Posted 11 апреля 2016,, 13:32

Published 11 апреля 2016,, 13:32

Modified 29 мая 2023,, 09:25

Updated 29 мая 2023,, 09:25

​Курим бамбук: как в Красноярске наживаются на антитабачном законе

11 апреля 2016, 13:32

Кальянные, электронные сигареты и другие альтернативные способы поглощения никотина прочно завоевали Красноярск. В то же время «традиционные» красноярские курильщики по-прежнему обделены специальными курительными комнатами в ресторанах и кафе и вынуждены дымить сигаретами на улице.

Вейпинг

Сами вейперы (от английского vapor — пар. — Прим. ред.) хоть и пользуются электронными сигаретами, электронными кальянами и другими гаджетами, с помощью которых вдыхают и выдыхают дым, курильщиками себя не считают, предпочитая термин «парение». Более того, законодательно вейпинг пока тоже вряд ли можно отнести к курению — антитабачный закон на него не распространяется, ими легально можно пользоваться в общественных местах.

Почитатели вейпинга рассматривают его как способ отказаться от вредного никотина традиционных сигарет. «Парение» — явление относительно новое, влияние его на организм еще до конца не изучено, и окончательно этот вопрос прояснится, очевидно, через несколько лет. Но некоторые британские исследователи, например, уже заявляли, что электронные сигареты на 95% менее вредны, чем обычные.

— По ощущениям кальян и обычные сигареты всё же тяжелее, чем электронные. Вейпинг — это такой более легкий формат, — говорит основатель красноярского магазина KrasVape Алексей Угрюмов.

Сейчас в Красноярске работает два полноформатных вейп-шопа, десятки онлайн-площадок и традиционных магазинчиков, где можно закупиться жидкостями и устройствами для парения. По оценкам Алексея Угрюмова, на открытие магазина нужно не меньше 1,5 млн рублей. Его коллега из MegaBuzz Артем Стюков называет меньшую сумму — 500 тысяч, и окупить такие вложения можно примерно за один год.

Ежемесячные траты на вейпинг в принципе сопоставимы с тратами на обычные сигареты. Устройства условно можно поделить по трем ценовым диапазонам: до 3000 рублей, 3000-8000 рублей и свыше 8000. Жидкости — от 700 до 1500 рублей за 30 мл.

Прогнозы на будущее новой субкультуры вейперов Угрюмов и Стюков дают примерно одинаковые: пик популярности придется на 2017-2018 годы, затем вхождение в массы и последующий спад.


фото отсюда

Кальяны

Как и электронные сигареты, кальянные заведения (часто именуемые lounge бары) полностью законны. Они находятся в отдельных помещениях и обязательно имеют выделенную вентиляцию, по сути, функционируя как комнаты для курения, поясняют руководители проекта Lounge Guide Siberia Александр Савин и Виталий Пугачев.

Это не распространяется на «мобильные кальянные», которые организуют молодые люди прямо возле своих машин в теплое время года, например, на набережной Енисея. Такие кальянные попадают под курение в общественных местах, так как расположены в местах массового скопления людей, а их организаторы вряд ли платят налоги с прибыли. «В общем, ситуация схожа с продажей тюльпанов на 8 марта», — сравнивает Пугачев.

В Красноярске сейчас работает ориентировочно 35-40 кальянных, бум заведений пришелся на конец 2014-начало 2015 года, и сейчас можно говорить, что рынок перенасыщен.

— Существует стереотип, что, если открыть кальянную, дело выгорит в любом случае. Из-за этого последнюю пару лет на рынке появилось огромное количество малобюджетных и некачественных заведений, которые портят мнение об индустрии в целом. В целом рынок держится на пяти-семи основных кальянных, — говорит Виталий Пугачев.

Рентабельными, по словам Савина, будут вложения до двух миллионов рублей. Такую сумму возможно окупить за время существования индустрии в городе, которая рано или поздно пойдет на спад. При средней стоимости кальяна в городе 700-800 рублей чистая прибыль владельца не такая уж большая, отмечает Пугачев. Факторов много: аренда помещения, зарплаты, затраты на сырье, коммунальные платежи, ремонты, реклама и развитие.

Кальянные в Красноярске продолжают открываться, но более умеренно. В условиях перенасыщенного рынка кальянщикам приходится завлекать клиентов: выступлениями артистов, киновечерами, качественным кофе и так далее.

Курительные комнаты

Любителям традиционного табака с середины 2014 года приходится выходить на улицу, чтобы покурить. Вариантом для них могли бы стать курительные комнаты, но в Красноярске таких заведений единицы. Дело в том, что курилки в общепите запрещены антитабачным законом, поясняет ресторатор Анатолий Ващенко. В законе есть единственная лазейка, которая позволяет оборудовать в кафе или ресторане курилку — такое помещение должно быть оформлено на другого собственника.

Руководитель трактира «Иван Васильевич» Надежда Нусс говорит, что ее заведение имеет курилку — комнату примерно 15 кв. м, оборудованную лавочками и вытяжкой. Оно предназначено, в первую очередь, для сотрудников компании, но им без проблем могут пользоваться и посетители заведения.

Нусс полагает, что даже если законодательство позволяло бы без проблем оборудовать курилки, то не факт, что сети общепита ринулись бы их обустраивать.

— Сделать вытяжку, оборудовать комнату — это не проблема. Но вот найти помещение специально под курилку — это другой вопрос, — размышляет она. — Думаю, это одна из причин, почему в ресторанах и кафе Красноярска почти нет помещений для курения.

С ее мнением согласен Анатолий Ващенко, по словам которого «все квадратные метры должны использоваться с пользой»:

— Будет ли нам польза от того, что мы выделим эти 15 кв. м под курилку? Денежная выгода — только косвенно, потому что люди будут знать про существование заведения с таким помещением. И это всё. А аренду за эту комнату придется платить.

Кроме того, за время действия антитабачного закона люди уже привыкли к запрету на курение, добавляет Ващенко, «и супернедовольных нет».

— Наоборот, даже мои курящие знакомые говорят, что они рады запрету, потому что теперь после кафе одежда не пахнет так, как будто в пепельнице полежала, — делится он.


Статья носит исключительно информационный характер, курение вредит здоровью.

"