Латышская Стрелка: рядом с местом под скандальный храм активизировался прибалтийский инвестор

Александр Ибрагимов
3289

Рядом с запланированным храмом на набережной может появиться еще и место досуга горожан с парком и кафе. Подробности российско-латвийского проекта с богатой историей выяснил «Проспект Мира».

Предыстория

В 2012 году в Красноярске с визитом побывал патриарх Кирилл, который среди прочего должен был выбрать здесь место под строительство кафедрального собора. Кирилл, как гласит легенда, указал перстом на Стрелку — на том и порешили.

Однако спустя несколько месяцев выяснилось, что еще при бывшем мэре Петре Пимашкове в 2008 году землю на Стрелке без каких-либо публичных процедур отдали в аренду бизнесменам. Как немного неловко позже пояснял сам Пимашков, площадку разбили на два участка. Один из них «заняли красноярцы, которые работают в Москве, второй — москвичи, которые сегодня работают в Красноярске».

Территория, на которой предстояло строить собор, судя по всему, отошла уже ликвидированной красноярской компании «Ритейл Парк Групп», владельцы которой зарегистрированы в Москве. Они хотели возвести здесь офисный небоскреб, однако «случился кризис, и те, кто собирался строить на Стрелке, пришли и сказали, что строить они не будут», рассказывал Пимашков. Позже этот земельный вопрос урегулировали, в 2017 году земля в этой части набережной официально отошла Русской православной церкви под строительство собора.

Планировавшийся небоскреб на месте, где будет храм. Фото: Архитектурное бюро Дубовика

***

А вот второй участок по-прежнему арендован бизнесменами. Более того, два участка Стрелки напротив, находящиеся по ту сторону Качи, также сдаются девелоперам.

Участок номер один площадью 8433 квадратных метра расположен непосредственно на берегу Качи и Енисея за вантовым мостом. По информации публичной кадастровой карты, он предназначен «для строительства общественно-делового комплекса с инженерным обеспечением».

Второй участок площадью почти 11,4 тысячи квадратов находится напротив него через Качу и предназначен для строительства «здания культурно-оздоровительного комплекса». Третий — почти 6 тысяч квадратов — располагается справа от второго, его отдали под «размещение комплекса административно-деловых зданий».



Кто арендует

По данным Росреестра, с 2008 до 2022 годы землю рядом с вантовым мостом арендует компания «Автодом-Инвест». С 2011 года фирма показывает нулевую выручку. В год, как сообщили «ПМ» в пресс-службе мэрии, за участок арендаторы платят 1,672 млн рублей. 

В 2009 году компанией руководил Вадимс Григоренко и принадлежащее ему же Агентство региональных инвестиций «Сибирь» («АРИС»).

Судя по профилю в соцсети LinkedIn, Григоренко с 1998 по 2001 год обучался в Стокгольмской школе экономики в Риге, а в 2003-2005 годах работал в латвийской телекоммуникационной компании Lattelecom.

На сайте Красноярского экономического форума Вадимс Григоренко перечислен в списке гостей мероприятия от организации «Аваль-А» (развивает радиостанцию «Серебряный дождь» в Красноярске). Там же уточняется, что Григоренко — обладатель латвийского паспорта. 

По словам директора «Аваль-А», руководителя медиапроектов «Серебряный дождь», «Коммерсантъ-Красноярск» и «Московский комсомолец в Красноярске» Алексея Аверина, Вадимс Григоренко сейчас проживает в основном за рубежом и Красноярск посещает редко. До того, как получить окончание «С» к имени, он был известен как Вадим Владимирович Григоренко.

Григоренко принадлежит по 1% в уставном капитале компаний «Енисей-Каскад», «Русэнергосбыт Сибирь» (выручка в 2015-м году — почти 5,6 миллиардов рублей, чистая прибыль – 366 миллионов рублей; основной владелец зарегистрирован на Кипре) и «Автодом-Инвест». В Красноярске он был также членом совета директоров аэропорта «Емельяново» (как минимум до 2014 года).

Основной актив Вадимса Григоренко в России — уже упомянутая фирма «АРИС», которая принадлежит ему на 95% (остальные 5% — у компании «Аваль-А»). Выручка «АРИСа» в 2015 году составила 17,1 млн рублей, чистая прибыль — 9,2 млн рублей.

С ноября 2016-го руководство «Автодом-Инвеста» сменилось, но осталось связано с Григоренко. Руководит фирмой управляющая компания «Активум» — один из учредителей «Аваль-А» (второй учредитель — сам «Автодом-Инвест»). Помимо «Автодом-Инвеста», «Активум» управляет еще одной связанной с Вадимсом компанией — «Енисей-Каскад».


Вадим Григоренко в 2011 году (крайний слева), фото: ikaris.ru

***

Основной владелец (99%) компании «Автодом-Инвест» сейчас — это ООО «Медиастрой», корни которого тоже уходят в Латвию. Сам «Медиастрой» зарегистрирован в Москве в 2006-м, но принадлежит при этом компании с латвийской пропиской «Прокапитал Менеджмент».

По информации базы данных предприятий Lursoft, у «Прокапитал Менеджмент» есть активы, которые находятся в залоге у некоего Денисса (две с) Григоренко. 

***

Оба земельных участка по другую сторону Качи находятся в аренде также с 2008 по 2022 годы — у ЗАО «Крастяжмаш-Строй». Предприятие зарегистрировано в офисе неподалеку от Стрелки на улице Дубенского, 8. В одном из номеров «Бизнес-журнала» за 2008 год как директор по развитию «Крастяжмаш-Строя» упомянут Вадим Григоренко.

Что хотели строить

На всех трех участках Стрелки в конце нулевых собирались строить многофункциональный комплекс «Большой Красноярск» наподобие столичного «Москва-Сити». Описание проекта 2008 года можно найти на сайтах компании Григоренко «АРИС» (где проект и называют «Большой Красноярск») и московской архитектурной студии «КД», которая выступала разработчиком (там его именуют «Башни Красноярска»).

«Большой Красноярск», фото ikaris.ru

«Большой Красноярск», по замыслу проектировщиков, должен был состоять из трех частей с тремя башнями-небоскребами в 30 этажей. В первой планировалось разместить пятизвездочную гостиницу с магазинами, бассейнами, СПА- и спортивными центрами, во второй — офисы класса А, в третьей — медицинский центр. Башни комплекса в проекте перемежаются с более низкими зданиями в семь-десять этажей с барами, ресторанами, конференц-залами, а также парковками и обустроенной набережной. Общая площадь всего комплекса — 227,1 тысячи квадратных метров.

Заказчиком проекта, как писал портал «Сибдом», тогда была компания «Большой Красноярск». Сейчас эта фирма ликвидирована, с 2008-го по 2013-й ее учредителем был Алексей Овчаренко (замдиректора «АРИСа» и среди прочего глава одного из предприятий, принадлежащего «АРИСу»), затем — ООО «Коммерсантъ Красноярск». Директором «Большого Красноярска» два месяца в середине 2013-го побыл также Алексей Аверин, затем этот пост занимал Овчаренко.

Проект «Большого Красноярска» обсуждался в декабре 2008 года на заседании градостроительного совета, архитекторы тогда отправили его на доработку. Главной претензией специалистов было то, что строительство зданий увеличит транспортные заторы в районе улиц Ленина и Белинского. Кроме того, близость грунтовых вод осложнит обустройство и эксплуатацию подземных и цокольных помещений, посчитали архитекторы. 

Наконец, большинство экспертов отметили несоразмерность предлагаемого комплекса с красноярскими реалиями.

«Большой Красноярск», фото ikaris.ru

Что хотят сейчас

От «Большого Красноярска» отказались еще несколько лет назад. Алексей Аверин пояснил «ПМ», что тот проект был совместной инициативой нескольких девелоперов. «В его рамках планировалось комплексно решать вопрос транспортных развязок, подъездных путей, парковок, а также вопросы благоустройства набережной, — сказал он. — Но в силу изменившейся экономической конъюнктуры в том виде проект потерял актуальность».

По словам Алексея Аверина, взамен небоскребов на берегу Качи теперь планируется «культурное парковое пространство, общественный комплекс управления парка с теплыми туалетами, кафе и детской комнатой». Возводимые строения будущего парка будут одноэтажными, их общая площадь не превысит 300-500 квадратов, заявил Аверин: «Основная задача, стоявшая перед архитекторами, органично вписать сооружения в архитектурный и природный ландшафт набережной Енисея».

В департаменте градостроительства мэрии «ПМ» рассказали, что «Автодом-Инвест» относительно недавно дважды обращался за разрешением на строительство «выставочного центра» на Стрелке — в декабре 2015-го и феврале 16-го. Оба раза департамент отказал, так как к проекту были формальные и технические замечания: отсутствовали, например, пояснительная записка с описанием проекта, данные об учредителях компании, и, самое главное, — проект не проходил экспертизу.

Замечания департамента сейчас устраняются, со слов Аверина, «в ближайшее время компания снова подаст проект на разрешение на строительство». Приступить к работам девелоперы надеются уже в этом строительном сезоне. На реализацию основных этапов проекта понадобится год-полтора, общий объем вложений составит «несколько десятков миллионов рублей».

***

Какая судьба ждет два соседних участка по ту сторону Качи, которые арендует «Крастяжмаш-Строй», пока неясно. В департаменте градостроительства пояснили, что «Автодом-Инвест» подавал заявления конкретно на «свою» территорию.

В приемной «Крастяжмаш-Строя» «ПМ» сказали, что прокомментировать ничего не могут, поскольку компания «уже давно не строит». «Рабочих у нас нет, только управление сидит. Просто напишите, что компания не работает», — заявили в приемной. 

Фото на обложке: studio-kd.com

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх