«Вред в пользу»: красноярский священник поругал и похвалил фильм «Матильда»

Роман Минеев
1191

Красноярский православный психолог и иерей Родион Петриков поделился с «Проспектом Мира» впечатлениями от фильма «Матильда» и рассказал, что конкретно не нравится церкви в картине Алексея Учителя и чем она, тем не менее, может быть полезна мужчинам за 40.

Я ожидал увидеть более скандальный и грязный фильм. Не так страшна «Матильда», как её малюют. Это историческая «Санта-Барбара» на тему «женская красота — страшная сила». Сюжет фильма таков: любовный треугольник, в центре которого оказался царевич Николай II — еще не царь, но уже наследник престола. В ходе внутренней борьбы Николай выбирает жениться по долгу, по повелению Божиему. С Александрой Федоровной они прожили долго и счастливо, 24 года, и это факт. Их любовь известна, описана в письмах. И в православном, и в светском мире их пример является значимым. 

Что до исторической правды, то, судя по источникам, роман между императором и балериной Матильдой Кшесинской закончился за два года до коронации, а не за несколько дней, как показано в фильме. В этом смысле «Матильда» является исторической фальсификацией, и этот момент упускают те, кто обвиняет православную общественность в бурной реакции протеста.

Не в том дело, что фильм порочит имя царя-страстотерпца. Церковь не боится показывать порочную и грешную жизнь своих святых, а сама это делает нарочито и целенаправленно. В каждый великий пост мы останавливаем богослужение и зачитываем вслух житие Марии Египетской. Есть целая неделя, посвященная ее памяти. Это женщина, которая больше половины молодых лет, можно сказать, всю юность посвятила блуду. В сравнении с поступками Марии похождения Кшесинской меркнут. Мы же возмущаемся против исторической недостоверности. 

кадр из фильма
кадр из фильма

В тоже время агрессивные акции протеста демонстрируют не евангельский подход к делу. Когда Христа в Великий четверг взяли в Гефсиманском саду в плен, апостол Петр хотел его защитить и вытащил меч из ножен. На это Христос сказал ему: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут! Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» Евангельский подход в том, чтобы сказать правду. Для православных людей, которые чтят Николая II, фильм служит поводом поговорить о том, что было на самом деле, развеять мифы. Надо оборачивать вред в пользу. Это самый оболганный царь в истории! 

Мы на епархиальном собрании обсуждали выход картины, и пришли к выводу, что окончательное мнение можно вынести только после просмотра. Это трезвая позиция. Изначально шум подняли, даже не видев фильма. Священники у нас следят за кинопремьерами и на «Матильду» пойдут. Иначе будет как в анекдоте: два мужика общаются, один другому говорит: «Тебе Моцарт нравится?» «Нет». «А где ты его слышал?» «Да таксист напевал». 

Были в фильме и красивые моменты, не знаю, правда, насколько достоверные. Когда была репетиция коронации и Александре Федоровне надевали корону, которую закрепляли шпилькой, ей поцарапали голову, потекла кровь. Это образ мученического венца, который она потом приняла в Екатеринбурге… Что до спиритических сеансов, о том, были ли они в ее жизни, неизвестно, но есть данные, что она была мистично настроена. Она увлекалась кликушами, блаженными, которые предсказывали будущее. Оттого появился в жизни царской семьи Распутин — Николай не мог противиться супруге. 

кадр из фильма
кадр из фильма

Кровью, по сути, с Ходынки, когда погибло две тысячи человек, началось императорство Николая II и кровью же закончилось. Царя даже в народе ближе к 1917 году называли «кровавый Николай»: Ходынка, русско-японская война 1905 года, «Кровавое воскресенье», 1917-й год, Первая мировая война, в которой Россия проигрывала поначалу. Считали: вот, сколько людей «кровавый Николай» положил своей политикой. 

В целом фильм показывает монархию со слабой стороны. Колеблющийся наследник престола предстает несчастным пленником страсти, который не может выбрать между двумя женщинами и из-за этого хочет отказаться от короны. Возникает вопрос, кого мы выбрали? Ведь он не знает, чего хочет! При дворе плетутся интриги. А начальник службы безопасности императора в сапогах не может догнать балерину, которая на каблуках… 

Каков режиссер, таков и фильм — у кого что болит. Неверующие и будут выбирать такие скандальные темы: как увидел царевич грудь и потерял покой. С таким материалом нужно обходиться очень деликатно. Учитель должен держать ответ, если берет такую историческую фигуру, притом святого. Волна возмущения есть та мера ответственности, которую он на себя принимает. Режиссер взял на себя смелость снять недостоверный фильм и принять удар протеста. 

кадр из фильма
кадр из фильма

Если подытожить, это «Санта-Барбара» со счастливым концом. История о том, как одна женщина свела с ума конную армию людей, но один из них устоял.

Тем не менее, в конце Учитель возвращает нравственный смысл, что даже отказ от так называемой любви к балерине может привести к счастливому браку. Сегодня часто встречается проблема, когда, как в народе говорят, седина в бороду, а бес в ребро: мужчины за 40 меняют «устаревших» жен. То есть для многих мужчин эта картина может быть гирькой на чашу весов, которая спасет их семью. 

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх