Не в службу: почему в РПЦ «запретили» священника Петра Боева и дьякона Ивана Логинова

Александр Ибрагимов
8098
Епархиальный церковный суд на 10 лет запретил иерею Петру Боеву и диакону Ивану Логинову вести службу. Красноярские священнослужители были известны своей открытостью СМИ, внецерковными проектами, активностью в соцсетях и вообще слыли реформаторами и модернистами. Сторонники «отступников» считают, что популярных и усиливающих свое влияние священнослужителей от греха подальше убрали консерваторы в епархии, другие полагают, что молодые отцы заигрались с «еретиками» и создали чуть ли не секту под крылом РПЦ. «Проспект Мира» разбирался в ситуации.



В начале последней недели года пресс-служба епархии сообщила, что на Петра Боева и Ивана Логинова пожаловались жители Красноярска. Им якобы не нравится деятельность православного братства «Святое дело» (создано в 2011 году), которое курируют Боев и Логинов. Епархиальный суд по итогам 6 заседаний запретил иерею и диакону священнослужение «за серьезные нарушения норм личной жизни, самочинное изменение чинопоследований богослужений и кощунственное отношение к таинствам и постам».

Сторонница Петра, Ивана и братства «Святое дело», журналистка Татьяна Антипьева рассказала «ПМ», что суд против священников начался в первых числах октября. При этом «происходящая сейчас картина» готовилась давно: консервативная часть красноярского духовенства якобы была недовольна, во-первых, открытостью дуэта Логинова-Боева, а во-вторых, тем, что они общаются с протестантами. «В церкви есть крупное реакционное сообщество, у которого открытость, живость батюшек вызывала агрессию и неприятие», — полагает Антипьева.

Сам Петр Боев, комментируя причины отстранения от службы, пояснял, что они с Логиновым не вписываются в формат и «вышли за пределы привычного понимания священства». «Это произошло не недавно, поэтому произошедшее ожидаемо», — говорил он в эфире ТВК.


Фото: группа проекта «Сорняки»

Петр Боев и Иван Логинов негласно считаются сторонниками Георгия Кочеткова — неоднозначного богослова и священника РПЦ. Церковь не раз критиковала Кочеткова за его убеждения, обвиняла в «неообновленчестве», протестантизме, атеизме и в чем только не. Полуопальный священник тем не менее продолжает служить.

Противники красноярских «кочетковцев» понимали, что их популярность и влияние растут, поясняет «ПМ» близкий к епархии источник. На паблик «Святое дело», например, подписаны более 800 человек, по несколько сотен подписчиков имеют другие группы отца Боева и Логинова («Сорняки», «Духовные беседы», «Петр Боев. Все встречи» и так далее).

— Священники, которые поддержали запрет Боева и Логинова, видят, что они уводят народ в обновленчество, — размышляет экс-журналист газеты «Православное слово Сибири» Роман Минеев. — Клуб Боева за годы стал многолюден. Помню их собрание в архиерейском доме — куча молодежи была. Не видел такой многолюдности [у других священников], которые работают с подростками и молодежью.

Фото: группа проекта «Сорняки»

В соцсетях меж тем начали обсуждать версию, что в поданной на Боева и Логинова жалобе тех обвиняли в «блуде». Один из членов «Святого дела» и близкий к епархии источник анонимно подтвердили «ПМ», что в жалобе такие обвинения были, но в правдивости этих заявлений оба сомневаются.

В епархию пожаловались двое мужчин, недовольных, что их жены проводят слишком много времени в братстве. Член «Святого дела» считает обвинения клеветой и только поводом для отстранения священников от службы: «Когда эти парни пришли в епархию, то люди, которые несколько лет бурлили и агрессировали против открытого стиля общения священников, ухватились за них, взяли в оборот и начали суды».

Один из молодых людей, который якобы пожаловался в епархию, отказался подтвердить или опровергнуть «ПМ» эти сведения — пока епархия не благословит ответить. Связаться со вторым не удалось.

Источник в братстве пояснил «ПМ», что верующих, чья вина в «блуде» доказана, не допускают до причастия: «Но всё время, пока шло разбирательство, и сейчас тоже никто священников от причастия не отлучал. С одной стороны, есть обвинения по таким страшным моментам, их отправляют в запрет, с другой — допускают до причастия. Одно другое исключает».

В свою очередь упоминаемые в решении суда «серьезные нарушения норм личной жизни» могут трактоваться очень широко, говорит источник, близкий к епархии: «Нарушение может быть разным — не обязательно речь о том, что кто-то целовал кого-то или чего похлеще. К священнику суровые требования предъявляются — может, он просто обнял кого-то слишком крепко».

Член «Святого дела» подтверждает, что в братстве практикуются дружеские «обнимашки», которые среди прочего и могли стать поводом для ревности и жалобы молодых людей в епархию.

Сам Петр Боев от комментариев отказался, Иван Логинов на звонки не отвечает.

Фото: группа проекта «Сорняки»


Какие именно традиционные православные каноны нарушили Иван Логинов и Петр Боев, неизвестно — приговор церковного суда не разглашается. Как полагают несколько священников Красноярской епархии, речь главным образом идет о трех моментах.

Во-первых, Боев в этом году был спикером на протестантском форуме «ЮС16». Отец Алексей Язев поясняет «ПМ», что общаться православным с протестантами никто не запрещает. «Буквально вчера ко мне в храм заезжал один знакомый харизмат (протестант), помощник местного пастора, — рассказывает священник. — И я не шарахнулся от него, не убежал с криком в даль, а просто поговорил. Другое дело, если бы я пригласил его на литургию, ввел в алтарь и прочее… Ну или сам бы пришел к ним на собрание в священническом облачении и принял участие в служении».

Видеоролик выступления Петра Боева на форуме «ЮС16» выложен в сеть, и, по словам красноярского священника Андрея Дорогова, на видео зафиксировано, как Боев читает проповедь, а также молится вместе с протестантами. «Эти молитвы не православные, с еретиками нам запрещено молиться. А протестанты для православных — это еретики», — говорит Дорогов.

Во-вторых, возмущение могла вызвать фотография, запечатлевшая, по видимости, литургию (главное церковное богослужение) на открытом воздухе. Часть присутствующих на церемонии сидит на земле, а в волосы Ивана Логинова, который ведет службу, вплетены яркие ленты.

«Я очень надеюсь, что ошибаюсь в предположениях и это не литургия. Как сказал один мой знакомый священник, в юности активный участник ролевого движения: «Это прямо как наши толкиенутые игрушки лет двадцать назад в роще за универом (СФУ, бывший КГУ — ПМ)», — объясняет Алексей Язев, что именно на фотографии могло возмутить.

Наконец, церковь могло не устроить «заигрывание» Петра с восточными религиями. Часть своих семинаров, например, Боев проводит в «Йога-баре», а в своих постах «ВКонтакте» иногда использует хэштег «#медитация».

Как поясняет Татьяна Антипьева, само слово «медитация» Боев употребляет в его исходном значении — «размышление» (от лат. meditatio). Но священник Андрей Дорогов парирует: слово «сейчас окрашено иначе, чем это было в писании тех же латинских отцов» «В наше время термин окрашен восточной мистической традицией, и, соответственно, его нельзя применять в православной молитве». 

Скриншот страницы vk.com Петра Боева

Непосредственно к «Святому делу», которое курируют Боев-Логинов, тоже есть претензии. Отец Алексей Язев (попросил указать, что выражает личное мнение, а не позицию епархии) рассказывает, что присутствовал на самых первых собраниях братства в 2011 году, но через некоторое время понял, что не хочет участвовать в движении:

— На встречах мне всегда вспоминалась пионерская юность. На школьных собраниях меня вечно ругали: «Почему у Язева длинные волосы?», «Почему Язев с разбитой губой пришел на уроки?» (я боксом занимался). Тут вопросы были похожими — вы с супругой почему братство пропустили? Вы почему книжку выданную не прочитали и не начали ей восторгаться?

Язев говорит, что как священник он выслушивал исповеди людей, покинувших братство. «И с огромной печалью я слышал аргументы, которые ранее формулировал сам для себя, — признается он. — Не знаю, что сейчас в братстве творится, но пять лет назад там был устойчивый запах несвободы — просто дышать было невозможно. На фоне внешнего модернизма на самом деле там совершенно иное. Христианская свобода, прежде всего самого себя от своих прихотей и похотей, подменялась личной верностью определенным людям».

Похожие свидетельства о «Святом деле» можно встретить и в обсуждениях в соцсетях — некоторые и вовсе называют братство сектой.

Впрочем, Татьяна Антипьева подобные обвинения называет лишь передергиванием фактов, отмечая, что никаких принуждений или обязательных финансовых взносов в «Святом деле» нет. «Просто если человек участвует в каком-то проекте, то это его решение», — утверждает она, добавляя, что если у кого-то и есть зависимость от кураторов, то не более, чем от близких людей.

С термином «секта» не согласен и сам Алексей Язев: «Это не секта, по моему мнению. Слава Богу, мы все причащаемся из одной Чаши — и это внушает определенный оптимизм».

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх