Posted 30 января 2017,, 09:59

Published 30 января 2017,, 09:59

Modified 29 мая 2023,, 09:21

Updated 29 мая 2023,, 09:21

«Сговор во благо»: как устроен рынок ЧОПов в Красноярске

30 января 2017, 09:59

На прошлой неделе директор частного охранного предприятия «Илир» Евгений Мальчиков обвинил мэрию Красноярска в сговоре с другой охранной фирмой. Если верить Мальчикову, условия аукциона на вооруженную охрану здания администрации были подогнаны под конкретную организацию, и в реальности оказывались услуги невооруженной охраны (что стоит дешевле).

«Проспект Мира» на условиях анонимности поговорил с руководителем одного из красноярских ЧОПов о том, как устроен охранный рынок в городе, как недобросовестные фирмы «кидают» своих работников и демпингуют на госзакупках и какие охранники самые лучшие.

О системе и участковых

Охранный рынок сильно обособленный. По сути, он чисто для сотрудников МВД в отставке: основные игроки — это бывшие менты. ЧОПы начинались с вневедомственной охраны. Вот предприятие «Родимичи», например, одно из первых в городе — так его, если не изменяет память, бывший начальник вневедомственной охраны Кировского района создал.

Так что это всё бывшие люди системы. Они работали-работали у себя на районах, потом на пенсии открыли ЧОПы, активы с вневедомственной перебросили на свое — и работают.

Сейчас, по мере сокращения вневедомственной охраны, частники начали плодиться как грибы — их с каждым годом всё больше. ЧОПы в прошлом году перебросили на Росгвардию: я туда каждый квартал отчитываюсь и смотрю данные о том, сколько их у нас в городе. Последний раз было 785.

Коммерции их, понятно, никто не обучал: они только охранять да компромат искать умеют — больше ничего. Поэтому деньги часто добываются через связи. У бывших коллег, которые еще на пенсию не ушли, можно добывать коммерческую информацию — во вневедомственной охране, у участковых. Участковый — это первый, кто сливает инфу про возможные объекты для охраны, про открывшиеся предприятия.

Как это делается? Вот есть участковый, которому скоро на пенсию. Он начинает думать о будущем, как ему там деньги зарабатывать. Участковый знает всех местных бичей, бомжей, да? Говорит такому: «Ты вот дел натворил, тебе за это ничего не будет. Но…» — и просит его подолбить какую-нибудь местную базу или склад.

Владелец базы обращается к участковому, дескать, товарищ участковый, вот было нападение. Тот отзванивается знакомому чоповцу, типа: «Все схвачено. Через три дня присылай своего торгпреда». И этому с базы говорит, что есть одно хорошее охранное предприятие на примете — ну якобы такая рекомендация.

Потом участковый выходит на пенсию — и куда он пойдет работать? В этот же ЧОП. Сначала начальником службы безопасности, например. Ему же как бы обязаны — он инфу сливал. Но часто он не справляется, потому что не работал в коммерческих фирмах, и в итоге скатывается в охранники.


О госзакупках и демпинге

Среди всей этой массы ЧОПов много некачественных, которые не умеют договариваться, искать объекты. Поэтому, естественно, все лезут в госзакупки: видят эти государственные, муниципальные объекты и начинают на них кидаться, рвать на аукционах. Залазят на торги и начинают жестко демпинговать или создают предприятия-однодневки с несколькими сотрудниками под конкретный аукцион.

На госконтрактах давно сложились определенные правила. Грубо говоря, есть группа предпринимателей, которые поделили между собой этот рынок: всем хватает, все работают при деньгах, которые позволяют развиваться и качество поднимать.

Но новые компании эти правила соблюдать не хотят. Вот конкретно «Илир» — три года назад он появился. Взяли «Рено», раскрасили его, построили себе как-то оружейку (оружейную комнату). Начали участвовать во всех торгах — практически во всех аукционах, которые я смотрел, везде участвуют. При этом жестко демпингуют.

Я от демпингующих вне себя, если честно, — они же обрушили весь рынок, и ни о каком качестве там говорить не приходится. Вот ЧОП выиграл аукцион по охране школы, которую до них охранял другой. У него была дежурная часть, куда круглосуточно звонки поступают: где с каким объектом что-то подозрительное происходит. Ну и просто, когда охранник выходит на пост, отзванивается, чтобы его зафиксировали в журнале.

И вот на школу заходит эта новая фирма, ее охранники на посте видят номер дежурной части, который от старых остался. И они целый год, не разобравшись, отзванивались по этому номеру, говорили свое имя-отчество, время прибытия и всё остальное. И всё это время конкуренты могли пробивать имена этих охранников, смотреть, есть ли у них лицензия.

Или вот другой ЧОП демпинганул и выиграл объект здравоохранения. Серьезный объект то есть — там комната лекарств, комната наркотиков, которые надо охранять. Цена контракта оказалась такой низкой, что охранникам платить было нечем, они у него разбежались. В итоге директор ЧОПа сам по ночам этот объект охранял, жил там, спал. С женой развелся, потому что дома почти не бывал. И со всем этим кидаловом охранников на объекте за два года заработал 47 тысяч рублей.


Как кидают охранников

Получает предприятие на аукционе какой-нибудь муниципальный объект — за 19 тысяч в месяц. ЧОПу на эти деньги нужно содержать трех человек, чтобы они сутки через двое работали, нужно заплатить налоги, раздать зарплату, заплатить проверяющему. Плюс какая-то выгода предприятию должна же остаться, хоть что-то.

Каким образом за 19 тысяч можно что-то охранять? Очень просто. Ты нанял людей, пообещал им зарплату, грубо говоря, 20 тысяч. Выдал частично, а на остальное оштрафовал. Есть же должностная инструкция, в которой всё расписано: когда заступать на дежурство, расписываться в журнале и прочее. Приходит проверяющий, говорит: «Ага. Кепка на столе лежит, а должна быть на тебе. Нарушение форменной одежды — штраф». И таких мелочей можно выдумать целую кучу.

На второй месяц охраннику говорят, якобы муниципалитет деньги задерживает, подожди с зарплатой. Когда время рассчитываться приходит, говорят: «Да, деньги пришли, но давай-ка посмотрим на твои нарушения». И получается, что человек работает два месяца, а деньги ему дают за один или за полмесяца. Охранник тянет так, тянет, тянет — в итоге увольняется, приходит следующий.


Об охране мэрии

Не думаю, честно говоря, что в мэрии стоит вооруженная охрана. Но вооруженная группа быстрого реагирования — гэбээрка, которая по вызову приезжает, — точно должна быть. Наверняка ее обеспечивает вневедомственная охрана. 

Вообще закон о частной охранной деятельности субподряд не предусматривает, но можно взаимодействовать. То есть если у ЧОПа есть договор с вневедомственной о взаимодействии, то можно говорить, что у охранного агентства есть ГБР, и указывать это в лицензии. Как бы лазейка, но ничего плохого тут в принципе нет.

Если предположить, что охрана в мэрии невооруженная, но качественная, то платить предприятию придется по грубым подсчетам 117-120 рублей в час. Это минимальная цена, при которой только-только можно качественно оказывать услуги охраны без оружия. Чтобы все были рады, чтобы не было текучки.

Что в эту цену войдет? Условно будем считать, что там один пост, на него нужно три человека. Со всеми вычетами, налогами, страховками и пенсиями только зарплатный фонд будет 64 350 рублей в месяц. Плюс охраннику нужны будут дубинка, наручники, форма. Его проверять надо, то есть нужна ставка проверяющего — еще плюс 5 тысяч, но ее в принципе может на себя взять директор. 

На развитие и обслуживание предприятия тоже должно что-то оставаться — грубо приплюсуем сюда тысяч 15. В итоге выходит 84 350 рублей, которые делим на 30 и на 24. Вот получаются эти 117-120 рублей в час (по словам Евгения Мальчикова из «Илир», мэрию в 2016 году охраняли примерно по такой цене, только с оружием — «ПМ»).

Фото: dela.ru

Вооруженная охрана будет где-то еще рублей на 100 в час дороже. Добавляется человек, который следит за оружейной комнатой. Он не просто сидит и журналы заполняет — раз в две недели он должен чистить оружие. Раз в месяц его может проверить лицензионно-разрешительная служба. Любой косяк — не тому табельное оружие выдал, например, перемешка произошла — грозит уголовной ответственностью. Минимум тысяч 25 в месяц смотрителю оружейки надо платить.

Еще 25 тысяч платишь вневедомственной охране — за то, что она контролирует твою оружейную комнату. За охрану охранников, так сказать. Ну и патроны, и еще всякая мелочь.

Исходя из цены, делаем вывод, была ли там, в мэрии, вооруженная охрана. От вооруженной охраны там, скорее всего, только конкурсная документация. Фактически там стоит нормальная, полноценная охрана, но без оружия.

Условия конкурса, под которые подходят не все ЧОПы, скорее всего, специально подбирались, потому что администрация таким образом подстраховалась от таких вот компаний, которые демпингуют рынок. То есть сговор там, допустим, был, но во благо.


О тех, кто лучше охраняет

У охранников есть три разряда: четвертый, пятый и шестой. Первого, второго и третьего почему-то нет — как со старыми «Звездными войнами». Хотя сейчас что-то придумывают насчет третьего разряда — это контролер-наблюдатель, который может наблюдать, но не вмешиваться, а сразу вызывать наряд.

Четвертый разряд — это охранник со спецсредствами: наручниками, дубинкой. Пятый — это травматическое оружие, шестой — огнестрельное, ненарезное. Начиная с пятого разряда, у охранного предприятия должна быть оружейная комната, разрешение на оружие.

Самый лучший охранник — это женщина пенсионного возраста. Ну и вообще люди, только-только вышедшие на пенсию. Они внимательные, у них чувство ответственности есть, знают свою работу. У простых охранников полномочий же почти нет. Поэтому самое главное, чтобы охранник вовремя сообщил руководству о нарушении, о том, что началась какая-то катавасия.

Студенты тоже хорошо работают — для молодых вообще хорошая подработка, я считаю. Хотя для начала придется потратиться. Чтобы получить четвертый разряд, нужно заплатить 7 тысяч рублей за обучение, 2,5 тысячи — пошлины за получение удостоверения. Дактилоскопию сделать, фотографию. Короче, в десятку встанет, чтобы работать по закону.

Шестой разряд — вооруженные, — там уже совсем другие люди, конечно, должны быть. Обучение дороже, и оно должно вытекать в качество. Такой охранник периодически проходит стрельбы, приемы самообороны. Люди, выезжающие по вызовам, должны быть хорошо подготовлены. Ладно, когда датчик в квартире сработал — он и от ветра, от кошки может сработать, но когда люди нажимают на тревожную кнопку, то охранники едут на прямой конфликт. Так что там, естественно, выдержка и подготовка нужны.

"