость» и «Крепость-Сириус» из группы экс-дилера японских автомобилей Александра Кангуна, которые сейчас проходят процедуру банкротства. «Я подумал: ну, видимо, они не справились, тяжелые времена и так далее», — объясняет в видео Цыганцов.

О тяжелых временах в «Крепости» стало известно почти четыре года назад. Тогда в автодилерскую группу Кангуна входило около 20 компаний, включая дилерские центры Toyota, Lexus, Jaguar, Land Rover, Bentley, Porsche и Volvo в Красноярске, Kia и Mazda в Абакане. В апреле 2018-го импортер «Тойота Мотор» расторг отношения с холдингом из-за нарушений дилерского соглашения. Как сообщалось, Кангун отдавал в залог банкам только что купленные клиентами машины. По данным следствия, всего пострадали 187 покупателей, общая сумма ущерба — 414 миллионов рублей (его возместила «Тойота Мотор»). В начале марта этого года уголовное дело о злоупотреблении полномочиями в отношении Кангуна направили в Советский районный суд Красноярска. Кредиторам холдинг остался должен более 1,5 миллиарда рублей.

Машины и другое имущество «Крепости» по решению Центрального районного суда были арестованы. Последний раз, согласно судебному решению, арест продлевался до 1 марта этого года.

При этом по делу о банкротстве имущество холдинга продается на торгах. К примеру, ПКФ «Крепость» в прошлом году выставляла 17 лотов (автомобили и аксессуары), «Крепость-Сириус» — 20.  В объявлениях о продаже уточняется, что автомобили находятся в залогах у банков и арестованы по решению суда.

На этих торгах в мае Денис Шутов приобрел три автомобиля «Тойота», Владислав Копылов — два «Лексуса» (на пять машин они потратили в общем 11,5 миллиона рублей), Владимир Цыганцов — «Тойоту Камри» (за 1,5 миллиона). Помимо них, судя по результатам торгов, в аукционах участвовали также компании и частные лица из Красноярска и других городов края, Екатеринбурга, Сочи, Оренбургской, Амурской, Рязанской областей и Алтайского края.

«Предварительно я, конечно, съездил посмотреть автомобили, — рассказывает Цыганцов. — Они были действительно новые, на них никто не ездил, все в полиэтилене, красивые, блестящие. Я незамедлительно заключил договор купли-продажи с конкурсным управляющим (ПКФ «Крепость») Кочетковым Александром Павловичем и оплатил полтора миллиона рублей».

В договорах купли-продажи (копии есть в распоряжении редакции) автомобилей говорится, что машины не обременены правами третьих лиц, не состоят в споре и не переданы в аренду или другое пользование. Там также указано, что залог на автомобили прекращается после продажи, однако не упоминается арест имущества. По договору покупатель должен получить в течение трех дней после оплаты.

Однако получить свои автомобили смогли не все победители аукционов. «Конкурсный управляющий начал кормить меня обещаниями, ссылаться на то, что следователь не хочет снимать аресты с автомобилей, — говорит Цыганцов. — От Кочеткова я узнал, что другие покупатели зачем-то поехали к следователю, узнать, как снять аресты, и этим самым помешали ему [управляющему] раздать спокойно автомобили, а некоторые машины покупатели уже успели забрать».

Как утверждает Цыганцов, выяснилось, что конкурсный управляющий не имел права продавать арестованные автомобили. Из ответа прокуратуры Денису Шутову (копия есть в редакции) следует, что в рамках уголовного дела и дела о банкротстве «Крепости» следователь должна была передать на ответственное хранение автомобили холдинга конкурсному управляющему. Однако она сделала это лишь 5 июня 2020 года — уже после того, как к ней обратились покупатели. До этого машины оставались на хранении у Александра Кангуна, а управляющий, «надеясь на авось или умышленно», продал их на аукционах, говорит Цыганцов.

Согласно февральскому ответу, прокуратура не нашла оснований для снятия ареста с проданных автомобилей. Как утверждается в обращении в редакцию «ПМ», 2 марта арест снова продлили до окончания рассмотрения уголовного дела Кангуна в суде. По данным сервиса проверки автомобилей ГИБДД, к моменту написания материала под ограничениями на оформление регистрации находились 22 машины, из них 18 были проданы с торгов. Где-то ограничения действовали до 1 марта, где-то дата не была указана.

Вдобавок покупатели жалуются, что не могут вернуть заплаченные за машины деньги: «Ирония в том, что деньги были отправлены не потерпевшим по уголовному делу, а залоговым кредиторам, в том числе «Тойота Банку», то есть мы, рассчитывая получить автомобили, в итоге остались с долгами и проблемами».


В картотеке арбитражного суда «ПМ» нашел дело по иску еще одного покупателя «Крепости» — предпринимателя Дениса Колядинского из Амурской области. Он, по данным реестра банкротств, победил в трех аукционах по продаже «Лексусов». В иске предприниматель требует, чтобы компания «Крепость-Сириус» вернула ему 2,6 миллиона рублей за купленный «Лексус» плюс проценты (договор заключен в конце июня). Согласно материалам дела, получить свой «Лексус» Колядинский не смог, так как автомобиль был под арестом. Следующее заседание по делу назначено на 20 апреля.

Параллельно Колядинский пытался добиться снятия ареста с автомобиля в Центральном и Краевом судах. В итоге всех разбирательств 1 марта суд прекратил дело, так как вопрос «разрешился по существу». По-видимому, у автомобиля истек срок ареста. К моменту написания материала, по данным сервиса ГИБДД, на один из трех из купленных им автомобилей больше не действуют ограничения.

Конкурсный управляющий ПКФ «Крепость» Александр Кочетков в комментарии «ПМ» сказал, что действовал по закону о банкротстве, который позволяет продавать имущество банкротных организаций. «Я сделал оферту, там было написано, что машины арестованы. Ну, люди купили. Купить машину с торгов по банкротству дешевле. Но это их риски», — уточнил он.

По его словам, всего под арестом были 30 автомобилей, из которых 15 арестованы до сих пор (пять «Тойот» ПКФ «Крепость» и 10 «Лексусов» «Крепость-Сириуса»). Авторов обращения в редакцию управляющий называет «перекупами», которые купили по низкой цене несколько машин, чтобы потом перепродать их.

При этом, со слов управляющего, именно Денис Шутов был тем покупателем, который пришел к следовательнице, чтобы договориться о снятии ареста с машин. «Там часть машин как раз уже была в процедуре снятия ареста. Но когда он к ней заявился и сказал, что надо решать, следовательница наоборот — "кошки в дыбошки" и поставила заднюю», — поясняет он.

Как говорит Кочетков, ситуация «все равно разрешится» в процессе рассмотрения уголовного дела Кангуна. «Но это будет очень долго, я так понимаю, — считает он. — Само следствие длилось два с половиной года. Сколько дело будет слушаться в суде? Год, полтора, не меньше».

"