Posted 18 октября 2018,, 05:30

Published 18 октября 2018,, 05:30

Modified 29 мая 2023,, 09:20

Updated 29 мая 2023,, 09:20

«Мы сложнее, чем виски с колой»: бар SMETANA рассказывает, почему уютные бары губят клубную индустрию

18 октября 2018, 05:30

Клубной культуре в классическом европейском понимании так и не удалось обосноваться в Красноярске. Даже клубы местного разлива — с привкусом эпохи путинского гламура нулевых — уходят в закат один за другим. «Колорадский Папа» и «Облака» отправились на покой в 2016-м, скоропостижно тусовку покинула «Эстрада», не так давно прогремела прощальная вечеринка в «Иксах». А про такие места, как «Три дня дождя», «Нирвана», «Пилот» и «Подиум» вспоминать не стоит по истечению срока давности. Господин Кутёж всё чаще выбирает уютные бары с ламповой обстановкой.

Почему стоит окончательно констатировать смерть клубной индустрии нулевых и как маленький бар с лёгкостью заменяет клуб на тысячу мест — разбираемся вместе с бар-менеджером бара SMETANA Петром Черевковым.


На хайпе и панчах

— Поп-культура в России меняется очень быстро. — рассказывает Петр. — Здесь все живут на хайпе и на панчах. Никому не под силу каждый год менять свой клуб под новые веяния современной поп-культуры. Плюс бара в том, что здесь рано или поздно формируется «костяк», которого цепляет местная атмосфера. Бар не создается для широкой публики. В целом это всегда одни и те же гости с одними и теми же ценностями и желанием определенным образом провести время. Каждый находит свой бар, и это так же здорово, как найти своего стоматолога или парикмахера.


Вне конвейера

Отсутствие в Красноярске клубной индустрии можно объяснить разными причинами. Кто-то пеняет на экономические кризисы, кто-то — на демографическую яму, —  прежняя тусовка успела состариться и залечь на дно, в то время как новое поколение проводит время иначе.

Есть и другая версия. Как ни парадоксально, людям стало тесно на огромных танцполах. Им хочется более качественного обслуживания, действительно вкусной еды и не конвейерных напитков. Одни не прочь побаловаться кальяном, в то время как другие нетерпимы к запаху фруктового дыма. Задача современного бара — учесть все предпочтения. А еще посетители хотят общаться, а не пытаться перекричать очередной замиксованный хит российской поп-музыки. Этот вывод подтверждает Петр:

— Бар — это то место, куда человек приходит не просто выпить или поесть. Он приходит за атмосферой. Для того, чтобы почувствовать себя частью той атмосферы, которая создается в каждом заведении. Для того, чтобы знакомиться с новыми людьми либо общаться с теми, с кем они пришли сюда. Как бы то ни было, всё крутится вокруг общения.


Забота — это искать щавель

— В своей практике я никогда не сталкивался с таким, чтобы сказать посетителю: «Этого коктейля нет». Человек всегда должен получить всё, что хочет. Когда я работал в Москве, и у меня закончился щавель, я потратил 15 минут, чтобы оббежать каждое заведение на Красном Октябре и найти этот щавель.

Получится ли снискать такую заботу в клубе? Вряд ли:

— Многие люди выросли из того состояния, когда можно 10 минут орать у бара: «Налейте мне виски с колой. В баре ты можешь, заказывая напитки, подчеркнуть свою индивидуальность. У бармена больше времени, и больше возможности потратить это время на тебя. В клубах практикуют простые напитки — готовить сложные коктейли, когда у барной стойки люди стоят в 3-4 ряда, практически невозможно.
В клубе ты не откроешь для себя ничего нового. А новый бар — это всегда неизведанная территория, куда ты приходишь как разведчик, чтобы сформировать свое мнение в составе первой группы. Здесь почти нет заказов по типу «виски с колой», это 1 случай из 100. Каждый напиток, что ты здесь заказываешь, подчеркивает твою индивидуальность.


Владивосток двухтысячных и невзыскательная Самара

А что в других городах? Петр успел изучить страну с каждого края: Питер, Москва, Владивосток и Самара. Некоторые из пунктов оставили противоречивые чувства:

— Владивосток — город с дорогим уровнем жизни и при этом небольшими зарплатами. На гастрономическую составляющую города влияет близость к Азии. Здесь, легче достать позиции азиатского происхождения, например, сакэ. Однако Владивосток настолько далеко, что он живет обособленной жизнью. Он не признает авторитетов, и тренды в сфере барной культуры, шагающие по стране, для них пустой звук. Владивосток живёт будто на 10 лет назад, в плане барной культуры у них сейчас двухтысячные.

В Самаре вообще всё очень сложно. Работая во Владивостоке, я думал, что тружусь на периферии до тех пор, пока не переехал в Самару. Несмотря на то, что это центр России, в сфере баров это еще большая периферия, чем Дальний Восток. Им это всё просто не надо, оно там не приживается. Самарчане ходят по пабам, пьют простые напитки вроде местного пива. Там просто другая жизнь, и для них коктейльный бар — это слишком роскошно. Всё должно быть проще, дешевле.

Коктейльная столица сейчас — Питер. Если раньше это была Москва, то теперь все самые достойные барные мероприятия, всероссийские ивенты перебираются в Питер. Он ближе к Европе, к европейским тусовкам и рейвам. А в Москве колоссальная проходимость, и любое открытое заведение там можно отбить за полгода. Там пытаются догнать успех, а не добиться индивидуального подхода к гостю.

Людям нужны люди

Общение как сверхценность — эта тенденция зародилась в столицах и теперь добралась до Красноярска. Бизнес-эксперты всё чаще отмечают: люди готовы платить именно за возможность почувствовать себя в кругу друзей, даже если они пришли на вечеринку в одиночестве.

— Для меня хороший бар — это прежде всего люди. Здесь люди делают коктейли и приводят сюда людей, они создают эту атмосферу, и они приходят сюда общаться. Бар — это место, неизбежно привлекающее «своих», чужой тут просто не задержится. Общепит — это уже старая школа. Мы работаем в сфере гостеприимства. 


Коктейль-бар «SMETANA»
Адрес: Парижской Коммуны, 2а
Телефон: 987-11-33
Страница в Инстаграме
Группа Вконтакте