Москва взята: как семья красноярских алкоторговцев создала «Светофор» и захватила Россию

Александр Ибрагимов
16367

Красноярский «Светофор» планирует открыть сто точек в Москве и в Московской области. Всего за пару лет красноярская сеть дискаутеров превратилась в федерального монстра с оборотами в десятки миллиардов рублей. «Проспект Мира» коротко рассказывает историю одной из самых закрытых торговых сетей.

Сейчас сеть ищет помещения под магазины. В Подмосковье уже работают три точки: в Можайске, Дмитрове и Наро-Фоминске. Скоро еще один магазин должен открыться в Москве на Нагатинской улице. До конца следующего года сеть планирует задействовать в работу до 30 магазинов в столичном регионе. 

Сумма вложений с учетом аренды помещений на срок не менее 15 лет может достигнуть 1,5 млрд. рублей, уточнил представитель «Светофора» изданию «Коммерсант»

Сеть работает в формате жесткого дискаунтера с сопутствующими ограничениями в качестве товара и сервиса. Ради экономии на издержках сервис в магазинах минимальный, товары разложены прямо в коробках и мешках на стеллажах, поддонах и полу. Товара в зале тоже по минимуму: основные позиции представлены одним-двумя производителями. По оценкам директора по маркетингу сети «Командор» Дмитрия Полуянова, количество наименований колеблется в пределах 800-1500 при средней площади дискаунтера в 900-1200 кв. м. Для сравнения: в том же супермаркете «Командор» на площади в 350-400 квадратов можно найти более 8000 наименований товаров.

Фото: svetofor.market

Товары в «Светофоре» представлены, как правило, мелких производителей с нераскрученными брендами — доля известных марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная цена при этом должна быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

— Сеть заключает прямые договоры с производителями: те для них делают продукты нужной цены, но при этом качество уходит на второй план, — описывает «Проспекту Мира» Полуянов. — Да, продукт невредный для здоровья, его можно есть, но он существенно отличается от товаров конкурентов.

Кроме того, «Светофор» активно скупает стоки у поставщиков — продукты с истекающим сроком годности, которые вернули крупные сети.

Все это вкупе с минимальными вложениями в запуск одного магазина (ориентировочно 1 млн рублей) позволяет дискаунтеру добиться низкой цены товаров. А цена для «Светофора» первична, поясняет «ПМ» Дмитрий Полуянов. В среднем стоимость продуктов в «Светофоре» примерно на 5-20% ниже, чем у местных конкурентов, что и привлекает покупателей.

Оборот сети, по данным агентства «INFOLine-Аналитика», в 2014 году составил 14 млрд рублей, а в 2015 уже превышал 30 млрд (по оценкам портала Retailer.ru мог достигнуть и вовсе 60 млрд).

Проект «Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начав активную экспансию по России, и за пару лет превратился в федеральную сеть. Только в Красноярске сейчас, по данным 2GIS, под маркой «Светофор» работает 23 магазина. К концу 2015 года у сети было 342 торговых точки в разных регионах, еще 100 готовилось к открытию. Сейчас, судя по данным сайта компании, сеть работает как минимум в 26 субъектах РФ.

Несмотря на такие успехи, владельцы «Светофора» — люди непубличные, и информации о них в открытых источниках практически нет. Большинство дискаунтеров сети оформлены на юридические лица с названием «Торгсервис», к которым добавлены разные порядковые номера. В Красноярске это, например, «Торгсервис 4», «Торгсервис 5», в Омске — «Торгсервис 55» и так далее.

Основными собственниками этих юрлиц является семья по фамилии Шнайдер, доля которых в уставном капитале обычно превышает 60%, а также их партнер Андрей Вейкулайнен. Главой бизнеса, судя по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего владеет самой крупной частью в уставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмами ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. С прессой бизнес-семейство не общается.

Как поясняли источники журнала РБК, столь большое число юрлиц владельцам нужно для децентрализованной системы управления в разных регионах. В каждой региональной группе магазинов работает свой управленец — сами члены семьи Шнайдер уже много лет не занимаются оперативным управлением бизнесом.

К дискаунтерам семья Шнайдер в свое время пришла из алкогольного бизнеса. В частности, именно они в начале 2000-х развивали в Красноярске сеть павильонов «Ленком», которая продавала пиво и слабоалкогольные напитки. В 2004 году «Ленком» поменял название (но не владельцев) на «Напильник» (ООО «Самип»), павильоны сменились стационарными магазинчиками. Сейчас, по данным 2Gis, в городе действует 62 магазина с таким названием. Выручка пивной сети в 2014 году превысила 355 млн рублей, чистая прибыль — 44,5 млн.

Помимо «Напильника» Шнайдерам принадлежит компания «Алкотрэйд», оптовый поставщик алкоголя с выручкой в 1,12 млрд рублей за 2014 год. Компания поставляет алкоголь в тот же «Светофор» и другие торговые сети.

Сфера бизнес-интересов владельцев «Светофора» распространяется не только на алкоголь и сверхдешевые магазины. Так, у Шнайдеров есть своя сеть дисконт-аптек «Здоровье 24», которые прошлым летом начали клонировать, как когда-то жесткие дискаунтеры. Сейчас под этим названием, по данным сайта 124apteki.ru, в Красноярском крае работает 11 аптек. Возможно, аптечная экспансия — планы на будущее красноярской семьи предпринимателей.

Наконец, Шнайдерам принадлежат и несколько медицинских центров: «Клиника в Северном» и академия здоровья «Эдельвейс» (выручка последнего в 2014 году — 6,5 млн рублей) в Красноярске, «Клиника на Верхней Набережной» в Иркутске.

Столь ощутимых успехов «Светофору» во многом удалось добиться благодаря эффективной системе логистики, считает Дмитрий Полуянов. «Они в свое время набрали хорошую компетенцию в своевременной доставке товара и сейчас отрабатывают ее на дискаунтерах», — поясняет он. Сыграл на руку и экономический кризис 2014 года: люди начали экономить, искать места, где подешевле.

В итоге формат дискаунтеров вслед за «Светофором» начали тиражировать и другие местные торговые сети: тот же «Командор» запустил «Хороший», «Красный яр» — сеть «Батон». А федеральная сеть «Биг Си» даже придумала дисконт-гипермаркет с названием «Папасветофор» («Мамасветофор», кстати, тоже есть).

Конкурентам в результате удалось немного потеснить «Светофор» в нише дешевых магазинов — весной сеть закрыла несколько точек в Красноярске и крае.

— Конкуренция в формате дискаунтер в Красноярске сейчас увеличилась, — поясняет Дмитрий Полуянов. — Первые «Светофоры» открывались порой в самых немыслимых местах, и покупатели туда ездили. Но, когда предложение товара стало ближе, ездить перестали.

В Красноярске, по его словам, «Светофор» уже прошел этап роста и сейчас больше занимается оптимизацией, закрывая убыточные площади и пытаясь вводить дополнительные способы совершенствования сети — например, тот же лимит на покупки. «Ограничение по ценам ввели, чтобы отсечь мелкую розницу и перейти на мелких и средних оптовиков, то есть чтобы покупатели покупали больше. Правда, это абсолютно нерыночная мера, ее негативно восприняли. Но пока идет активная экспансия в других территориях России, «Светофор» может себе это позволить», — говорит Полуянов.

Сильной стороной сети, по его мнению, можно считать то, что в «Светофоре» понимают: кризис продлится не вечно. Поэтому в сети сейчас аккуратно переходят от формата жесткого дискаунтера к более мягкому, среднеценовому сегменту:

— Да, сейчас людей мучает вопрос, как бы сэкономить или заработать денег. Но кризис сменится ростом, и у покупателей возникнет потребность в лучшем сервисе, в широком ассортименте товаров. Поэтому «Светофор» уже сейчас начал завозить брендовые позиции, известные торговые марки. Они уже смогли стать интересными для федеральных торговых марок.
Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх