​Мал, мала, меньше: 6 исчезающих народов Красноярского края

Екатерина Луконина
3492

На территории нашего региона проживают тысячи представителей десяти коренных сибирских этносов. Но сегодня, в Международный день малых коренных народов, «Проспект Мира» вспоминает тех, кого почти не осталось.

Чулымцы

Как понятно из названия, населяют берега реки Чулым, а также ее притоков — рек Яя и Кия. В Томской области их насчитывается 250 человек (по данным переписи 2010-го года), в Красноярском крае и того меньше — 115. Красноярские чулымцы живут в деревне Пасечное и в селе Чиндат Тюхтетского района, причем они имеют свой говор чулымского языка — мелетский. Язык этот, правда, бесписьменный и используется только в сфере бытового общения. В 2006-м году житель Пасечного организовал кружок по изучению чулымского языка, но дело не заладилось, и он распался.

Фото: rustuyrks


Энцы

Ранее были известны как енисейские самоеды. Согласно последней переписи, их численность в России составляет 227 человек. Сами себя энцы делили на тундровых (сомату) и лесных (пэ-бай). А название «энцы» произошло от слова «эннэчэ», что буквально означает «человек». Впервые энцы упоминаются в летописях 15-го века как «монголзеи», по названию рода Муггади — отсюда же произошло название первого русского острога в Сибири, Мангазеи.

Сегодня энцы в большинстве своем обитают на восточном берегу нижнего течения Енисея: лесные энцы проживают в поселке Потапово, а тундровые — в Воронцово. Интересно, что письменность на энецком языке появилась только в 1980-х годах, а первая книга была опубликована в 1995-м году — это был перевод «Евангелия от Луки».

А еще энцы интересны тем, что в древности они практиковали обряд воздушного погребения: тело умершего подвешивали в воздухе, чтобы предать его духам воздуха, света, дерева и другим. Сегодня такой обряд сохранился только у некоторых племен Южной Америки.

Фото: cilture


Селькупы

«Таежные люди» живут в Ямало-Ненецком автономном округе, Тюменской, Томской областях и на севере Красноярского края, где их насчитывается чуть больше 400 человек. В Туруханском районе расположен единственный в крае селькупский поселок — Фарково. В древности селькупы верили в то, что хозяйкой земли является Илын Кота — Старуха Жизни, а небо, земля и нижний мир были связаны рекой, доступной для шаманов.

Фото: bloggerru


Нганасаны

Являются самым северным народом Евразии — они населяют Таймырский полуостров. Сами себя нганасаны называют «няа» — товарищ. В России насчитывается 862 товарища, из них в нашем крае — 732 (при этом нганасанским языком владеет всего 125 человек).

Нганасаны — искусные оленеводы, в их языке существует более 20 слов для обозначения этого животного в зависимости от возраста, внешнего вида, ветвистости рогов и других признаков.

Нганасаны славились своим устным фольклором. Например, у них существовало состязание в остроумии «кайнгэймэкуми», когда двое парней садились по сторонам от своей избранницы и сочиняли иносказательные песни. Тот, кто не мог понять смысл текста соперника, считался побежденным. А «ситаби» — героические поэмы о богатырях — могли рассказываться или петься круглые сутки!


Фото: trinixy


Кеты

Раньше были известны как енисейские остяки. На территории Красноярского края их насчитывается около 1200 человек, проживают они в Туруханском, Эвенкийском и Енисейском районах. Кетский язык на сегодняшний день является последним живым представителем енисейской языковой семьи — число носителей, по оценкам специалистов, не превышает 150 человек. Другие родственные ему языки — пумпокольский, аринский, ассанский — исчезли еще в 18-19 веках вместе с последними носителями.

Кеты известны тем, что еще до прихода русских в Сибирь они освоили металлургию и изготавливали охотничьи орудия. Наконечники своих стрел кеты смазывали ядом из разложившегося рыбьего жира.

Фото: ethnic


Юги

Наконец, №1 в списке малочисленных народов Красноярского края. По данным переписи 2010-го года, остался всего один (!) носитель югского языка. Да и то неизвестно, остался ли еще — шесть лет прошло.

Когда-то юги, сами себя называвшие юганами, населяли среднее течение Енисея, в основном территорию Туруханского района. Вплоть до 2002 года они не выделялись как самостоятельный народ и учитывались как кеты, а в 2002 году в России были зарегистрированы 19 югов. Их язык находится на грани исчезновения, что и понятно, учитывая единственного живого носителя. Увы, даже фотографий этих аборигенов не нашлось.


Система Orphus
Екатерина Луконина
автор

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх