Posted 23 марта 2016,, 20:06

Published 23 марта 2016,, 20:06

Modified 29 мая 2023,, 09:25

Updated 29 мая 2023,, 09:25

На гуще: много ли в Красноярске кофеен

23 марта 2016, 20:06

В Красноярске регулярно открываются кофейни: появляются новые, расширяются старые, ездят туда-сюда мобильные. И куда, казалось бы, больше? Но рынку, как выясняется, еще есть куда расти.

Поиск в 2Gis по слову «кофейня» выдает в Красноярске более 90 заведений. Если вычесть из них всяческие кафе и рестораны, оставив лишь непосредственно кофейни, это число сократится раза в три. Эксперты, опрошенные «Проспектом Мира», сходятся во мнении, что до насыщения красноярскому рынку кофе пока далеко.

— Если сравнивать с недавним периодом, то, конечно, тенденция к насыщению есть, рынок становится активнее, — говорит директор «Академии кофе» Екатерина Школа. — Но всё равно, еще очень много мест для новых игроков, для развития существующих сетей. По сравнению с Новосибирском и тем более с европейской частью России у нас в городе кофеен практически нет.

По оценкам сооснователя сети GreenHouse Алексея Шу, в Красноярске напитки на основе эспрессо регулярно пьют не больше 10 тысяч человек. С такой оценкой согласна и Екатерина Школа. Речь идет не о тех, кто пьет сублимированный или свежесваренный кофе дома (эти цифры, понятно, выше), а именно о красноярцах, которые каждый день покупают стаканчик кофе в кофейнях. Спада интереса к напитку пока не наблюдается — наоборот, спрос будет только расти с распространением культуры потребления кофе, полагает Шу.

Назвать объем красноярского рынка в денежном выражении его игроки затруднились. По словам бывшего работника самой крупной в городе сети кофеен Traveller’sCoffee, ежемесячный план каждого заведения сети доходил до 1,2-1,5 млн рублей. И этих показателей, по его словам, компания достигала. В Красноярске сейчас работает как минимум девять филиалов Traveller’sCoffee, так что общая выручка только этой сети в Красноярске может превышать 10-13 млн рублей в месяц.

Средняя цена за чашку капучино или напитка раф, по наблюдениям Екатерины Школа, в городе колеблется в пределах 170-180 рублей.

— Эта стоимость абсолютно адекватная, никаких грандиозных наценок тут нет, — поясняет она. — Надо понимать, что в России или, скажем, Белоруссии, кофе не растет, так что никаким импортозамещением тут и не пахнет. Во-первых, стоимость тонны кофе со скачком доллара выросла существенно. Во-вторых, молочная составляющая кофейных напитков — сливки и молоко — тоже подорожала.

Стоимость входа на рынок красноярские эксперты оценивают по-разному, в зависимости от формата кофейни. Открытие небольшого «островка» в торговом комплексе может обойтись в полмиллиона рублей, тогда как на кофейню с посадкой и обширным меню понадобится 10-15 млн рублей, рассказывает Алексей Шу.

Дистрибьютор поставщика «Тонна кофе» в Красноярске, владелец кофейни WoodcoffeeCompany Евгений Линин считает, что на хотя бы мало-мальски серьезное дело понадобится минимум один-два миллиона рублей, «и то при таких цифрах придется затягивать пояс».

Значительную часть выручки у владельцев заведений будет съедать аренда, поясняет он: кофейня под 100 квадратов может обходиться в 200 тысяч рублей каждый месяц, какой-нибудь уголок — в 50-100 тысяч в зависимости от актуальности и проходимости места.

— Но это только аренда, — говорит Линин. — Ты ведь приходишь на всё голое: нужно делать ремонт, договориться со всеми эпидстанциями, пожарными, нанять персонал, обучать его, купить оборудование. Вот и выходит минимум миллион-другой рублей.

Затраты непосредственно на кофейное сырье в структуре общих расходов будут колебаться в пределах 25-32%, добавляет Екатерина Школа. По словам сооснователя WoodcoffeeCompany Сергея Белобородова, средняя цена на килограммовую пачку кофе составляет 1000 рублей: начиная примерно с 600 рублей за кофе, который можно купить хоть в супермаркете, заканчивая итальянским брендированным за 2000 рублей.

Если правильно выстроить модель бизнеса, то можно достигнуть рентабельности в пределах 20-35%, резюмирует директор «Академии кофе».

Главной особенностью кофейного рынка Красноярска является большое число кофемобилей. По подсчетам Евгения Линина, сейчас в городе работает не меньше 22 мобильных кофеен, и как раз этот сегмент рынка уже можно считать перенасыщенным.

Екатерина Школа объясняет бум кофемобилей тем, что запустить мобильную кофейню проще, чем стационарную. Открывают мобильные кофейни, по ее мнению, в первую очередь молодые люди, которые в свое время поработали в кофейнях, «знают о кофе и хотят его продвигать»:

— У них нет пяти-семи миллионов рублей на открытие стационарной кофейни, зато есть возможность взять кредит на миллион, занять денег у родителей на стартап.

В Новосибирске, где кофемобилей почти нет, больше федеральных игроков, которые до Красноярска просто пока не доходят. Кроме того, там исторически сложился «более инвестиционный рынок», считает она.

При этом хороший кофемобиль иногда может обойтись дороже, чем иная стационарная кофейня, добавляет Евгений Линин. Мало просто купить фургончик — это должен быть какой-нибудь симпатичный ретромобиль.

— Ты покупаешь груду старого металлолома, которую потом превращаешь в конфетку, — поясняет Линин. — И если раньше ее можно было взять за 150-200 тысяч, то теперь продавцы машин прочухали эту тему с кофемобилями и начали сбывать их за 450-600 тысяч. Причем ценники задрали еще до кризиса. Сейчас, наверное, они раза в полтора больше стоят.

Из 22 кофемобилистов, по мнению Евгения Линина, лишь половина знает, что делает, остальные просто паразитируют на модной теме, не всегда работая в плюс. Так что не исключено, что в грядущем сезоне число кофемобилей уменьшится.

Тем более, что на мобильных бизнесменов уже обратили внимание чиновники. Дело в том, что сейчас владельцы кофемобилей не платят за аренду земли, на которой торгуют, и свободно могут передвигаться по городу, меняя точки продаж. Городские власти же полтора года назад предлагали составить что-то типа схемы временных сооружений с аукционами на определенные маршруты торговли, по сути, превращая мобильные кофейни в стационарные. Впрочем, организационно-правовые вопросы чиновники не решили до сих пор.

"